Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Недельная глава, Дварим, Реувен Пятигорский, Упрек
Весь еврейский мир на этой неделе начинает читать пятую книгу
Торы — Дварим. С первых слов («Вот речи, которые произнес Моше всему Израилю за Иорданом, в пустыне») и до конца — она посвящена прощальному наставлению, которое дал Моше евреям перед своей смертью.
Сначала пророк напоминает о том, как он установил суды, чтобы все свои споры евреи разрешали на основе законов Торы. Вспоминает он и о «грехе разведчиков», посланных народом в страну Кенаан через год после Исхода из Египта (см. главу Шлах). Тут же с горечью отмечает, что ему самому не дано войти в Святую Землю, ибо наказан Всевышним, — и именно по этой причине вынужден обратиться к народу, который отныне без него будет бороться с местными племенами. Народ должен укрепиться в своей вере в помощь Творца!
Сорок лет блужданий по пустыне — таково было наказание вышедшим из Египта за строптивость и нежелание войти в землю, которую Всевышний обещал их праотцам. Но вот вымерло первое поколение, родились новые люди, не знавшие рабства, настало время входить в Землю.
Моше пересказывает события последней поры, говорит о том, как без войны прошли колена через владения Эсава и мимо пределов Моава, после чего разгромили двух грозных эморейских царей — Сихона и Ога.
Заканчивается первая недельная глава книги Дварим обращением Моше к Йеошуа бин Нун (Йеошуа, сыну Нуна), который должен был вести народ дальше: «Своими глазами ты видел все, что сделал Всевышний с этими двумя царями. Так Он поступит со всеми царствами, через которые будешь проходить. Не бойтесь их, ибо Всевышний сражается за вас!»
Из года в год глава Дварим читается на неделе, которая
предшествует посту Девятого ава (в этом году дата поста выпала прямо на субботу, поэтому пост начинается на ее исходе, вечером 5 августа, и завершается с появлением звезд вечером 6-го).
Но какая связь между нашей главой и постом? — В начале главы Моше рассказывает о «разведчиках», после похода в Страну заявивших, что войти в нее нельзя. Случилось это Девятого числа летнего месяца ав. Сказал евреям Всевышний: сегодня вы плачете зря (не поверив в то, что Я помогу вам завоевать Кенаан), но отныне будут у вас весомые причины для слез (т.е. если придут беды, то придут именно в этот день). С тех пор много раз так и случалось в нашей истории: многие трагедии — среди них уничтожение Первого и Второго храмов — произошли Девятого ава.
Комментаторы отмечают суровость выступления Моше. На это у него были основания. Прежде всего отметим, КОГДА он говорил. Простой подсчет показывает, что речь, приведенная в книге Дварим, говорилась пророком в течение тридцати шести дней. Действительно, из третьего стиха нашей главы мы видим, что начал он речь первого числа одиннадцатого месяца (месяц шват), а умер, как сообщает наша традиция, седьмого адара в том же году. Тридцать дней в швате плюс шесть в адаре, получаем 36. Кстати, намек на это число содержится в первом слове книги эле — «вот они», «эти», «вот какие» слова сказал Моше. Если вспомнить, что за каждой еврейской буквой скрыто определенное число, то можно подсчитать «вес» (гиматрию) слова эле: алеф — 1, ламед — 30, эй — 5, итого 36. Так или иначе, свои увещевания Моше высказал, находясь буквально на пороге смерти. Этому он научился у нашего праотца Яакова, который тоже произнес критические слова своим двенадцати сыновьям лежа на смертном одре.
Мудрецы учат, что речи с критикой в адрес других людей по нескольким причинам стоит отодвинуть поближе к часу своей кончины (если их вообще произносить!), но в другое время жизни надо уклоняться от предъявления претензий окружающим — даже если они обоснованы. Вот эти причины: чтобы провинившийся не испытывал каждый раз чувство стыда, встречаясь с тем, кто его отчитал; чтобы он не испытывал чувство неприязни к нему; чтобы он вообще дослушал до конца тот выговор, без которого, как вы считаете, ваш визави не обойдется. Некоторые говорят, что, только завершая жизнь, имеет смысл предъявлять претензии другим — по той причине, что лишь в этом случае человек сам не совершит грехов. Ибо если ты учишь, а потом грешишь, то будь готов выслушать от своего вчерашнего ученика выговор покруче того, что он получил от тебя.
С другой стороны, нам известен закон: «Увещевай своего ближнего и (тогда) не понесешь за него греха» (Ваикра 19, 17). Т.е. не проходи мимо нарушителей, делай им замечания, учи их! Противоречие между двумя приведенными правилами снимается так. Оказывается, есть два вида увещеваний: отчитать человека за конкретные дела — или поговорить с ним в общем плане, без деталей. В первом случае провинившийся испытывает стыд. (Если он ничего не испытывает, кроме раздражения, то какой смысл вступать с ним в пререкания?) Испытавший стыд человек способен скорее к повторению греха, чем к исправлению. И лишь когда ты не колешь глаза человеку его проступком, он может выслушать тебя. Об этом говорит стих: «увещевай ближнего» — даже несколько раз, пока он не поймет, о чем идет разговор.
И еще: чтобы остановить человека от греха, к которому он, как ты полагаешь, направляется, стоит начать педагогический разговор; но о том, что уже совершено, хорошо говорить, в очнь мягкой форме. Не надо раздражать людей излишними поучениями. От этого мало кто исправляется. Пророк Моше высказал свои резкие упреки евреям только в конце жизни.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»