«До исполнения дней» (6:5). Не всегда Всевышний, благословен Он, открывает значение Своих действий человеку, но кто имеет терпение, чтобы дождаться «исполнения дней», удостоится потом увидеть в событиях своей жизни «великую руку» Всевышнего.
Знаменитые раввины Шалом Швадрон и Эзра Барзель учились в ешиве «Ломжа» в Петах-Тикве, а потом попросили перевести их в ешиву «Хеврон», которая тогда находилась в городе праотцев Хевроне.
Для этого надо было пройти экзамен у Сабы из Слободки, но, несмотря на блестящие результаты, их не приняли. Позже выяснилось, что рав Петах-Тиквы Реувен Кац решил, что ешива «Ломжа» пострадает от ухода двух талантливых учеников, и отправил письмо «Сабе» с просьбой не брать их.
Что делают обычно ешиботники, получая отказ? Расстраиваются, хватаются за голову, у некоторых даже наступает «кризис» в учебе…
Но эти ученики, которые стали потом выдающимися учителями Торы, не задумываясь о причине полученного отказа, с радостью возвратились к занятиям в «Ломже». Они знали, что все — от Небес, и все — к лучшему. Если их не приняли в ешиву «Хеврон» — это знак воли Всевышнего, и если Он так решил, зачем расстраиваться?!
Как проявилась затем «рука Властителя мира»? В том году в Хевроне арабы устроили ужасный погром, и десятки блестящих учеников ешивы «вознеслись вихрем в небо». Только Творец, которому ведомо, что произойдет, мог вложить в сердце рава Каца решение отправить письмо «Сабе из Слободки» не принимать двух учеников и тем самым спасти их.
И вот довод: через полтора года они снова проходили этот экзамен. На этот раз рав Рувен Кац посчитал, что ущерба для ешивы «Ломжа» не будет, письма отправлять не стал, и будущие раввины были с успехом приняты в ешиву «Хеврон».
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Око за око, зуб за зуб... Как подобному проявлению жестокости может быть место в Б-жественной книге? Где всепрощающее милосердие и охватывающее весь мир добро?
Рав Натан Агрес
Рав Барух Лехт
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Берл Вайн
В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Моше Пантелят
Рав Ефим Свирский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления