Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сила единства отличается от всех остальных проявлений совершенства; она создаёт возможность существования несовершенства и пути его восполнения, служения и получения награды»Рабейну Моше-Хаим Луццато
За общественным протестом всегда скрываются конкретные лидеры. Важно уяснить себе, что движет этими людьми, забота о народе или личные амбиции.

Глава 16

1. Недельный раздел Шлах рассказывал о бунте против Б-га, недельный раздел Корах рассказывает о бунте против Моше… Корах присвоил себе право допрашивать Моше и Аарона относительно их положения в народе. Выражение этой мысли словом לקיחה (присвоение) указывает, что Корахом двигали эгоистические соображения; он делал это ради себя, и поза представителя интересов общества, приняв которую он экспонировал свои вопросы, была не чем иным, как притворством и обманом.

2. И ПРЕДСТАЛИ ПЕРЕД МОШЕ. Тот особый порядок, в котором участники бунта представлены в повествовании, показывает, видимо, степень их вовлеченности в события. Корах фигурирует как подстрекатель в этом инциденте, поэтому стих 1 открывается словами ויקח קורח (и осмелился Корах). Датан, Авирам и Он затем примыкают к нему в качестве дополнительных агитаторов. Эти четверо приходят к Моше, «они встали…», после того как они перетянули на свою сторону еще двести пятьдесят именитых мужей из народа, которые «собрались…», толпа бунтарей, поддерживающая четырех зачинщиков.

3. КОГДА ОНИ СОБРАЛИСЬ…ТО СКАЗАЛИ. Корах, Датан и Авирам предстали перед Моше, и после того как двести пятьдесят человек, которых они сагитировали на поддержку их попреков и притязаний, собрались толпой, Корах и его соучастники, претендуя на роль представителей всей группы, сказали: «Вы берете на себя слишком много…»

4. МОШЕ ВЫСЛУШАЛ ЭТО. Моше слышал или, точнее, понимал цель и мотивацию выдвигаемых против него требований и обвинений. Это было отрицание Б-жественного характера его миссии, мотивируемое не заблуждением, которое можно было бы исправить, а своекорыстной завистью, стремящейся, под личиной общественных интересов, лишь к удовлетворению своих эгоистичных амбиций…

Истинный, подлинный Б-жий посланник а им был не кто иной, как Моше, безусловно, первым и с предельной готовностью признает, что он недостоин своей миссии, и будет молить Б-га выбрать в качестве Его вестника кого-нибудь более достойного и более способного. Но если, несмотря на его протесты, Б-г послал его, и никого иного, как самого достойного и подходящего исполнителя Его миссии, то кто осмелился предстать перед ним и вопросить: «Так зачем вы возносите себя над общиной Б-га?» Использование выражения «возносите себя» представляет отрицание факта Б-жественного посылания; оно предполагает, что Моше обманщик, а его миссия ложь. Поэтому «Моше выслушал это и пал ниц». Истинность утверждения, представленного как факт, может быть подтверждена лишь другим фактом, а не рассуждениями. Рассуждения могут приводить к предположениям в терминах возможности или необходимости, но они никогда не смогут установить факта. Истинность посланника может подтвердить лишь тот, кто его послал; а раз так, подлинность миссии Моше может подтвердить лишь Сам Б-г. Поэтому Моше ни словом не отвечает на обвинения Кораха. Если Б-г не сочтет нужным опровергнуть слова Кораха подтверждением аутентичности миссии Моше, тогда его миссия действительно закончилась. Вот почему «он пал ниц».

5. …Поскольку вердикт о вынужденности (миссии Моше) означал бы гибель бунтарей, следовало дать им время одуматься, к чему особенно располагает покой и уединение ночи, когда человек отсылается в семейное окружение и, оставаясь наедине с самим собой, выходит из-под влияния соучастников, мешающих ему нащупать верное решение. Вместе с тем Моше хотел использовать это время для увещевания тех, кто сбился с правильного пути, как будет видно далее.

