Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Глава Торы Матот рассказывает о войне, которую евреи вели против народа Мидьян. Интересно, что повеление воевать с Мидьяном и отомстить ему за тысячи погубленных евреев Тора даёт дважды. Первый раз в предыдущей главе Пинхас, сразу после мицвы оповестить всему Израилю о смысле поступка Пинхаса, и второй раз в нашей главе. Сразу за этим евреи отправляются в военный поход. В чём смысл этого? Объясняет святой "Ор Ахаим", что повеление "враждуйте с мидьянитянами и поражайте их" в главе Пинхас состоит не в том, чтобы развязать военные действия, а в том, чтобы изменить своё отношение к ним и к тому, что они несут и выражают. Чтобы победить в войне, нужно этого удостоиться, стать выше того, с кем ты воюешь. А евреи, заражённые развратом и идолопоклонством, были ещё от этого далеки. Некоторые из них испробовали вкус преступления на деле сами, некоторые смотрели и слушали, поэтому эта страсть была им приятна и горела в них в полную силу. Воевать и победить в таком состоянии невозможно. Поэтому сначала нужно было вылечить эту болезнь, выкорчевать её с корнем, и только после этого можно было думать о самой войне. В этом смысл повеления "враждуйте с мидьянитянами". Объясняет "Ор Ахаим", что природа разврата близка и естественна для человека. Тот, чьё мышление и зрение заражено образами и картинами, просто не в состоянии устоять против этой силы и находится в постоянной опасности. Только присутствие Б-жественного в человеке способно вылечить и направить его на другое. Повеление "враждуйте с мидьянитянами" означает научиться по-настоящему ненавидеть и испытывать отвращение к тому злу, которое они несут, враждебному по сути к святому и Б-жественному. Когда евреям это удалось, а это заняло время, последовало повеление отправиться в военный поход.
Книга "Тания" говорит о том же принципе. Шкалой внутреннего развития еврея, степени его праведности является любовь. Тот, кто любит святость больше, тот и служит Всевышнему лучше -- качественно и количественно. И эта служба ему не только не тяжела, но, наоборот, доставляет ему радость и удовольствие, потому что он любит это, и эта любовь пораждает силу его желания. Обязательным последствием этой любви является ненависть и отвращение ко всему враждебному святости, к животному и преступному. Оба эти чувства являются двумя сторонами одной медали. Праведник любит страстной любовью всё Б-жественное и, соответственно, испытывает ненависть и отвращение к отрицательному. А тот, кто любит запретное, соответственно ненавидит святое. Если человек сидит на двух стульях и одинаково любит и то и другое, значит это ложь, его большая любовь к святому является просто фантазией, которой он себя обманывает.
Ещё о войне. Трофеи, полученные на войне, евреи разделили поровну между участниками похода и остальным лагерем. Так же поступил в своё время и Авраам во время войны с четырьмя царями. Он позаботился, чтобы его союзники, охранявшие обоз, получили свою долю добычи наравне с ним, а затем отказался от своей доли. Это же правило действовало в армии царя Давида, и его устанавливает Рамбам в качестве Закона: вся армия, как те, кто непосредственно воевал, так и те, кто был в обозе, "тыловые крысы", как говорили в Советском Союзе, получают одинаковую долю в трофеях. Любая война – это Суд, когда на Небесах взвешивают заслуги и преступления воюющих сторон. Тот, у кого заслуг больше, заслуживает спасения и побеждает. Под этот Суд попадает вся страна, поэтому совершенно неважно кто на передовой, а кто в тылу.
"И множество скота было у сынов Реувена и у сынов Гада". Они просят позволения у Моше получить свой земельный надел за Иорданом, и Моше заключает с ними договор, что если они вместе со всеми будут участвовать в завоевании Эрец Исраэль, то их надел будет здесь -- так, как они просят. Мидраш отмечает интересную деталь. Оговаривая детали их соглашения, сыновья Гада и Реувена на первое место ставят возможность построить загон для скота, а на второе -- города для детей и жён. Моше исправляет их и говорит, что в начале пусть построят города для детей, а потом загоны для скота. Создаётся впечатление, что сыновья Гада и Реувена были жадными, и имущество было им дороже детей, не дай Б-г. В книге "Оэв Исруэль" Аптер Ребе זצק''ל, זי''ע учит нас, как правильно понимать этот Мидраш, и как вообще нужно учить Мидрашим. Баал Шем Тов говорит, что между человеком и его имуществом есть глубокая внутренняя связь. Внутри животных и вещей человека спрятаны искры святости, родственные его душе. Эти животные и эти предметы специально посылаются человеку Свыше для того, чтобы они помогали ему в жизни, в его службе Всевышнему, и так получали своё исправление. Этим объясняется то, что человек так привязан к своим вещам, а когда они теряются, места себе не находит, как будто что-то оторвали от него самого. Это действительно так. А бывает, что вещь потеряна, и человек легко её забывает, как будто и не было. Это означает, что все искры святости, скрытые в этой вещи и относящиеся к душе этого человека, он уже исправил и теперь Всевышний посылает эту вещь кому-то другому. Наши отцы Авраам, Ицхак и Яков много занимались своим имуществом, многочисленным скотом, который у них был, потому что во всем этом было спрятано множество святых искр, близких их душам. Сыновья Гада и Реувена увидели, что Свыше им послали многочисленный скот и они находятся в земле с хорошими пастбищами. Они поняли, что в этом особенность их служения Б-гу и именно здесь, в Заиорданьи, должен быть их надел. Поэтому в своей просьбе они поставили на первое место загоны для скота. Моше Рабейну прекрасно их понял, но напомнил им, что основные искры святости человека находятся не в имуществе, а в его детях, а их нужно, пока они малы, охранять гораздо больше. Поэтому вначале нужно выстроить города, чтобы уберечь детей от опасностей физических, и город "Ир" духовный, чтобы уберечь их от опасностей духовных. Когда еврей выполняет мицву в чистоте и святости, это создаёт особого ангела "Ир", который бережёт душу детей, пока их отцы в походе. В этом был смысл исправления Моше.
Из рассказов о праведниках
Рабби Менахем Нухем из Чернобыля, автор "Меор Эйнаим" זצק''ל, זי''ע был в молодости учителем. Его нанял один еврей, и он жил у него в доме. Однажды ночью он зажёг в своей комнате свечу, сел на пол и стал с плачем читать "Тикун Хацот", оплакивая галут. Хозяйка дома услышала плач, разбудила мужа и послала его посмотреть, что там происходит. Он вошёл в комнату гостя и спрашивает почему тот плачет, может что-то случилось или он заболел. "Нет, со мной всё в порядке, слава Б-гу, я просто говорю "Тикун Хацот"". "А что это такое?" – спросил хозяин. "Это такая молитва, - объяснил реб Менахем Нухем, - я прошу Всевышнего пожалеть наш народ и послать нам Мошиаха, чтобы он привёл нас в Святую Землю и построил Храм". "А, понятно", - сказал хозяин и отправился спать. "Сара, ты знаешь, - сказал он жене, - наш раввин просто молится, чтобы пришёл Мошиах и мы все смогли поехать в Палестину". "Ой, Хаим, - заволновалась женщина, - мы не можем в Палестину, у нас, слава Б-гу, такое хозяйство, корову недавно купили -- как мы можем всё это бросить! Иди скажи раввину пусть лучше не молится, а то намолит ещё что-то. Нет, мы в Палестину никак не можем". Хаим пошёл и передал слова жены. "Но ведь мы здесь в галуте и всё благополоучие так непрочно. В любой момент могут нагрянуть поляки, казаки, татары и всё забрать. На Святой Земле будет всё по-другому" – сказал реб Менахем Нухем". Хаим был покладистый и согласился с ним. Но Сара оказалась упрямой. "Пусть лучше раввин попросит, чтобы все эти поляки, казаки и татары сами отправились в Палестину и не мешали нам жить". – сказала она.
Когда я рассказал эту историю на уроке, мне кто-то заметил, что пожелание этой женщины сбылось : сегодня здесь живут и поляки, и козаки, и татары.
Агит шабос, Яков Доктор.
Теги: Недельная глава