Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Корах

Содержание раздела

Группа из 250 заговорщиков, возглавляемая Корахом, Датаном и Авирамом, восстала против власти Моше и Аарона. Бунт был подавлен сверхъестественным образом: разверзшаяся земля поглотила Кораха с сообщниками. Многие евреи, поддержавшие Кораха, хотели отомстить Моше, но в их рядах начался повальный мор, и лишь благодаря энергичному заступничеству пророка и его брата-первосвященника, Б-г прекратил массовую казнь, унесшую жизни 14700 человек. Желая положить конец гибельной борьбе за власть, Всевышний велит поместить в Мишкане посохи с именами колен. Наутро посох колена Леви, на котором было начертано имя Аарона, расцвел и дал урожай миндаля. Этим чудом Б-г подтвердил, что левиты избраны Им для служения и Аарон, представитель этого колена, по праву является основателем династии коэнов. Далее перечислены обязанности коэнов и левитов. Левиты не могут владеть землей, и другие колена должны обеспечивать их материальные нужды за счет десятин и других отчислений. В конце раздела приведены законы первых плодов урожая, выкупа первенцев и других приношений.

Береги честь ближнего

Письменная Тора похожа на конспект лекции. Кто не слышал лекцию, тот не поймет текст конспекта. Мы слушали "лекцию" у горы Синай. В Синайском Откровении корень Торы Письменной и Устной: корень Мишны, Талмуда, всех комментариев и толкований мудрецов, которые помогают нам понять сжатый и емкий текст изучаемых нами разделов Пятикнижия.

В начале этого раздела, повествующего о бунте Кораха, названы его сообщники: "Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета, сыны Реувена" (16:1). Больше Он нигде не упоминается. Куда он исчез? И каков смысл его появления в первом стихе?

Корах, как известно, принадлежал к колену Леви. Левиты были служителями в Храме; готовясь к службе, они должны были обрить свое тело, удалить с кожи все волосы. Когда Корах впервые вернулся домой, безволосый с головы до пят, жена презрительно рассмеялась. "Ты смешон и жалок, как ощипанный гусь", – заявила она мужу. Корах был глубоко уязвлен. Он вспомнил, что указание о бритье левиты получили от Моше. Корах решил, что Моше специально придумал эту процедуру, чтобы унизить лично его. Неважно, что остальные 21999 левитов тоже были обриты. Они выполняли роль статистов в гнусном заговоре, направленном против него, Кораха. Моше разработал весь этот сложный спектакль, привлек к нему множество людей лишь с одной целью – выставить Кораха на посмешище перед евреями, Это была последняя капля, переполнившая чашу терпения: Корах решил начать открытый бунт против Моше и Аарона.

В мидраше говорится, что во всем мире были два богача и влиятельных деятеля, еврей Корах и нееврей Аман, которых подвели их жены. Из книги Эстер мы знаем, что жена Амана Зереш посоветовала ему "приготовить дерево высотой в пятьдесят локтей", чтобы повесить на нем Мордехая, но жребий перевернулся, и на дерево вздернули самого Амана. Корах тоже послушался свою неразумную, злокозненную жену и потерял все: богатство, доброе имя и саму жизнь.

Куда больше повезло с женой другому персонажу настоящего раздела. Он бен Пелет был одним из главных участников заговора, возглавляемого Корахом. Но после первой стычки с Моше и Аароном жена убедила его выйти из игры: "Какая тебе разница, кто будет руководителем, Моше или Корах? Ты все равно ничего не выиграешь".

Этим ее роль в спасении мужа не ограничилась. Она уложила его спать, а сама села на пороге дома с непокрытыми распущенными волосами, выставив себя на публичный позор. Поскольку еврею запрещено смотреть на простоволосую женщину (кроме собственной жены), заговорщики, пришедшие вечером за Оном, не решились приблизиться к его дому. Они думали, что его жена сошла с ума, пожалели беднягу и удалились.

Некоторые люди готовы на все ради спасения чести. Вопрос лишь в том, чью честь они защищают – свою или ближнего.

Глат треф в кашерном стиле

Некоторые удивляются, как можно платить две-три тысячи шекелей за пару тфилин: "Тратить столько денег на две кожаные коробочки с ремешками и какими-то еврейскими письменами внутри? Какая глупость! Если весь смысл этих тфилин состоит в том, чтобы напоминать о религиозном долге, к чему такая квазинаучная скрупулезная точность в их изготовлении? Неужели так уж важно, чтобы буквы на пергаменте не имели ни единой трещинки, даже шириной с волосок?! Они ведь такие маленькие. Их едва видно. Фанатизм, доведенный до абсурда!"

"Ну-ка, открой свой компьютер. Что будет, если я перережу бритвой вон тот малюсенький проводок на модеме? Его же почти не видно".

"Да ты что?! Испортишь модем, он не будет работать".

"То же самое и с тфилин: если хотя бы на одной букве появится крошечный разлом, духовный модем тфилин перестанет принимать сигналы".

Подняв восстание, Корах хотел уличить Моше в фальсификации законов Торы, доказать, что Моше сам придумал заповеди, ссылаясь на авторитет Творца. С этой целью он спросил пророка, требуется ли мезуза дому, где полно святых книг. "Да, требуется", – ответил Моше. Корах насмешливо возразил: "Если одной-единственной мезузы, прибитой к дверному косяку достаточно, чтобы напоминать нам о Б-ге, целая библиотека с книгами Торы вполне выполнит эту задачу – такому дому мезуза не понадобится".

Корах был первым реформистом в иудаизме. "Главное, чтобы все выглядело по-еврейски, – говорил он. – Остальное неважно". Корах считал, что заповеди Торы имеют всего лишь символическое значение и не имеют никаких других функций. Но Моше-рабейну учил нас, что мицвот влияют на реальность в рамках строгих операционных критериев. Тора требует устанавливать одну мезузу на двери – не больше и не меньше. Даже если дом завален святыми книгами, увешан снаружи и изнутри маген-давидами и за километр видно, что в нем живут евреи.

 

 

 

 

 

 

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.