«В пустыне Арава» (1:1) Рав Мекицк Шели зацаль написал в книге «Бейт вешем» к этим словам: есть люди слова, которых сладки (аревим) для слушателей, но муль суф — если дослушать их до конца, окажется, что они — бэйн паран увэйн тофель. В них злословие или клевета, как у разведчиков в Паране, и в любом случае они неважны — тефель. Из них не извлечешь никакой пользы духовной или материальной, только пустая трата времени. Поэтому желательно, чтобы был лаван вехацерот — чтобы речь была лавана, белой, чистой от злословия, и также бехацерот — во дворах Дома Б-га, чтобы разговор шел о Торе и страхе небесном, в котором есть польза и вечный дух для человека.
И о субботе сказано ведабер давар — чтобы субботние разговоры были не о пустом (Шабат 113), но не о торговле и сделках (Раши). Гаон раби Йеошуа Софер зацаль рассказал притчу.
Случай с торговцем и его дорогим сыном, не особым умником и немалым глупцом. Когда он повзрослел, нашли ему невесту. Сказал ему:
— Ты, конечно, знаешь, что у меня есть друг за морем.
— Конечно, от него приходят иногда письма, а я собираю с них разноцветные марки.
— Так скажи мне, что ты от него хочешь получить на свадьбу.
Сверкнули глаза у сына. У приятелей, которые приехали оттуда учить Тору, покупал он разные вещи, а теперь они будут у него.
— Хочу такие блестящие шелковые рубашки, как у них. И такой красивый костюм, какие носят туристы, которые приехали оттуда. И такие лаковые острые туфли, как у них.
Длинный список. И вдруг остановил его отец.
— Хватит об этом.
Лицо парня стало огорченным, оборвался сон.
— Жалко тебе что ли, чтобы я продолжал мечтать? Если я закажу мебель, как на картинках и хрустальную люстру как во дворцах, роскошный автомобиль с шофером в ливрее.
— А почему ты решил, что это сон, — ответил отец, — что закажешь, то и получишь.
Засмеялся сын над словами отца.
— Но твой друг посылает только письма с марками. Разве поместятся рубашки в конверт? Ха-ха!
— Когда передает привет, — терпеливо сказал отец, — посылает конверт, а если заказ — посылки.
— Тогда почему ты прервал мой заказ? Он же может прислать и десять посылок.
— Пойми, — ответил отец. — За каждый заказ надо заплатить, а средства ограничены.
Мораль: Многие считают, что слова не имеют особого значения и треплют языками. Говорят запрещенные вещи и в субботу, и в будние дни. Будто во сне.
И не понимают, что за каждое слово придется заплатить, и лучше два раза подумать сначала, прежде чем сказать.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