Из цикла «На тему недельной главы», темы: Сочувствие, Шмот, Недельная глава, Моше, Лев Кацин, Любовь к ближнему
«Еврею — все права, но еврейскому народу — никаких прав!» — утверждали антисемиты времен Французской революции, что означало «Еврей, мы готовы дать тебе равные права, но только если ты откажешься от своих братьев»?..
Наша недельная глава открывает вторую книгу Пятикнижия, книгу Исхода, главной темой которой является Исход евреев из египетского рабства. Нас интересует не только канва сюжета, но и пророческие символы Торы, обращенные к каждому.
Мойсей — не только лидер, возглавивший борьбу за Исход евреев из Египта, но и символ явления, с которого начинается повествование об Исходе. Казалось, Мойсей должен был разделить судьбу всех еврейских детей того времени. Фараон приказал, чтобы новорожденных еврейских мальчиков топили в Ниле. Однако сестра Мойсея Мирьям решила спасти брата. Она положила трехмесячного младенца в корзинку, опустила его в воды Нила и ждала до тех пор, пока эта корзинка оказалась у берега в бамбуковых тростниках. Услышав голос плачущего ребенка, дочь Фараона поняла, что это еврейский младенец. Она достала Мойсея из корзины и принесла его во дворец Фараона.
Скорее всего, Фараон также знал, что его дочь принесла еврейского ребенка. Но если так, то почему он не приказал утопить его? Фараон полагал, что в мальчике не останется ничего еврейского, он вырастет египтянином, не имеющим ничего общего со своими братьями.
… Когда понадобилась кормилица для еврейского младенца, Мирьям предложила дочери Фараона еврейскую рабыню, мать Мойсея…
«И вырос ребенок, — повествует Тора и в следующем же предложении, казалось бы, повторяет уже сказанное. — И вырос Мойсей, и вышел к братьям своим, и увидел их страдания» (Шмот, 2:10-11).
«Но ведь уже было написано “и вырос ребенок”… Первое относится к росту (физическому), а второе — к величию», — приводит Раши слова мудрецов Талмуда.
Недостаточно, чтобы ребенок вырос физически, важно, чтобы достигла зрелости и его душа. Чем отличается духовно взрослый человек от ребенка? Ребенок плачет лишь о себе, взрослый ощущает страдания других. Мойсей вырос не только физически, но и достиг духовного величия, позволяющего ему увидеть страдания своих братьев. Он мог остаться во дворце, в безопасности и роскоши. Но, увидев их страдания, Мойсей посвятил свою жизнь освобождению евреев из египетского рабства.
«Увидел их страдания» глазами и сердцем, поясняет Раши. Казалось бы, все видели еврейских рабов, но не все ощущали их страдания. У каждого из нас своя острота физического зрения. Точно так же отличны наши способности зрения духовного. Физически все видят одну и ту же картину, но только один замечает страдания брата, а другой проявляет духовную слепоту. Сердце одного ощущает боль ближнего, как свою собственную, а сердце другого остается глухим. Не стремление к власти заставило Мойсея возглавить Исход, а ощущение страданий своих братьев в неволе.
Мойсей унаследовал духовное величие от своего прапрадеда Леви. Когда дочь Яакова Дина была захвачена в плен Шхемом и изнасилована, то два брата, Шимон и Леви, бросились ее выручать. Благословляя своих двенадцать сыновей, Яаков произнес: «Шимон и Леви — братья». Разве только Шимон и Леви братья, а не все двенадцать сыновей? Нет, Яаков отмечает их особое качество души — ощущение боли, страдания брата. Потомки Леви станут служителями Храма, мудрецами Закона, а потомки Шимона будут преподавать Тору детям.
Знание предмета не делает даже ученого человека педагогом. Искусство преподавателя — это понимание души ученика. Не случайно Мойсея называют Моше-рабейну — наш учитель Мойсей. Лидером, наставником, учителем может быть тот, кто, подобно Мойсею, выходит к братьям своим и, видя их страдания, стремится их облегчить!
Почему евреи оказались рабами в Египте? Потому что сыновья Яакова повели себя не по-братски, продав Йосефа в рабство. Из-за этой истории оказались все братья в Египте, и их потомки стали рабами. Почему же евреи удостоились вырваться из египетского рабства? Потому, что нашлись люди, подобные Мойсею и Мирьям, готовые пожертвовать собой ради брата!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»