Ешива «Толдот Йешурун» расположена рядом с самой крупной иерусалимской ешивой «Мир». Большая часть занятий проходит там и большая часть преподователей от туда. Поэтому мы предлогаем вашему вниманию статью о «Мире».
В Мире, маленьком городе, расположенном сейчас в Белоруссии, а до второй Мировой войны принадлежавшем Польше, евреи проживали с 1673 года. В 1921 году в нем насчитывалось около 4000 жителей, 60% из них были евреями. Веками здесь жили выдающиеся мудрецы Торы, в числе которых «Адерет», который сменил рава Шмуэля Салана из Иерусалима и рава Цви Гирша Камая.
Ешива «Мир» появилась на карте ешив рано: всего через 22 года после основания в 1815 году равом Хаимом ешивы Воложина и его призыва создавать другие подобные учебные заведения. До этого времени изучением Талмуда руководил деревенский или городской раввин либо человек, имеющий соответствующую репутацию в общине. Ученики проживали в синагоге или у кого-то из жителей местечка и, чаще всего, получали скудное содержание от членов местной общины.
Рав Хаим из Воложина произвел настоящую революцию, основав свою ешиву, которая предоставляла студентам наряду с духовной пищей материальное обеспечение.
До сегодняшнего дня литовскими ешивами, созданными вслед за ешивой Воложина, руководит, как правило, известный раввин. Оригинальной метод восприятия и анализа еврейского Учения главы ешивы накладывает особый отпечаток на атмосферу учебного заведения и его стиль. В литовских ешивах прославились многие морально и интеллектуально значимые личности, самые выдающиеся из них: Барух Бер из Каменеца, рав Хаим из Бриска, Хофец Хаим из Радина, рав Элиэзер Иеуда Финкель из Мира. В отличие от хасидского мира литовская ешива может успешно работать, даже лишившись управления авторитетным общепризнанным равом: Бейт Мидраш имеет свою собственную динамику, черпая из устных и письменных источников предыдущих поколений, извлекая самую суть из Талмуда благодаря требовательному столкновению умов во время изучения различных трактатов в хавруте (паре учащихся, занимающейся вместе).
«Мир» быстро завоевал признание как вторая по важности литовская ешива после ешивы в Воложине, которая была закрыта после того, как российские власти потребовали ввести изучение русского языка в учебную программу. Руководство Воложинской ешивы категорически отказалось подчиниться. Было принято решение, что закрытие ешивы будет наилучшим выходом из создавшейся ситуации. Тогда ешива «Мир» вышла на первый план. Эту позицию она сохраняла до Второй мировой войны, привлекая студентов из Америки, Англии, Австралии и Франции. Трагедия Холокоста и чудесная эпоха Шанхая наступили внезапно в эпоху расцвета ешивы «Мир». Сам городок Мир являл собой типичную картину восточноевропейских общин тех лет с их внутренними распрями. С одной стороны, интенсивная и бурная религиозная жизнь, а с другой — группы людей, решительно поворачивающиеся спиной к миру традиции: сторонники просвещения, приверженцы ассимиляции и эмансипации всех сортов.
Ешива «Мир», осевшая в дальнейшем в Иерусалиме, является в настоящее время самой крупной ешивой Израиля, как по числу студентов, так и по качеству обучения.
В большом здании живописного квартала Бейт Исраэль, быстро ставшего очень тесным, 5000 студентов занимают места, где только могут, начиная с большого зала и прилегающих к нему залов поменьше и заканчивая кулуарами, тысячами искусно используемых укромных мест.
Прибывшие со всего мира, а также из других израильских ешив (в частности, из ешивы «Хеврон» в Иерусалиме или ешивы «Поневеж» в Бней Браке), молодые люди, так же как и главы семей, выдающиеся личности и начинающие талмудисты уживаются здесь в прилежном и беспрерывном гуле.
Духовная и интеллектуальная жизнеспособность, а также широкая открытость для всех течений традиционной мысли приводят к тому, что сюда приходят даже врачи или университетские профессора, посвящающие изучению Геморы несколько часов из своего ежедневного рабочего графика.
Ешива «Мир» смогла привнести в израильское окружение богатую и широкую литовскую традицию: большое число преподавателей других ешив получили здесь свое образование. Здесь уживаются ученики любых традиций: ашкеназы и сефарды.
Тот, кто хочет сегодня «получить глоток воздуха» из мира ешив, должен отправиться в квартал Бейт Исраэль, над которым возвышается внушительное здание ешивы, атмосфера которой способна произвести волнующее незабываемое впечатление.
В книге «Все для Босса», написанной Рухамой Шайн и пересказанной по-русски Эзрой Ховкиным, есть воспоминания о городке Мир и его ешиве, в которой учился муж Рухамы Моше Шайн. Мы представляем некоторые отрывки из книги «Все для Босса», описывающие городок Мир и ешиву «Мир».
Город из пяти улиц
… В Мире всего пять улиц и 500 еврейских семейств. Белье стирают в реке. Имеется маленькая электростанция. Каждый вечер все лампочки в городе начинали мерцать. Это электрик извещал так свою жену, что идет домой, чтобы она начинала готовить ужин. Когда Бесси, сестра Рухамы, муж которой тоже учился в здешней ешиве, включила утюг, то весь город погрузился во тьму: утюг забрал всю энергию.
Ешива
Студенты ешивы нигде не работали. Но при этом трудились очень тяжело. В семь утра был Шахарит, утренняя молитва. В восемь завтрак. В девять садились за Талмуд и отрывались от его изучения только в полвторого, чтоб поучить мусар — советы, как воспитать свои душевные качества. Потом читалась дневная молитва Минха. С двух до полпятого обед и отдых — единственное время, когда Рухама, кормя мужа, могла с ним пообщаться и обсудить семейные проблемы. С полпятого до десяти снова Талмуд. В десять читалась вечерняя молитва Маарив. …
… Однажды Рухама зашла в зал, где шли занятия. Пятьсот еврейских парней, склонившись над книгами, тихо повторяли слова Торы. Но их шепот, складываясь вместе, звучал, как гул прибоя, как порыв свежего ветра, который наполняет парус. Рухаме много раз приходилось слышать, что ешива — это факел еврейства, который никакая сила не сможет погасить. Теперь она это увидела.
Весь год ешива трудится. Но есть дни, когда нужно веселиться. Например, в Симхат Тору, праздник Торы, когда евреи танцуют со свитками и делают лехаим. В этот день в ешиве было много пьяных. Но что это были за пьяные!
Один ешиботник прижимал к груди Сефер Тору, слезы градом текли по его щекам, и он снова и снова целовал драгоценный свиток. У другого пьяницы лились из души такие чудесные комментарии к Торе, что если б не запрет писать в праздник, Моше непременно записал бы их.
Да, таким пьяницам можно было доверить что угодно: вести корабль, беречь единственного ребенка, управлять страной. Вот Вс-вышний и доверил им этот мир.
Перевод Полины РОЗЕНБЛАТ
«Мир Торы».
статьи по теме: Ешива «Толдот Иешурун»
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»