Темы: Недельная глава, Рош Ашана, Цдака, Оцарот
В Рош ашана говорится: «Но молитва, но тшува, но цдака (пожертвование) отменяют суровый приговор».
Действительно, за цдаку и доброе дело человек пожинает плоды в этом мире, а кроме того, награда за них существует в будущем мире. Удостаивается он за них доброго и благословенного года!
Магид из Каменец, благословенна память праведника, пришел однажды в дом одного из богачей города, и во время их беседы в дверь постучался бедняк. Он показал письмо от рава своего города, и богач дал ему медный грош. Стал бедняк уговаривать его дать еще грош. Вскипел богач и сказал: «Что это за ходячее бедствие, идущее от двери к двери! Нет от них покоя, еще один говорит, а уже другой приходит. Этот из погорельцев, а этот оборванцев, этот должен выдать замуж дочь, а у этого горькая судьба, и все на моей шее. И они ненасытны, как пиявки, говорящие: дай, дай!»
Устыдился бедняк, а Магид сказал: Давай, расскажу тебе, что случилось со мной, когда я ехал из одного города. Стояли летние дни, и солнце пылало, как огонь. Бедная лошадь еле плелась из-за сильного зноя. Приехали мы в город, и тучи мух, блох и мошек набросились на лошадь, кусая ей спину и живот до крови. Лошадь обмахивалась хвостом, а извозчик хлестал кнутом, отгоняя их, но насытившиеся отступали, а голодные занимали их место.
Извозчик, еврей простой и честный, оставил лошадей и обратился ко мне с вопросом: «Раби, ведь Святой, благословен Он, творит добро, и однажды я слышал, что ничего в мире Он не сотворил напрасно. Почему же Он не пожалел бедное животное и дал мухам сосать ее кровь?!»
Ответил я ему: «Если бы ты мог читать книгу природы, ты не удивлялся бы деяниям Ашема, а знал бы, какое большое благо делают эти мухи с твоей лошадью и с тобой, и воздал бы хвалу и благодарность Ашему! Ибо в книгах природы написано, что в Африке вынуждены пускать лошадям кровь, и многие их них умирают от этого. И ученые провели исследование, и открыла причину этому: там нет мух, сосущих кровь из животных, и когда у них накапливается плохая кровь, они вынуждены пускать им кровь, от чего многие из них умирают. И если бы здесь не было мух, ты должен был бы заплатить деньги врачу, чтобы он пустил кровь, а потом выжидать неделю, чтобы животное окрепло. Но Святой, благословен Он, послал бесплатного врача, излечивающего твою лошадь прямо на работе!»
Когда услышал извозчик эти слова, вознес руки к небесам и сказал: «Благодарю Тебя, Ашем, за добро, которое Ты сделал мне и моей лошади, прости мне слова, сказанные без понимания!»
Обратился тут Магид к хозяину дома и сказал: «И то же самое я говорю тебе о твоей жалобе на бедняков. Если бы ты понимал пути управления Святого, благословен Он, и Его добро, попросил бы прощения и искупления за свои слова, а не обзывал бы бедняков “пиявками”. Ты понял бы, какое благо оказывают тебе “пиявки, сосущие кровь”. Ведь мидраш говорит: что всякая дверь, не открывшаяся бедняку, открывается врачу. Если постановлено человеку отворить его лишнюю кровь, деньги, про которые на Небесах решили, что они лишние для него, то лучше, чтобы эти “пиявки” забрали у него их добрым и легким путем, чем он будет вынужден отдать их путем тяжелым и болезненным»… (Атерет цви)
Как велико действие цдаки, и как многочисленны ее плоды: «И принесут деяния цдаки мир (личный мир и мир в доме, в обществе, в стране), а служение цдакой — спокойствие и безопасность на века» (Ишаяу, 32:17). «Цдакой ты утвердишься» (Ишаяу, 54:14). «Цдака спасает от смерти», «Сеющий цдаку — запруживает правдой». Как запруда собирает воду, так цдака собирает все блага, для творящих ее. «Гонящийся за цдакой и милосердием, найдет жизнь, цдаку и почет». (Мишлей, 21:21) Но задается вопрос: молитва и тшува, ладно. Можно их сделать тут же, на месте, даже в праздник, чтобы отменить суровый приговор. Но ведь цдака, деньги — это в праздник мукце, нужно ждать исхода святого праздника. А что будет тем временем? Это горькая и губительная ошибка. Неверно думать, что цдаку можно дать только деньгами. Нет и нет! Улыбка другому — это цдака. Поинтересоваться здоровьем, пойти на маленькую уступку (уступить место, молитвенник, открытие Арон акодеш, поднятие к Торе) — это невообразимые милосердие и цдака.
