«Очень-очень хороша эта земля» (14:7). Йеошуа бин Нун и Калев бен Йефуне поднялись, чтобы опровергнуть клевету товарищей на Землю Израиля, и сказали, что она не пожирает своих жителей. Там хороший воздух, и она течет молоком и медом. Надо понять, что значит «очень-очень». Удивительное толкование мы находим в «А-эмек а-давар», и Нецив из Воложина обращается к нему несколько раз в своей книге. Нет в мире ничего подобного Земле Израиля. Но разве воздух в ней как в Швейцарии и фрукты как в Калифорнии, вода как в Турции, нефть как в Кувейте, алмазы как в Конго, золото как в Южной Африке? Так что же в ней особенное?
Ответим вопросом на вопрос: кто больше удовольствия испытывает от хорошей трапезы — богач или обычный человек? Конечно, обычный человек, он не привык к дорогим угощениям. Так израильтяне наслаждаются воздухом в Швейцарии, а швейцарцы его так не ценят — привыкли…
В этом драгоценность Эрец Исраэль и ее особенность: есть земли, которые выделяются чем-то особенным — водой или солнцем, горным воздухом или плодами долин. А есть лишенные этих благ, бедные и нищие. Уникальность нашей земли в том, что в ней все есть — но нет ничего постоянного. Есть дождливый сезон, и есть сухой. Тяжелое лето и легкое лето. Обильный урожай и неурожай. И так во всем. И тогда всякое благо мы ощущаем и благодарим за него. И для нас оно каждый раз новое: «очень и очень». И потом опять «очень».
Для чего это так? По двум причинам: чтобы каждый раз снова благодарить Творца, как говорим благословение Б-гу Шеехияну за плоды, которые в первый едим в этом году. А вторая и главная причина — чтобы мы знали, что полностью зависимы от руки Творца благословенного. «Если будете слушать и исполнять Твои заповеди…дам вовремя дождь вашей земле…и соберешь твой хлеб, и вино, и масло…берегитесь, чтобы не соблазнилось ваше сердце…и затворю небеса, и не будет дождя, и земля не даст свой плод» (Дварим 11—13).
Раби Шалом Адани, автор книги «Шалом Ирушалаим» о скрытой Торе и «Суккат Шалом» — об открытой Торе, говорит о достоинствах Святой Земли. Он шел из Адена в Иерусалим дорогой длинной как один день. Продал дом и имущество и отправился в путь. Шел из города в город, из деревни в деревню, пока не пришел в Йемен. Властям стало известно, что еврей из Адена пересек границу, и его остановили. Должен был умереть, но группа евреев, рискуя жизнью, вторглись в тюрьму и освободили его.
Он продолжил путь, и напали на него разбойники. Забрали все, что было, оставили только кожаную одежду. По дороге дальше, по милости Небес, он выздоровел.
Пристал к каравану. Но денег не было, поэтому следовал за ними пешком.
Ослабли его колени, с трудом добрался до одной деревни. Упал на улице, как камень, и провалился в глубокий сон. Почувствовал во сне на шее и плечах какую-то тяжесть, жгучую как пламя. Открыл глаза и отбросил от себя далеко свою ношу — а это была громадная ядовитая змея.
На этом не кончились его злоключения, пережил бурю на море, преодолел пески пустыни и добрался, наконец, до врат Иерусалима. А там пришел в ешиву кабалистов «Бейт Э-ль».
Там учили величию в Торе, открытой и скрытой, и помогли ему встать в полный рост. Там он написал свою великую книгу «Шалом Ирушалаим», комментарий к «Эц Хаим», и пояснял кабалистические медитации Рашаша к молитве. И тем удостоился святости Святой Земли.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский