«И взял Корах» (Корах, 16:1) Глава начинается с удивления. «И взял Корах», что взял? Не написано…
И комментаторы приводят разные объяснения: «Взял себе злое приобретение» (Трактат Санедрин, 109). Его сердце взяли (Рамбан). Взял себя в спор (Раши).
Все объяснения верны, но все-таки, может быть, нельзя понимать эти слова буквально, и на самом деле Тора хотела сказать: «И взял Корах», что взял? Ничего!
Что имеется в виду? Очень просто: предположим, что охотник вышел поохотиться и наткнулся на спящего оленя. И предположим, что он подкрадывается к нему тихо-тихо и хватает его. Есть у него что-нибудь в руках? Разумеется! Он поймал оленя. Но, предположим, охотник вышел поохотиться и увидел спящего тигра. Он подкрадывается к нему тихо-тихо и набрасывается на него. Есть у него что-нибудь в руках? Может быть, у тигра есть… завтрак.
Когда Корах затеял спор с Моше рабейну, человеком Б-га, творившим чудеса в Египте и рассекшем Красное море перед сынами Исраэля, спустившим для них манн и высекшим воду из скалы, поднявшемся к небесам и принесшим им Тору, был ли у Кораха хоть какой-то шанс победить? Ведь это же заранее проигранная битва. «И взял Корах» — ничего не взял. Земля взяла его…
Корах, разумеется, не первый и не последний. «Заслуга первенства» полагается, быть может, поколению разделения, которые решили строить башню с главой «в небесах», поставить на ее вершине идола с мечом в руке, направленным к небу… Это кажется смешным, так по-детски! Когда комар воюет с человеком, есть у комара шанс. Его укусы свидетельствуют об этом. Но когда человек «воюет» с Творцом — это смешно, какой, вообще, шанс есть у него?… Святой, благословен Он, даже не убил их, только разделил язык, и они уже стали бросать друг другу на голову молотки… (Берешит раба, 38:10)
Но человечество не выучило урок. Фараон пытался быть героем. Мы знаем, что он заплатил за это казнями, начиная казнью кровью и до рассечения моря Суф, которое выбросило тела египетских всадников, остатки их гордыни… Фараон просто неверно выбрал соперника. Он мог воевать с Кушем и Мидьяном, но воевать с Творцом мира — это слишком велико для него…
Выучили они урок? Конечно, нет! Санхерив потерпел поражение перед воротами Иерушалаима, вместе со сто восмьюдесятями тысяч командиров полков и солдатами ((Трактат Санедрин, 95). Аман добровольно вызвался заменить его. Он хотел уничтожить, убить, истребить всех евреев. Советники царя предостерегли его, что нет у него на это шансов. Напомнили ему, что сделал Ашем фараону, Сисре, Санхериву. Но он пренебрег их словами: «Б-г, уничтоживший фараона, уже состарился» (Мидраш Эстер раба, 7:13)… Какая глупость! А в действительности произошло то, что Аман не дожил до старости и подарил сынам Исраэля еще один день веселья и радости.
Ну, теперь уже выучили урок? Кости Антиоха распались, мозг Тита сверлил комар ((Трактат Гитин, 56), так пропадут все враги Твои, Ашем — и так до самоубийства Гитлера и загадочной смерти Сталина, да сотрутся их имя и память. В каждом поколении восстают на нас, чтобы истребить нас, но Святой, благословен Он, обещал нам через Своих пророков: «Всякое оружие, созданное против тебя, не преуспеет» (Ишаяу, 54:1). Садам Хусейн последним доказал это.
И так объяснял Раши пасук: «Восстань, Г-сподь, и обрати в бегство врагов Твоих пред лицом Твоим» (Бамидбар, 10:35) — ненавистники Исраэля — это ненавистники Святого, благословен Он, и Он воюет с ними.
Это верно относительно ненавистников, жаждущих уничтожить народ, начиная с фараона и до глав запада, и это верно относительно тех, кто воюет с Торой и заповедями, как Корах три тысячи лет назад — как греки в период второго Храма — и как ненавистники религии в наши дни, замышляющие зло против всего, что свято и дорого для нас. Против чистого воспитания, учеников Торы, синагог и микв, всякого святого дела.
Это больно. Ведь и они, воюющие против нас, наши братья, евреи, как и мы. А потому обратимся к ним с призывом, исходящим из любящего сердца, призывом Моше рабейну: «Хватит вам», это слишком велико для вас. Не начинайтесь со Святым, благословен Он, никто не сможет победить Его, откажитесь от этого, нет у вас никаких шансов… (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский