«Отомсти мидьяним за Сынов Израиля» (31:2)
Да что они такое сделали? Участвовали по совету Билама-злодея в совращении Израиля. Там была мидьянка Козби бат Цур, и сказал всем Моше: «Это же те самые, что соблазняли Израиля по наущению Билама, побудив стать неверными в деле Пеора, и навели мор на общину Бога» (31:16). Поэтому был послан Пинхас, чтобы им отомстить.
Возникает вопрос: Но ведь начали моавитяне, они позвали Билама, и Балак был царем Моава, он хотел проклясть Израиль и принял совет Билама, чтобы побудить израильтян блудить и поклоняться идолу, и вызвать этим гнев Б-га: «И стоял Израиль в Шитиме, когда начал народ развратничать с девицами Моава. И звали жертвовать их идолам, и поклонялись им, и явил Бог гнев Израилю» (25:1—3).
Мидьян тут даже не упоминается, он был не главным. Почему же Израиль с Моавом не воевал?
Сказано в Талмуде (Бава кама 35): «Что мидьянитяне, они же только пришли помочь моавитянам. Сказала Тора: выступи против мидьянитян и порази их» (Бемидбар 25:17). А моавитяне сами пошли, разве не тем более их следует поразить. Сказал Святой благословен Он: не так как думаешь ты, думаю Я. Есть у меня два хороших цыпленка, чтобы вывести из них Рут-моавитянку (прародительница царской династии Давида) и Нааму-амонитянку (жена Рехавама, сына Шломо).
Говорят об этом Сифтей хахамим: почему вышли из этого моавитяне без ущерба? Ведь мог Святой, благословен Он, так повернуть все события, что вышла бы из этого народа семья Рут без всякого вреда…
Но все рассказы Торы преследуют одну цель: вывести из них урок и наставление. Потому что Тора — значит учение. И здесь тоже скрыт потрясающий урок: если в целом народе есть одно хорошее зерно, которое через несколько поколений даст хороший плод, то не делают плохого этому народу. Например, гаон раби Яков Мелиса в предисловии к своей книге «Нетивот амишпат» писал, что одна хорошая вещь в книге уже спасает всю книгу. А раби Шломо Клюгер в предисловии к своей книге «Нидрей зризин» привел этому подтверждение из Хаей Адам: кто удостоится возвыситься и принести своему народу совершенную жизнь, в которой нет порока и ошибок? Мало таких праведников, о которых можно сказать: «Безупречны они, и совершенна их жизнь». Но что? Мы полагаемся на то, что наверху отделят из нашей запутанной жизни цветы от сорняков.
И мы говорим: может быть, никто не может написать совершенную книгу, но достаточно и того, чтобы там было что-то хорошее и полезное, хотя каждый автор мечтает о совершенстве. Как написано в «Сефер толдот адам»: потомство праведников — заповеди и добрые дела. Сначала следует удалить все сорняки и колючки, а потом сажать плодовые деревья и цветы. И за все вырванные сорняки и хорошие посаженные семена удостоится награды в вечном мире. Но мы должны стремиться к духовному величию — к небу, ввысь. Поднимите глаза к небу!
Это касается нас: но по поводу «отомсти за Сынов Израиля» и критики окружающих, здесь взгляд противоположный: если есть хоть одна хорошая точка, зернышко, даже если неизвестно, когда оно прорастет и принесет один хороший плод (даже в сопровождении всякой всячины), удержитесь от критики!
Но если мы знаем, что даже самые пустые евреи полны заповедей как гранат, скромные, милосердные и делающие добрые дела, верующие, дети верующих, сыны Творца, то как же нужно остерегаться говорить о них что-то негативное!
Дедушка из Кельма зацаль говорил, что Творцу стоило создать мир и управлять им две тысячи лет, чтобы нашелся один еврей и сказал бы не раз в своей жизни Барух АШем! Ведь тогда исполняются слова «Все, что создал Святой, благословен Он, во славу Свою сотворил», «Я создал этот народ…о славе Моей расскажут». И разве есть еврей, который бы никогда в жизни не сказал «Барух АШем», не оправдал бы свое существование?!
Да будет это знание основой взаимной любви — к своим ближним и к Израилю. И да удостоимся мы благодаря этому вскоре полного освобождения (Мааян а-шавуа).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Всевышний приказал Аврааму принести в жертву своего сына Ицхака. Мудрецы считают, что Творец хотел наказать праотца за излишнее милосердие.
Рав Яков Шуб
Как привить детям наши ценности, если в нашем городе еврейская жизнь не так налажена? Почему адвокат гангстера свидетельствовал в суде против своего клиента? Чего не хватало успешному адвокату? Почему Ицхак был готов стать жертвой?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Какова сущность смеха в физическом мире? Что конкретно провоцирует эту универсальную реакцию человека?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Рав Бенцион Зильбер
В каком месте Торы описаны эти события?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.