Темы: Муж и Жена, Уважение, Организация быта, Мирьям Климовская, Самосовершенствование в браке, Критика
Добрый день! Скажите, пожалуйста, может и должна ли жена помогать мужу бороться с его ецер а-ра («злым началом») и как это делать правильно? Или каждый человек должен сам стараться перебороть в себе дурное начало? Благодарю за ответ. N.
Уважаемая N.!
Спасибо за важный вопрос. Прежде всего, Вы совершенно правы: ецер а-ра есть у каждого человека, причем именно такой, который он сам должен в себе исправить в соответствии со своими духовными силами и возможностями.
В этом, можно сказать, и заключается цель нашей жизни в этом мире: преодолевая собственное дурное начало, мы становимся лучше и так способствуем исправлению всего мира.
Но и дурное начало не дремлет: отступая в чем-то одном, что мы в себе проработали, оно набрасывается на нас в другой области, и снова надо напрягать все свои душевные силы, чтобы выстоять в очередном раунде. И так — всю жизнь… Причем чем лучше становится человек, тем более «утонченным», но и более мощным становится его ецер а-ра.
А если так, возникает вопрос. Собственное дурное начало даже разглядеть порой трудно, не то что бороться с ним. Зато, глядя на другого человека, мы сразу видим, что именно ему необходимо в себе исправить. И готовы дать пару десятков дельных советов, как это сделать быстро и эффективно.
Особенно это касается близких людей, которых мы, как нам кажется, хорошо знаем: в юности — братьев и сестер, иногда и родителей, впоследствии — мужа или жену и, конечно же, детей. Так, может, нам стоит скооперироваться и взять на себя работу над недостатками друг друга?
Скажем, каждый вечер в назначенное время садиться с мужем и за чашкой чая рассказывать ему, что именно в нем не так, а также давать подробные советы, как это исправить. А потом (или перед тем, или поочередно — как договоримся) в свою очередь выслушивать всё, что он обо мне думает.
Что-то подсказывает мне, что эта «замечательная» идея не вызовет ни у кого энтузиазма.
(Были в прошлом великие раввины, например, Гадоль из Минска[i], которые так и поступали: просили друзей или учеников говорить им об их недостатках, чтобы лучше понять, что надо в себе исправить. Но это были люди, стремившиеся лишь к одному: как можно лучше служить Всевышнему. К тому же, вряд ли они просили об этом своих жен).
Как бы ни были близки муж и жена, это всё-таки два разных человека, с разными задачами в этом мире, с разными душевными «инструментами» для выполнения этих задач, и, конечно же, с разными ецер а-ра. И побороть ецер а-ра другого в нашу задачу не входит.
А что входит? Дарить своим близким тепло, поддержку и самое главное — безусловную любовь. И принимать их такими, как они есть, со всеми их недостатками.
(Разумеется, речь идет о тех недостатках, которые условно можно назвать находящимися «в пределах нормы», а не, скажем, о насилии или тяжелых зависимостях — в таких случаях, и то не всегда, помочь может только специалист).
Но что же делать с дурным началом близкого человека? Не бороться с ним, но и не усиливать. Избегать нескромных зрелищ, смешанных свадеб, вечеринок и т.п. Повышать уровень скромности в собственном доме. Не допускать долгих посиделок в ночное время, если после этого мужу трудно встать вовремя на молитву или на работу.
Кормить всю семью более здоровой пищей. Выражать искреннюю радость, когда муж или сыновья учат Тору. Одним словом, стараться всячески облегчить им прохождение полосы препятствий под названием «жизнь».
И не ругать за срывы и неудачи. «Ибо семь раз упадет праведный, но встанет» (Мишлей 24:16). То есть праведник, который падает, всё равно остается праведником. И мы должны сделать всё, что в наших силах, чтобы облегчить нашим близким подъем.
Обо всём этом я, конечно же, напоминаю прежде всего себе. Бороться с ецер а-ра другого человека — это тоже ецер а-ра, причем очень хитрый, так как маскируется под нашу праведность и заботу о ближнем. Не стоит поддаваться на его коварные уловки.
Желаю всего лучшего!
С уважением, Мирьям Климовская
[i] Гадоль из Минска — раби Йерухам-Йеуда-Лейб бар-Шломо-Залман Перельман (5595-5656 / 1835-1896, Белоруссия — Литовский край) — выдающийся еврейский законоучитель.
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его