Неверно думать, что цдаку и милосердие можно оказать только бедным. Их можно сделать для богатого и уважаемого, для соседа и компаньона, для братьев и сестер, супругам — друг другу, родителям и детям.
Доброе слово, лучистая улыбка, поддержка и похвала — и мы отменим суровый приговор. (Шаарей армон) Верное средство быть оправданным на суде Мы все просим добрый и сладкий год. Год спокойный и тихий, без страхов, нужды, и огорчений. Без страданий и мучений, болей и горя. Но давайте будем честными сами с собой. Так ли мы уж справедливы, неужели наш багаж с заслугами так тяжел и совершенен. Разве мы не похожи на ребенка, пришедшего с десятью шекелями в кармане в магазин электроприборов и думающего купить самый дорогой прибор… Разве не напрашивается ответ: «Мальчик, за десять шекелей можно купить только горсть конфет».
Кто достоин просить совершенно доброго года, без малой примеси печали и страданий? Во первых, совершенные праведники, главы поколения. На них мир держится, ими существует, и ради них он сотворен (Трактат Брахот, 6). Но обычный человек, как мы… Может быть, он отличается делами милосердия, спасает души. А ведь каждый спасающий одну душу из Исраэля, как будто спасает целый мир, и милосердие — заповедь, плоды которой человек пожинает в этом мире, а награду за него он получает в мире будущем. Если придет кто-то с заслугой спасения душ, ладно. Но обычный человек, как мы… Если придет кто-то, спасший целый район? В котором живет несколько сот человек? Обещан ему добрый год — но кто удостоится этого?!
И последний вопрос: если предстанет человек перед судом и сможет привести доказательства, принимаемые Высшим Судом, что он спас весь мир. Доказать, что в его заслугу существует мир! Есть ли у нас понятие об этом милосердии с миллиардом людей, со всем человечеством — и в том числе с народом Исраэля. Есть ли сомнение в том, что ему ответят на его просьбу о добром годе?! Но кто тот, кто может претендовать на это? Ты, читатель! Да, ты. Выслушай слова Гмары: Сказал раби Илаи, мир существует только ради тех, кто закрывает свой рот в час ссоры. Как сказано: «подвесил землю на тормозах». Кто-то сказал тебе что-то, сделал тебе что-то, и ты прав. Прав, но воздерживаешься. Это трудно, это конечно, нелегко. Но в это мгновение ты приобретаешь свой мир. И Наверху посчитают, как будто ты поддержал существование всего мира, и выполнят все твои просьбы для добра. И не только в этом случае. Бывает, что приходит человек в день Суда, а его положение, как бы сказать, ну, не блестящее. Он конечно, полон заповедей, как гранат, но и вторая чаша не пуста. И тогда, прежде, чем его суд кончится, приходит белый ангел и говорит: «Постойте, этот человек воспитывает своих сыновей по Торе, и все заповеди, которые выполнили его сыновья, прибавляются ему».
И сразу водопад заповедей выливается на правую чашу. А каждая заповедь — дыхание изо рта малых детей, которые не грешили, и в заслугу этого существует мир. И выходит, оттого, что он послал своего сына учить Тору, у него есть доля в существовании всего мира, в усилении милосердия, света, блага и благословений мира, и это милосердие также засчитывается ему в заслугу. И родители удостаиваются не только радости от детей, не только хорошего традиционного воспитания, не только присоединения к золотой цепи поколений, но и доброго, светлого года, года счастья и благословений, года света и радости. (Мааян амоед)
Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его