6—7. Моше видел Кораха насквозь. Его бунт был порожден единственно лишь завистью к тем коэнским почестям, которых удостоилась семья Аарона перед лицом остальных левитских семей. Чтобы стереть это отличие и, возможно, даже сделать так, чтобы его и его потомков избрали в коэны народным голосованием, Корах объяснял свой бунт верой в то, что все имеют равные права на эти прерогативы; он высказал предположение, что избрание Аарона на его пост шло не от Б-га.

Очень хорошо! Тогда, если они действительно убеждены, что их притязание оправдано, пусть Корах и его сторонники отважатся подвергнуться испытанию, выполняя перед Б-гом обязанность, дозволенную лишь первосвященнику. Отличительная обязанность первосвященника состоит в воскурении фимиама, символическом выражении полной преданности делу исполнения Б-жественной воли. Пусть, в подкрепление своих притязаний, они исполнят эту обязанность и, таким образом, представят разрешение конфликта Б-гу. Моше, однако, предупредил их, что этот дерзкий акт чреват опасностью не только для других колен, представленных двумястами пятьюдесятью мужами, но и для левитов, чье положение уже приближено к Святилищу и чьим представителем желал быть Корах. Отсюда: «Вы хотите слишком многого, сыны Леви».

8—11…. Кажется, что Датан и Авирам, с другой стороны, не особенно стремятся к коэнству и его прерогативам… Однако они, очевидно, рассматривали положение Моше в качестве препятствия своим амбициям, и, вероятно, они присоединились к Кораху, считая, что если доверие народа в Б-жественное происхождение миссии Моше будет подорвано, он потеряет и свое положение в народе…

12. ЗАТЕМ МОШЕ ПОСЛАЛ. Мы уже отметили, что Датан и Авирам, видимо, создали свою собственную фракцию внутри заговора Кораха. Бунт Кораха был направлен в первую очередь против положения Аарона как коэна и лишь косвенно против власти Моше — источника и поддержки коэнства Аарона. Датан и Авирам, с другой стороны, восстали именно против Моше; их целью было лишить Моше его положения политического лидера. Именно их общая враждебность прямая и косвенная по отношению к Моше объединила эти две фракции. Вот почему Моше хотел говорить с Датаном и Авирамом отдельно от остальных, но они ответили: «Мы не взойдем…». Мы не желаем идти к «хозяину»! Мы не желаем получать от него приказы. Это дерзость с его стороны призывать нас к себе, будто он возвышается над нами; он не имеет права приказывать нам.

15. ЭТО В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ЗАДЕЛО МОШЕ. Дословно: «чрезвычайно обожгло Моше». Мысль о том, что кто-то осмеливается приписать ему своевольное использование своего положения, причиняла ему сильную боль…

ДАЖЕ ОСЛА Я НЕ ВЗЯЛ НИ У ОДНОГО ИЗ НИХ. Если бы я запятнал себя хотя бы малейшим проявлением своекорыстия или деспотизма, у них бы было право не только сомневаться, но и открыто отрицать, что меня послал Б-г… Но я не заслуживаю обвинения в том, что подорвал доверие народа к своей миссии преднамеренными деспотическими актами. Я не только никогда не перекладывал свое бремя на кого-либо даже на их вьючных животных, — но никогда и никому не причинял вреда ни сознательно, ни добровольно…

19. НО КОРАХ СОБРАЛ. Корах был столь уверен в себе, он, должно быть, настолько забыл об отношениях с Б-гом, по поводу которых и возник бунт, что даже в момент этого рокового решения он призвал весь народ принять участие в его споре и стать свидетелем его, как он был уверен, триумфа. Он, должно быть, намеревался навязать свою волю явным численным преимуществом, не дожидаясь Б-жественного вмешательства. В любом случае, это бунтующее сборище было направлено против Моше и Аарона: следовательно, все те, кто пришли, своим присутствием демонстрировали, что они на стороне Кораха.

