Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Удержание от злословия действует чудесно

«Если язва проказы будет на человеке» (Тазриа, 13:9)

В нашей главе перечисляются язвы проказы, появляющиеся из-за греха злословия. Хафец Хаим, благословенна память праведника, который внедрил знание о суровости запрета злословия, писал в своей книге: «Кто человек, жаждущий жизни, любящий долголетие, чтобы увидеть благо — удержи язык свой от зла» (Теилим, 34:13).

В книге агадот Хафец Хаим рассказывается, что спросили как-то его ученика, святого гаона раби Эльханана Вассермана, да отомстит Ашем за его кровь, был ли у Хафец Хаима святой дух.

Ответ последовал однозначный: да был, и раби Эльханан сам много раз убеждался в этом. Он рассказывал, к примеру, как болезненно принимал Хафец Хаим заключение гаона, раби Иехезкеля Аврамского, рава Слуцка, и его высылку в Сибирь большевистским правительством за преданность Торе и заповедям. Арест и изгнание рава вызвали международные протесты, а Хафец Хаим не переставал молиться за него. «Однажды, — рассказывал раби Эльханан, — я сидел и учился с Хафец Хаимом. Вдруг он поднял глаза от книги и радостно сказал: “Ничего им не помогло, этим большевикам, ненавидящим веру. Они вынуждены были освободить рава Слуцка”.Удивился я, и случайно посмотрел на часы. Тотчас вернулся рав к учебе, и я тоже отвлекся от этого вопроса».

Прошло немного времени и пришла радостная весть: рав из Слуцка освобожден с условием, что покинет большевистскую страну. Сразу же ему предложили возглавить бейт дин в Лондоне. Когда, выехав из России, он приехал в Польшу, массы народа устроили ему торжественную встречу. Среди встречавших его был раби Эльханан. Пожимая руку раву Слуцка, раби спросил: «Помнишь ли ты день такой-то и час такой-то?»

Поразился рав Аврамски и сказал: «Ведь это день и час, когда мне сообщили об освобождении!»

Это были день и час, когда Хафец Хаим сказал, что рав из Слуцка освобожден.

Но разве было у рава Эльханана сомнение в святом духе Хафец Хаима?! Тем не менее, к большому удивлению он не ответил положительно! Он ответил уклончиво, таким образом:

Рот, святой с малых лет, который не произносил запретных речей, рот чистый, через который не проходили слова лжи и насмешек, злословия и сплетен, подобен острому резцу. Каждое слово, выходящее из такого рта, даже сказанное по ошибке, рассекает и разрезает.

И добавил: конечно, вы помните, о том, что рассказывается в Гмаре (Трактат Ктубот, 52). Раби Иеуда всю неделю находился в доме учения и занимался Торой. Когда он возвращался домой в канун субботы, шел перед ним столб огня, и его тесть, раби Янай, стоял возле окна, чтобы видеть это. Однажды, в канун субботы, углубился раби Иеуда в учебу и забыл вернуться домой. Видя, что зять опаздывает, сказал тесть с опасением: «Наверное, умер»… И в то же мгновение умер раби Иеуда.

Разумеется, тесть не хотел смерти зятя-праведника, удостоившегося того, что столб огня шел перед ним. Но святая речь — как острый резец, и ничего из его слов не возвращалось впустую. Если вы слышите о чудесах, совершенных Хафец Хаимом, если услышите об его осуществившихся благословениях, знайте, что все исходит от святости его разговора и от того, что он остерегался злословия.

И добавил: язык подобен резцу. Если хранят его в чистоте и «оттачивают» словами Торы и молитвы, он действует легко. Всякий запретный разговор, всякое злословие и сплетня затупляют «нож», уменьшают силу языка. И что тогда? Тупой нож тоже может резать, но нужно приложить больше усилий. И в этом случае молитва действует, но нужно большее сосредоточение и больше молитв.

Так ответил раби Эльханан, глава ешивы «Баранович», своим ученикам. И задается вопрос: почему он не ответил прямо и открыто, «да, наделен он святым духом, своими глазами я видел это».

Но выясняется, что ответ прост и точен: когда ученики задают вопрос своему раву, его ответ воспитывает и приносит им пользу. Они спросили, наделен ли святой праведник святым духом, и, предположим, он ответил бы им: «да, разумеется, я сам видел это», смогли бы они постичь такое понятие, как святой дух? Смогли бы подступить хотя бы к его краю?!

Но когда раби сказал, что все зависит от соблюдения чистоты языка и охраны его от злословия — в этом случае каждый может подняться, удержать свой язык от зла и умножить слова Торы и святости. И этим удостоиться стать учеником Хафец Хаима, удостоиться исполнения своих благословений вследствие чистоты языка. (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Можно ли иметь отношения с девушкой, зная, что брошу ее, если понравится другая?

Сегодня, отвечает Рика Гдалевич

Когда настает время близости, я готова, а мужу не хочется…

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Живу надеждой на воскрешение мертвых — и что мы с парнем снова будем вместе…

19 июля, отвечает Рика Гдалевич

Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше