«Откуда у меня мясо» (11—13) Моше рабейну, верный пастух, стоит и шепчет: «Откуда у меня мясо, чтобы дать всему народу…потому что вопят на меня: дай нам мяса и будем есть… А если Ты со мной так поступаешь, убей меня. Пожалуйста, убей — если я нашел милость в Твоих глазах…»
Чего хотел верный пастух, что так ранило его душу, что смерть для него стала лучше жизни? Мы слышали интересный рассказ, со странной, на первый взгляд, но глубокой идеей.
Ребе из Коцка зацаль всегда стремился к чистой правде, к полной ясности в Торе, в заповедях, во всем. Он просил от трехсот своих учеников, чтобы отрешились от мирской жизни, пожертвовали всем, в первую очередь, своими желаниями и привычками, пошли за ним в лес и закричали изо всех сил: «Ашем У АЭло-им: Б-г — Г-сподь»!
Они пришли, но вместе с ними потекли амей аарец — неучи, погруженные в земное, которые думают о хорошей зарплате, здоровье и всяких мелочах. И молят об исцелениях и спасениях.
Когда ребе из Коцка встретил своего друга ребе Ицхака из Ворке и спросил: «Помнишь историю о святом козле»?
Раби из Ворке промолчал, и ребе из Коцка начал:
Случай с евреем, у которого была табакерка из рога. Пропала у него табакерка, и он расстроился. Пошел и встретился со святым козлом, у которого была борода и рога, такие длинные, что достигали до звезд. Рога терлись о звезды и поглощали их свет. Сказал человек: «Козел, козел, дай мне от твоего рога и сделаю себе табакерку».
А козел был милосердный. Наклонил голову, человек отрезал кусочек от его рога и сделал из него сияющую табакерку. Увидели ее люди и позавидовали. Стали обращаться к козлу, каждый по очереди, и козел исполнял желания каждого. Наклонял голову, и каждый отрезал по куску его рога. И рога становились все меньше и меньше. Уже не поднимались высоко в небо и не доставали до звезд. Не царапали звезд и не поглощали их свет. Стали короче, чем у обычных козлов. Щипал козел травку и жалел, что стремятся люди делать табакерки из бывших рогов…
Грустная история. Это притча, конечно. О великом человеке, рога которого достигают звезд — мысли устремляются в самую высь. И приходят к нему люди со своими мелочами, крадут его время, низводят его с высот. Они получают «табакерки», исполнение пустых просьб, а его рога становятся все короче. Мы сожалеем о людях, утруждающих великих, чтобы помогли им достичь их низменных целей.
Но если вдуматься в эту аллегорию, все наоборот. Потому что будь «козел» действительно высоким — как лестница, стоящая на земле, вершина которой достигает небес, они не смогли бы привести к его умалению. Но он был невелик, только рога были направлены к небу и достигали звезд, а сам не менялся, оставался таким, каким был.
Оооой! — пронзительный крик. Был бы великим, великим среди великих, как называли праотца Авраама (Йеошуа 14:14), мог бы простираться перед незнакомыми прохожими арабами, чтобы оказать им гостеприимство, и бежать к своему скоту, чтобы выбрать лучших и накормить случайных путников языками с горчицей, а потом провожать своих гостей. И все это только возвышало бы его от раза к разу. Но если козел был козлом и остался козлом, люди могли приходить и укорачивать его рога…
И наши учителя рассказывают нам, что таким был уровень Моше рабейну, самого скромного из людей. Он не верил в себя и боялся, что если будет заниматься мясом для народа и всеми этими мелочами, станет низменнее и потеряет свой уровень: «Если Ты так со мной поступил, убей меня, пожалуйста, убей».
Но Святой, благословен Он, сказал ему, что он велик своей мощью, и от него ничего не убудет: «Как масляный светильник на меноре, от которого все зажигают огонь, а его свет совершенно не уменьшается» (Раши 11—17).
Мы приняли от знатоков тайн, что семья — малый лик Его Присутствия. И глава семьи — верный пастух, «потому что каждый — царь в своей семье» (Авот дераби Натан, 28). И на него возложено пасти ее, чтобы не сбились с пути, а его уровень не снижался. Чтобы посвящал время для Торы, изучал Галаху, совершенствовал свои человеческие качества, и служил образцом (Мааян а-шавуа).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его