Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Самопожертвование, Суккот, Этрог, Катастрофа, Йехезкель Ляйтнер, Ицхак Зеев Соловейчик
Задняя часть дома, в котором жили рав из Бриска и еще один еврей, была разрушена бомбой. Сосед рава сидел на земле в глубоком молчании. Кто в те роковые дни не был подавлен чудовищными потерями? У кого не щемило сердце от того, что все самое дорогое в жизни погибло в считанные дни? Рабби попытался утешить соседа. — Реб ид, — сказал он, — не предавайтесь мрачным мыслям. Вспомните — ведь сегодня йом тов. В этом году Суккот начался с царат рабим, когда еврейская община скорбит, оплакивая понесенные потери. Но если мы сплотимся в нашем общем горе, то найдем в себе силы, чтобы возвыситься над бедой каждого.
— Ребе, — в волнении произнес сосед, — не это убивает меня. Душа болит о другом: как я нынче смогу исполнить мицву благословения этрога завтра утром?
— Если именно это тревожит вас, мой дорогой друг, — я помогу вам! Этрог при мне.
— Неужели, ребе? Не может быть! — И человек ожил в мгновенье ока. Он вскочил на ноги, будто заново родившись. Лицо этого еврея, чудом выжившего под бомбами, вмиг просветлело. Едва улеглась долго мучившая его тревога, изможденный сосед уснул сном праведника. Уснул вскоре и реб Велвел.
Еще не рассвело, когда рава разбудил гул толпы. Он осторожно приблизился к двери своего убежища и с удивлением увидел длинную очередь евреев, вытянувшуюся на несколько кварталов. И тогда сосед рассказал ему о благочестии и преданности варшавских евреев своей вере. — Нынче всего четыре лулавим и этрогим на всю Варшаву, — начал он, — ведь немцы еще до Рош Ашана разбомбили все, что двигалось в столицу, не говоря уж о поездах. Вот ни один этрог и не попал в Варшаву. Так что на всех варшавских евреев осталось всего три этрогим. И когда вы сказали мне, что у вас есть еще один, четвертый, я обмолвился об этом кое-кому, и слух тут же разнесся по всему городу. Эти люди стоят здесь со вчерашнего вечера. Они простояли всю ночь, невзирая на немецкий комендантский час, преодолевая страх, — только бы исполнить мицву.
— Я знаю, — продолжал сосед, — никому нельзя оказывать предпочтение в таком деле. Каждый должен ждать своей очереди, чтобы исполнить мицву. Но здесь есть один старик, который пришел из предместий Праги, а очередь его раньше, чем к концу дня, не подойдет. Нельзя ли в порядке исключения пропустить его вперед? Ему ведь надо успеть вернуться домой ко второму дню Суккот, чтобы поспеть на йом тов шени и похоронить одного из погибших в его семье.
Рав согласился и тут же воскликнул: — Эти евреи, проявившие столько преданности вере, должны исполнить мицву раньше меня! Разве могу я сравниться с такими необыкновенными людьми!?
На рассвете взвыли сирены. Подъехали грузовики с немецкими солдатами. Они спрыгивали на землю и сразу набрасывались на толпу евреев, орудуя направо и налево прикладами.
— Вы что, не знаете, что объявлен комендантский час! — кричали солдаты. — Мы раздавили вашу польскую армию, а вы еще смеете бросать нам вызов!
Раздались вопли избиваемых и стоны упавших на землю раненых. Разогнав всех, немцы отправились на расправу с другими евреями.
Однако спустя пять минут та же очередь стояла на прежнем месте. Евреи с нетерпением ожидали рассвета, чтобы исполнить драгоценную мицву.
ИздательствоШвут Ами. Публикуется с разрешения издателя.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Следуя повелению Б-га, Моше проводит перепись евреев. Дочери Цлофхада просят удел в Земле Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Внук Аарона не стал коэном, однако благодаря его действиям Всевышний спас народ Израиля. Биография главного еврейского ревнителя.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»