22. О, Б-Г, Б-Г ДУШ ВСЯКОЙ ПЛОТИ. Ты знаешь, с какой легкостью может ввести массы в заблуждение красноречием и демагогией человек такого высокого интеллекта как Корах, который до сих пор пользовался полным их доверием. Как правило, когда толпа докатывается до преступления, в этом в действительности повинна лишь горстка стоящих над остальными подстрекателей. В таком случае, если в события вовлекается земная власть, часто случается так, что страдают только эти одураченные массы, тогда как те люди, которые в первую очередь и сбили их с пути и поэтому действительно виновны, остаются безнаказанными. Но Ты, «О, Б-г, Б-г душ всякой плоти», являясь Всемогущей Властью, способен добраться до тех, кто, как Ты знаешь, виновен, и как «Б-г душ всякой плоти» Ты знаешь, как определить истинного виновника.

ЕСЛИ ОДИН ЧЕЛОВЕК ГРЕШИТ. «Следовательно, Тебе должно быть известно, что виновен лишь Корах; очевидно, люди, которых он сбил с истинного пути, заслуживают Твоего снисхождения». Мы уже отмечали в нескольких предыдущих случаях, как Б-г, вызывая такое заступничество за других с его стороны, помогал Моше проникнуть в мотивы Его деяний, возвышая таким образом его сознание, если можно так выразиться, до мышления в категориях Б-жественного Провидения.

Глава 18

1. И СКАЗАЛ Б-Г. Это не новый закон. Это лишь детализация ситуации, которая уже существует, в соответствии с Б-жественной заповедью. Значение этой ситуации следует объяснить народу, чтобы успокоить его сознание. Не народ должен чувствовать угрозу со стороны Святилища из-за необдуманного поступка или легкомысленной ошибки с его стороны. Аарон, его семья и его колено все те, кому назначено служить Святилищу и в Святилище, вот на кого возложена ответственность за охрану; они могут быть достойны этой ответственности, лишь будучи неустанно бдительными и внимательными к своим обязанностям…

6—7. А Я, ВОТ! В заключение текст вновь провозглашает, что исключительные полномочия, возложенные на левитов и коэнов (потомков Аарона) по исполнению службы в Святилище и для Святилища, исходят единственно от Б-га. Это заявление должно устранить любую самонадеянность или самомнение со стороны тех, кто уполномочен выполнять эти функции. В то же самое время, оно вновь подтверждает абсолютную святость не только самой службы, но и тех, кто отправляет эту службу, а также Закона, которому посвящено все Святилище и с которым связана вся служба. Выбор этих людей исходит от Меня (Б-га): «А Я, вот! Я взял…». Левиты играли в нем предельно пассивную роль; они лишь подчиняются указу Самого Б-га…

23. ЧТО ДО ЛЕВИТА, — ОН ДОЛЖЕН СОВЕРШАТЬ. Левит получает компенсацию за исполняемую службу, но он не может уклоняться от этой службы, отказываясь от компенсации. Он должен исполнять ее, даже если не получает никакой десятины. Такое может случиться, потому что ни один левит не имеет прямого личного права на десятину, и распределение десятины осуществляется по желанию того, кто обязан ее дать… Левит должен исполнять эту службу даже в год шмиты и йовель, когда весь урожай считается бесхозным и, следовательно, с него не отделяется и не распределяется десятина (Сифре). Но, хотя его право на десятину условно, его обязанность служить безусловна.

И ОНИ ДОЛЖНЫ НЕСТИ СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Следует также помнить, что эта служба налагает серьезную ответственность (стих 3), «но они не получат надела среди сынов Израиля». Десятина положена им в качестве компенсации за службу, которую они совершают для общества как целого, но они должны отказаться от всяких притязаний на наследование какой бы то ни было части национальной земли. Таким образом, материальное положение левитов никоим образом не является привилегированным, и, как следствие, Писание неоднократно поручает колено Леви милосердию и доброй воле народа (Дварим 12:12 и 18:19); Писание ставит в этом отношении левитов в один ряд с чужестранцем, сиротой и вдовой (там же 26:11—12).

с разрешения издательства Швут Ами


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше