Гори ваш баклажан синим пламенем!3 августа 2011 года, Барух Фельдман Местечко, раннее утро. Из дома выходит еврей. На плечах у него талит, а подмышкой тфиллин. Его останавливает городовой: — Куда идешь? | |
Раввин в соломенной шляпе3 августа 2011 года, Рав Реувен Пятигорский Анализ любого стиха в Танахе не может не доставить удовольствия. Читаешь – и, вроде, все понятно. Более того, мысль проста и очевидна. А потом задаешь вопрос – и тут же "понятность" рассыпается, как рисовый домик. И моментально налетают другие вопросы – так, что стоишь на погорелье и удивляешься: что тебе тут раньше было понятно? Простой пример. Написано (Мишлей 9:8): "Аль тохах лец, Не делай замечания злодею [нарушителю; сказано – несерьезному, лец], чтобы он тебя не возненавидел. Делай замечание мудрому, чтобы он тебя полюбил". Вы не находите? – вполне очевидно. К дуракам не пристаем, все равно толку не будет. Но вот с умными людьми, такими, как мы с вами, можно поговорить – и наставить их на путь истинный. Как бы не так! В Хумаше прямо сказано (Ваикра 19:17): "Охиах тохиах эт амитэха, Обязательно делай замечания ближнему"? Обязательно! Мудрецы сказали: "даже сто раз" – пока не исправится. И не смотри на то, глупец он или нобелевский лауреат. Всех поучай, всех наставляй, а то "понесешь за него грех", как написано в продолжении того же стиха. Читать дальше | |
Две тысячи девятьсот шестьдесят шесть1 августа 2011 года, Гади Поллак
Имена изменены. События реальные.
Яков: Талмид хахам, глава большой и дружной семьи. Вдовец (потерял жену во время ПМВ). Восемь детей. Место проживания: одно из еврейских местечек восточной Польши. Занимается печатным делом, много времени уделяет учебе и воспитанию детей. Читать дальше | |
Раби А.Миллер "Распад над бездной" (18)31 июля 2011 года, Александр Красильщиков НЕНАВИСТЬ ЛЮБВИразмышления о ненормальной и неожиданной ненависти Катастрофа разразилась в одной из «культурнейших» стран мира.И в прошлые эпохи властители устанавливали диктаторские режимы, но как раз именно под их покровительством евреи чувствовали себя в относительном покое. Диктаторы порой ревниво относились к своей религии и нередко творили произвол, и всё же евреи, раз за разом, избегали опасности. Защита приходила с Небес, как награда за верность Торе. Германия же, напротив, была государством демократическим
Читать дальше
| |
Объявление30 июля 2011 года, Рав Яков Доктор На этом еженедельный цикл моих диврей Тора, который длился более двух лет, подходит к концу. Как и любое другое новое начинание, мои публикации нуждаются в объективной оценке, которая невозможна пока ты с головой погружён в работу. Поэтому мне необходима остановка, чтобы оценить то, что сделано, что получилось, а что нет и почему, что и в какой степени то, что я делаю нужно другим. Возможно, если Всевышнему это будет угодно, я решусь обработать и опубликовать эти еженедельные диврей Тора, которые начинали писаться ещё до начала публикаций на сайте Толдот Ешурун в виде отдельной книги. Здесь место выразить благодарность
Читать дальше
| |
Бонус за товар, проданный в субботу30 июля 2011 года, Рав Моше Пантелят ВОПРОС: Я работаю продавщицей в магазине, где продают шубы. Хозяин платит продавщицам бонус за каждую проданную шубу, но, работая по очереди, мы договорились делить между собой все бонусы поровну. В субботу я не работаю, но получаю свою долю в бонусах от проданных в субботу шуб. Есть ли здесь проблема "схар шабат"?ОТВЕТ: Мудрецы запретили получать плату (или прибыль) за работу, производимую в субботу, из опасения, что в субботу будет произведена запись. Например, если нанимают работника-нееврея на субботу, нельзя платить ему отдельно за этот день
Читать дальше
| |
Кормите вора28 июля 2011 года, Рав Арье (Лев) Кацин «Однажды в пятницу наша соседка обнаружила, что кран в ее кухне немного течет, — рав Авраам Пам любил рассказывать эту историю, восхищаясь ее великодушием («Rav Pam on Festivals», стр. 179). — Решив не беспокоить водопроводчика, она обратилась к одному мастеру на все руки. Он попытался починить кран, но тот стал течь еще сильней. «Нужно заменить трубу», — уверенно заявил умелец
Читать дальше
| |
«Купи своей жене орехов»28 июля 2011 года, Рав Реувен Пятигорский Посмотрите, как вы живете. Глазами посмотрите. А теперь скажите, пожалуйста: понятна ли вам такая реплика: — «Неужели мы настолько лучше предыдущих поколений, когда множество блестящих умов еврейского народа, величайшие мудрецы, выдающиеся праведники, до уровня которых нам подниматься и подниматься — когда вся эта блестящая плеяда еврейских гениев жила в вопиющей бедности, впроголодь и жуткой нищете, а мы обеспечены и едой, и жильем, и одеждой, причем такого качества и в таком количестве, что не снилось и нашим царям! За что нам все это?! Чем мы лучше их?» Читать дальше | |
Умен не по годам28 июля 2011 года, Шауль Резник Вундеркиндов и просто сообразительных молодых людей в еврейском народе было и есть предостаточно. На иврите похожее выражение звучит следующим образом: אָב בְּחָכְמָה וְרַךְ בְּשָׁנִים (ав бе-хохма́ ве-ра́х бе-шани́м) Читать дальше | |
Масъэй28 июля 2011 года, Рав Яков Доктор "Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли Египетской по ополчениям своим под руководством Моше и Аарона. А Моше записал места их выхода в походы их по слову Г-сподню". Великий Магид рабби Дов Бер из Межерич זצק''ל זי''ע объясняет, что смысл всех переходов евреев по пустыне в том, чтобы очистить эти места, освободить и поднять искры святости, которые в них находились. Поэтому Тора перечисляет не просто названия стоянок, а именно переходы и те места, которые удалось евреям исправить. И потому --"А Моше записал места их выхода" – то есть места выхода искр святости
Читать дальше
|