Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В нашем мире нет изначально хороших и плохих вещей. Лишь способ, которым мы пользуемся ими, может быть хорошим или плохим. Например, деньги не хороши и не плохи. Они нейтральны, весь вопрос в том, на что мы их расходуем. С их помощью можно творить как добро, так и зло.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»
Тема

Сочувствие

Сочувствие — это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других, а также вообще — одобрительное, благожелательное отношение.

Оглавление

Милосердие, сочувствие, жалость [↑]

Сказано в Талмуде (трактат Йевамот), что милосердие — одно из главных качеств еврейского народа. Основой его является сочувствие, сострадание — способность представить себя на месте другого, в его ситуации. Это смягчает сердце и делает человека чувствительным к боли других.

Очевидно, что в еврейской Традиции сочувствие по отношению к людям является обязанностью, проистекающей из заповеди «любить ближнего, как самого себя».

При этом, заповедь милосердия можно выполнять и рассудочно, не задействовав чувства и помогая людям, потому что Б-г требует этого, потому что так надо. Но только проявив сочувствие к другому человеку, мы соединяемся с ним.

Связь между жалостью и соединением мы можем найти в переводе Онкелоса. Он постоянно переводит слово «любовь» арамейским словом рхим, значение которого близко к «жалости». Подобным же словом он переводит и выражение «найти милость в твоих глазах».

Маараль несколько раз упоминает, что рахамим (жалость, милосердие) — это состояние соединения. Например, он пишет в Хидушей агадот, Шабат 139: «И во всех качествах нет связи, а только в жалости. Когда некто жалеет другого, он соединяется с ним, и он жалеет кого-то, с кем у него есть связь. Как жалеет отец своих детей — он связан и соединен с сыном, и поэтому жалеет его. Поэтому называется, что любит его, поскольку связан с ним».

Слово «жалеть» в данном контексте означает «проявлять душевную вовлеченность», небезразличие и эмпатию, то есть, иными словами, — сочувствие.

Моше-рабейну и страдания евреев [↑]

Настоящему сочувствию мы учимся у Моше-рабейну. Сказано о нем в главе Шмот: «И вырос Моше, и вышел к братьям своим, и увидел их тяготы…» Раши объясняет: «Он направил свои глаза и обратил сердце к сочувствию их страданиям». Это означает, что Моше научился представлять, будто все это происходит с ним самим. Поэтому он и решил во всем убедиться воочию — ведь известно, что способность воспринять что-либо своим воображением пробуждается чувственной близостью к предмету. И Моше-рабейну столь близко воспринимал страдания своего народа, что, в конце концов, сам ощутил за них сильную боль. Он помогал другим евреям в их бедах больше, чем беспокоился о себе самом, — ведь это касалось всей общины Израиля.

Моше пошел к своим братьям, чтобы самому увидеть их тяготы, поскольку так мысленные образы глубже проникают в сердце. Таков путь Б-га: «Во всех их страданиях Его страдание», а Моше следовал путями Вс-вышнего.

В книге Шмот (6:5) сказано: «И также Я услышал стенание сынов Исраэля». Объясняет Хатам Софер, что слово «также» здесь означает, что не только Вс-вышний слышал вопль народа, но и каждый еврей слышал, как кричит от страданий другой. Хотя порабощен был весь еврейский народ, и все страдали, они сочувствовали боли других и не забывали об их нуждах.

Еврейские пророки всегда осуждали человеческое бессердечие, приводящее к страданиям и несправедливости. Когда мы встречаем их упреки Израилю за отход от законов и заповедей Вс-вышнего, мы видим, что пророки Йешаяу, Ирмеяу и Миха отвергали не саму идею жертвоприношений, но религию, сведенную только к обрядовости (будь то жертвоприношения, молитвы или праздники) и лишенную главного — начал справедливости, милосердия, доброты и праведности. Пророки говорили, что с добротой и справедливостью все в религиозной жизни — благо, без этого — все мерзко.

Сочувствие, рождающее зло… [↑]

Не умаляя важности уметь проявлять к ближним сочувствие, еврейская Традиция учит нас во всем видеть главное и понимать, что бывают случаи, когда сочувствие может стать источником несправедливости. Читаем в книге Ваикра (19:15): «…не будь снисходителен к нищему и не угождай знатному, по правде суди ближнего своего».

Как не подобает нарушать справедливость в угоду богатым и власть имущим, так же нельзя делать это из неверно понятого чувства сострадания к бедным и обездоленным. Традиция требует, чтобы справедливость умерялась милосердием; еврей должен строго соблюдать это равновесие, чтобы никому не причинить зла.

Кроме того, наши мудрецы учат, что сочувствие не может являться идеальным мотиватором для совершения добрых поступков. Есть что-то выше сочувствия, и это — любовь к Вс-вышнему и желание выполнить Его волю. Тот, кто помогает ближнему из чувства жалости или сочувствия к нему, ещё не достиг уровня чистого альтруизма. Ведь им движет желание избавиться от собственных отрицательных эмоций! Ему неприятно, что какой-то человек страдает, и только поэтому он хочет ему помочь.

Источник подобных переживаний — желание брать. Ведь, в конце концов, он отдаёт ближнему только потому, что преследует свои личные интересы. Он отдаёт для себя.

Написано в главе Реэ: «Давая, дай ему». Слово «дать» здесь используется дважды вот для чего. Когда человек помогает бедному в первый раз, его сердце переполняют жалость и сочувствие к несчастному. Нужно подождать, чтобы сердце успокоилось, и дать бедному еще раз — теперь уже ради исполнения заповеди.

Научиться сочувствию [↑]

Написано в Шульхан арухе, что давать цдаку необходимо с приветливым выражением лица, с радостью и добросердечием. Следует проявить сочувствие бедному и нуждающемуся в его горе и сказать ему слова утешения (и не поступать подобно тому, кто дает и рад, что отделался).

Если человек испытывает затруднения в том, чтобы почувствовать к другому человеку эмпатию, это не значит, что он «таким родился»: каждый может развить в себе умение хотя бы в малой степени почувствовать то, что чувствует другой.

Вначале необходимо внимательно подумать, какие эмоции испытывает другой человек, а потом постараться как можно более ярко представить себе его переживания и заботы. Здесь очень важно попытаться подробно понять все детали его переживаний и представить их себе как можно более реально.

В конце концов, это приведёт к тому, что чувства другого повлияют и на наше сознание. Таким образом, можно постепенно научиться сочувствовать другому человеку, даже если от природы это свойственно кому-то в меньшей степени.

Очевидно, что качество сочувствия — это подарок человечеству, позволяющий людям жалеть друг друга, любить друг друга, помогать друг другу от чистого сердца, строить душевные связи — одним словом, быть людьми!

Выводить материалы

Рав Арье Левин

Рав Пинхас Шнайдер

Люди помнят о нем. А те, кто не знал о его существовании, прочтут надпись на табличке, прикрепленной к стене дома, где он жил, и спросят: «Кто это, рав Арье Левин?»…

Не только Всевышний слышал вопль народа, но и каждый еврей слышал, как кричит от страданий другой. Ваэра

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Истории о праведниках, демонстрирующие их внимание к ближнему. Почему Хафец-Хаим говорил о еде?

На тему недельной главы. Аазину

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Кто должен идти навстречу?

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Когда жена рассказывает мужу о своих трудностях и проблемах, ему необходимо правильно реагировать, и подтвердить, что факты, которые она представляет, действительно свидетельствуют о реальных трудностях