Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Галут, Тфилин, Лев Кацин, Советский Союз
— В тридцать седьмом году мне исполнилось тринадцать, — начал Дмитрий Петрович (Пинхусович) Маргулис свое выступление на батмицве внучки Полиночки. — В СССР свирепствовал сталинский террор. Мы в Киеве с ужасом наблюдали, как «черные вороны» забирали соседей. В то страшное время ежовщины мой дедушка Менахем-Нухем позвал меня к себе и сказал:
— Мотл, мой дорогой внучок, в день твоей бармицвы я хочу подарить тебе тфиллин!
— Дорогой зейдэ (дедушка на идиш), что с нами будет, если об этом узнают в школе? — спросил я.
— Я знаю, что эта власть, чтоб она сгинула, преследует людей за веру, но разве можно себе представить, чтобы в нашем роду мой внук не накладывал тфиллин? — сказал дед взволнованно.
— Закрывая окна и двери, я начал надевать тфиллин и пронес его через всю жизнь. Он и по сей день со мной! В этот момент Дмитрий Петрович показал всем собравшимся подарок дедушки — тот самый тфиллин, коробочки со словами Торы, которые евреи накладывают на левую руку и на голову во время молитвы. (Тфиллин — как две короны величия: одна — на сердце и другая — на голове, что напоминает нам о раскрепощении человеческого духа, когда чувства и разум едины в служении добру.)
Когда в 1992 году я приехал в Нью-Йорк и, подойдя к газетному киоску, впервые увидел газету «Еврейский Мир», то был потрясен: в СССР я привык читать газеты типа «Комсомольское знамя» и «Сталинское племя». Вскоре я был счастлив работать литературным редактором «Еврейского Мира».
— Мои родители, бабушки и дедушки жили под гнетом коммунистического режима, — обратилась Полиночка к собравшимся. — Они рассказали мне, что в СССР были закрыты еврейские школы и синагоги, дети не могли изучать Тору, соблюдать традиции своего народа. Советское правительство, подобно грекам во времена Хануки, хотело уничтожить евреев духовно. Однако план провалился, потому что, подобно истории Хануки, в сердцах евреев сохранился маленький кувшин чистого масла — символ света Торы. Несмотря на все преследования, советские евреи остались евреями.
Когда мы оказались в свободной Америке, этот свет стал ярче. Мы начали изучать Тору, отмечать еврейские праздники.
Дорогие мои родители, бабушки и дедушки, я хочу поблагодарить вас за то, что вы сохранили для меня свет еврейства. И сегодня в день моей батмицвы я понимаю, что пришла моя очередь хранить этот свет для того, чтобы в будущем передать его своим детям и внукам!..
— Это моя мама Сарра, — сказала мама именинницы Ирина, представляя мне свою маму.
— Вы и в Киеве были Саррой? — спросил я.
— Да, на работе меня не раз пытались заставить стать Софией, но я не отказывалась от своего имени…
… Почему евреи удостоились выйти из Египта? — спрашивали мудрецы Талмуда. — Потому что не меняли своих имен, языка и одежды.
Конечно же, важно не менять своих еврейских имен. Еврейское имя выражает духовную суть человека, его миссию в жизни, являясь и благословением для выполнения его предназначения в мире. Имя символизирует духовную суть человека — это мир мысли, язык выражает эту суть речью — это мир слова, а внешнее проявление того, что мы думаем — это одежда, мир действия. Евреи удостоились выйти из Египта потому, что, несмотря на все преследования, не меняли своих имен, языка и одежды, чудом сумели сохраниться, не изменив своей духовной сути.
Несмотря на все тяготы рабства, евреи не ожесточились, они творили добро, подобно Аврааму, хранили веру, подобно Ицхаку, стремились к истине Торы, подобно Яакову…
— Эта маца — знак чего? — спрашивает ведущий пасхального Седера. — Знак того, что тесто наших отцов не успело закваситься, когда Всевышний открылся и вывел их. Как сказано: «И испекли они тесто, которое вынесли из Египта, лепешками пресными, потому что не успело оно закваситься» (Исход, 12:39).
В поспешности Исхода заключается великий и важный урок. Нам и сегодня следует безотлагательно «уходить» из внутреннего Египта наших душ, торопиться преодолевать в себе рабство — наши слабости и, конечно же, спешить творить добро. Однако нам все же позволительно задать вопрос: «Зачем была нужна такая поспешность в момент Исхода евреев из Египта?»
— Фараон пытался уничтожить евреев не только физически, но и духовно, и они уже опустились на 49-ю ступень нечистоты, — объясняют мудрецы. — Если бы евреи достигли пятидесятой ступени, то освобождение было бы невозможным! Это урок для всех тех, кто думает: «Согрешу и покаюсь!»
— Но ведь Всевышний всемогущ. Неужели Он не мог вывести евреев, которые опустились на пятидесятую ступень? — спрашивает Магараль из Праги. И отвечает: «Конечно мог, однако это был бы уже не Исход. Если бы евреи опустились на пятидесятую ступень нечистоты, то это означало бы их духовное уничтожение. В данном случае даже если бы Всевышний сотворил вновь души евреям и вывел их из Египта, то это был бы не Исход тех евреев, которые жили в Египте, а Исход вновь сотворенных».
Со времен Исхода в евреях всех поколений заложена удивительная сила, позволяющая им сохраниться, преодолевать трудности, переживать изгнания, оставаясь при этом самими собой.
В чем секрет поразительной еврейской жизнестойкости?
Первый раздел Талмуда «Зраим» (семена), посвященный сельскому хозяйству, начитается с трактата «Брахот» (благословения), чтобы научить нас: урожай зависит не только от погоды, но и от благословения, молитвы человека, который должен сеять с верой!
На первый взгляд кажется, что живое семя, брошенное в землю, должно непременно погибнуть, ведь приходит зима — тьма, холод и снег. Бросая семена в землю, человек верит, что семена сохранятся, и когда наступит весна, а солнце подарит свет и тепло, то семена прорастут и потянутся к свету. Подобно семенам, евреи сохранились, несмотря на тьму, и вышли из Египта.
Переживая сложные периоды своей жизни, человек должен помнить, что, подобно посеву, они являются необходимыми этапами жизни, ведущими его к успеху, и что, преодолевая тьму, он обретет свет.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.