«Опухоль или лишай» (13:2). Выступает рав Галинский.
В комментарии к словам «Когда будет на коже человека опухоль или лишай» Сифтей Коэн пишет следующее: «Это разные виды проказы, по которым коэн определяет, от какого греха они произошли». «Опухоль» (сет) происходит от слова «превозношение себя» (итнасут) — человек ходит гордо и с высоко поднятой головой, отталкивая этим от себя Шхину, о которой сказано: «Полна вся земля славой Его» (Кидушин 31 а). А о гордеце говорится (Теилим 101:5): «Кто с гордыми глазами и с широким сердцем — такого не стерплю». Сказал Всевышний: «Не можем Я и он жить вместе» (Сота 5 а). И также говорит рав Аши: «Каждый, в ком поселилась гордыня, в итоге теряет свою значимость, как сказано: “Опухоль и лишай”; опухоль — это ничто иное, как гордость, а лишай — уничижение…»
Мудрецы говорят также (Эрхин 16 а), что проказа приходит в наказание за гордыню.
В Сфорно объясняется, что именно по этой причине прокаженный приносит повинную жертву для искупления. Это относится к категории «жертвы за злоупотребление», поскольку гордец крадет облачение Всевышнего. Имеется в виду то, о чем Рамбан написал в письме (приводится в Сефер Харедим): «А теперь, сын мой, знай и узри, что тот, кто гордится перед людьми, бунтует против царства небесного. Он красуется царскими одеждами Б-га, о которых сказано (Теилим 93:1): “Б-г воцарился, гордостью облачился”».
Но и это еще не все. Зададим вопрос. Допустим, человек решил притвориться царем. Не в Пурим, а в обычный день. Он вышел на улицу в позолоченной короне из картона, облаченный в пурпурное пальто, а в руке у него палка, обмотанная фольгой. Получит ли он царские почести, или его будут презирать, как безумца?
И если так относятся к тому, что подражает земному царю, что сказать о несчастном, имеющем дерзость облачаться в одежду Творца? Он обрекает себя на позор и осмеяние!
Рав из Поневежа рассказывал мне, что однажды Хафец Хаим обратился к нему с вопросом: «Скажи-ка мне, пожалуйста. Всевышний ведь любит каждого еврея в любом состоянии. Знаешь, однажды рав Хаим из Воложина изучал “Тана Девей Элияу” и увидел, что среди восхвалений Б-га перечисляется и то, что Он “рад Своему уделу”.
Удивительно: эта добродетель приличествует человеку, который хотел бы иметь больше, но довольствуется меньшим. Но Творец мира, по слову которого возникло все, может создать Себе все, что пожелает!
Встал рав Хаим и поехал к Гаону из Вильны, чтобы тот просветил его по этому вопросу.
Гаон сказал ему: Что же это за “удел” у Всевышнего? Это народ Израиля, как написано: “Ибо удел Б-га — народ Его” (Дварим 32:9). Он хотел бы, чтобы весь Его народ и каждый отдельный еврей был совершенным. Однако, “все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами” (Брахот 33 б). И тем не менее Б-г рад Своему уделу — он радуется народу Израиля и каждому еврею, каким бы тот ни был, и желает ему возвыситься!
Но когда мы были изгнаны со своей земли, Б-г словно и Сам ушел вместе с нами в изгнание (Мегила 29 б). И насколько бы евреи не опустились, “Он обитает с ними в их нечистоте” (Ваикра 16:16). Даже грешника, уповающего на Б-га, окружает милосердие (Ялкут, Теилим 32). Об этом даже страшно подумать: желающий нарушить запрет словно хватает Царя и погружает его в грех вместе с собой!
Почему же тогда с гордецом Творец не может жить вместе? Почему “мерзость перед Б-гом всякий гордый сердцем”? (Мишлей 16:5) И почему своей гордыней он словно отталкивает ноги Шхины?
Как удивительны слова книги Торат Хаим! Кто такой праведник (цадик)? Давайте поразмышляем. Буква Цадик состоит из Нун, означающей верность (Шаббат 105 а), и Йуд, прекрепленной к ее вершине. Эта буква Йуд указывает на Всевышнего. Таким образом, праведник становится престолом для Шхины. Но для этого необходимо одно условие: буква Нун должна быть согнутой — человек должен склонить голову перед Б-гом!
Поразительно, но с грешником и нарушителем Шхина может пребывать, а с гордецом, даже если он верен закону и праведен, — не может! Почему?» Таков был вопрос Хафец Хаима.
Действительно, — продолжил рав из Поневежа, — этот вопрос озадачивает. Я размышлял, но не нашел ответа.
«Позволь, я объясню тебе, — сказал Хафец Хаим, — Б-г обитает с нами в нашей нечистоте, поскольку у нечистого есть надежда на исправление. Ему нужно окунуться в воду, и он очистится. Б-г сопровождает грешника, так как и он небезнадежен. Он может проанализировать свои поступки, вытерпеть страдания, и тогда его сердце смягчится, и он раскается и вернется на истинный путь.
Но тот, кто полон гордыни, — просто глупец! “Чем может возгордиться сердце человека? — спрашивает Рамбан в своем письме, — богатством ли? Б-г дает бедность и богатство. Почетом ли? Весь почет принадлежит Всесильному. А если он возгордится мудростью — Б-г отнимает язык верных и разум старцев забирает”.
Что принадлежит тебе? Жизнь, здоровье, таланты, успехи — твои ли они?
Все дано тебе свыше, и за все ты должен благодарить. Где же здесь место для гордыни?
Гордец безумен, а у безумца нет надежды на исправление».
Мои глаза озарились, и я сказал Хафец Хаиму: «Вы даже не представляете, насколько я благодарен Вам. Вы меня просто спасли!»
Он удивился, а я объяснил: «Один из слушателей спросил меня о том, что написано в Агаде к Песаху. “Для четырех сыновей говорила Тора: один мудрый, второй грешный, третий наивный, а четвертый не умеет спрашивать”. Он возражал: ведь противоположность мудрому — глупый, и в Агаде стоило написать о нем.
Это был трудный вопрос, и я не знал, что сказать. Но теперь мне ясен ответ. Мудрый сын молился Б-гу и просил: Владыка мира, об одном лишь прошу — не ставь меня рядом с глупцом. Лучше уж мне стоять рядом с грешником, тогда я смогу справиться и уберечься от него. Но безумец гораздо хуже — с ним я не справлюсь…» (Ве-игадта)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его