«Опухоль или лишай» (13:2). Выступает рав Галинский.
В комментарии к словам «Когда будет на коже человека опухоль или лишай» Сифтей Коэн пишет следующее: «Это разные виды проказы, по которым коэн определяет, от какого греха они произошли». «Опухоль» (сет) происходит от слова «превозношение себя» (итнасут) — человек ходит гордо и с высоко поднятой головой, отталкивая этим от себя Шхину, о которой сказано: «Полна вся земля славой Его» (Кидушин 31 а). А о гордеце говорится (Теилим 101:5): «Кто с гордыми глазами и с широким сердцем — такого не стерплю». Сказал Всевышний: «Не можем Я и он жить вместе» (Сота 5 а). И также говорит рав Аши: «Каждый, в ком поселилась гордыня, в итоге теряет свою значимость, как сказано: “Опухоль и лишай”; опухоль — это ничто иное, как гордость, а лишай — уничижение…»
Мудрецы говорят также (Эрхин 16 а), что проказа приходит в наказание за гордыню.
В Сфорно объясняется, что именно по этой причине прокаженный приносит повинную жертву для искупления. Это относится к категории «жертвы за злоупотребление», поскольку гордец крадет облачение Всевышнего. Имеется в виду то, о чем Рамбан написал в письме (приводится в Сефер Харедим): «А теперь, сын мой, знай и узри, что тот, кто гордится перед людьми, бунтует против царства небесного. Он красуется царскими одеждами Б-га, о которых сказано (Теилим 93:1): “Б-г воцарился, гордостью облачился”».
Но и это еще не все. Зададим вопрос. Допустим, человек решил притвориться царем. Не в Пурим, а в обычный день. Он вышел на улицу в позолоченной короне из картона, облаченный в пурпурное пальто, а в руке у него палка, обмотанная фольгой. Получит ли он царские почести, или его будут презирать, как безумца?
И если так относятся к тому, что подражает земному царю, что сказать о несчастном, имеющем дерзость облачаться в одежду Творца? Он обрекает себя на позор и осмеяние!
Рав из Поневежа рассказывал мне, что однажды Хафец Хаим обратился к нему с вопросом: «Скажи-ка мне, пожалуйста. Всевышний ведь любит каждого еврея в любом состоянии. Знаешь, однажды рав Хаим из Воложина изучал “Тана Девей Элияу” и увидел, что среди восхвалений Б-га перечисляется и то, что Он “рад Своему уделу”.
Удивительно: эта добродетель приличествует человеку, который хотел бы иметь больше, но довольствуется меньшим. Но Творец мира, по слову которого возникло все, может создать Себе все, что пожелает!
Встал рав Хаим и поехал к Гаону из Вильны, чтобы тот просветил его по этому вопросу.
Гаон сказал ему: Что же это за “удел” у Всевышнего? Это народ Израиля, как написано: “Ибо удел Б-га — народ Его” (Дварим 32:9). Он хотел бы, чтобы весь Его народ и каждый отдельный еврей был совершенным. Однако, “все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами” (Брахот 33 б). И тем не менее Б-г рад Своему уделу — он радуется народу Израиля и каждому еврею, каким бы тот ни был, и желает ему возвыситься!
Но когда мы были изгнаны со своей земли, Б-г словно и Сам ушел вместе с нами в изгнание (Мегила 29 б). И насколько бы евреи не опустились, “Он обитает с ними в их нечистоте” (Ваикра 16:16). Даже грешника, уповающего на Б-га, окружает милосердие (Ялкут, Теилим 32). Об этом даже страшно подумать: желающий нарушить запрет словно хватает Царя и погружает его в грех вместе с собой!
Почему же тогда с гордецом Творец не может жить вместе? Почему “мерзость перед Б-гом всякий гордый сердцем”? (Мишлей 16:5) И почему своей гордыней он словно отталкивает ноги Шхины?
Как удивительны слова книги Торат Хаим! Кто такой праведник (цадик)? Давайте поразмышляем. Буква Цадик состоит из Нун, означающей верность (Шаббат 105 а), и Йуд, прекрепленной к ее вершине. Эта буква Йуд указывает на Всевышнего. Таким образом, праведник становится престолом для Шхины. Но для этого необходимо одно условие: буква Нун должна быть согнутой — человек должен склонить голову перед Б-гом!
Поразительно, но с грешником и нарушителем Шхина может пребывать, а с гордецом, даже если он верен закону и праведен, — не может! Почему?» Таков был вопрос Хафец Хаима.
Действительно, — продолжил рав из Поневежа, — этот вопрос озадачивает. Я размышлял, но не нашел ответа.
«Позволь, я объясню тебе, — сказал Хафец Хаим, — Б-г обитает с нами в нашей нечистоте, поскольку у нечистого есть надежда на исправление. Ему нужно окунуться в воду, и он очистится. Б-г сопровождает грешника, так как и он небезнадежен. Он может проанализировать свои поступки, вытерпеть страдания, и тогда его сердце смягчится, и он раскается и вернется на истинный путь.
Но тот, кто полон гордыни, — просто глупец! “Чем может возгордиться сердце человека? — спрашивает Рамбан в своем письме, — богатством ли? Б-г дает бедность и богатство. Почетом ли? Весь почет принадлежит Всесильному. А если он возгордится мудростью — Б-г отнимает язык верных и разум старцев забирает”.
Что принадлежит тебе? Жизнь, здоровье, таланты, успехи — твои ли они?
Все дано тебе свыше, и за все ты должен благодарить. Где же здесь место для гордыни?
Гордец безумен, а у безумца нет надежды на исправление».
Мои глаза озарились, и я сказал Хафец Хаиму: «Вы даже не представляете, насколько я благодарен Вам. Вы меня просто спасли!»
Он удивился, а я объяснил: «Один из слушателей спросил меня о том, что написано в Агаде к Песаху. “Для четырех сыновей говорила Тора: один мудрый, второй грешный, третий наивный, а четвертый не умеет спрашивать”. Он возражал: ведь противоположность мудрому — глупый, и в Агаде стоило написать о нем.
Это был трудный вопрос, и я не знал, что сказать. Но теперь мне ясен ответ. Мудрый сын молился Б-гу и просил: Владыка мира, об одном лишь прошу — не ставь меня рядом с глупцом. Лучше уж мне стоять рядом с грешником, тогда я смогу справиться и уберечься от него. Но безумец гораздо хуже — с ним я не справлюсь…» (Ве-игадта)
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Рав Овадья Климовский
Наши праотцы не весь день сидели за учёбой?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Шломо Гольдман
Хава Куперман
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.