Из цикла «Всего одно слово — Амен», темы: Кадиш, Амен, Всего одно слово, Благословения
Р. Моше Гертнер из Бней-Брака был богобоязненным евреем. При выполнении заповедей он избегал любых компромиссов с самим собой, но особенно непреклонным он был в отношении благословений: он всегда стремился услышать в ответ Амен. В течение дня, когда в доме или вокруг него, как правило, находились люди, это было не так уж трудно. Но р. Моше изучал Тору допоздна, когда все его домочадцы уже давно спали. И если летней душной ночью ему необходимо было выпить воды, его от сердца произнесенное благословение наталкивалось на звенящую тишину.
И вот, когда муниципалитет Бней-Брака ввел новую услугу — круглосуточную горячую телефонную линию, — р. Моше очень обрадовался. «Что это тебя так взволновало?» — спросили его члены семьи, не в силах вообразить, почему именно эта услуга показалась ему столь важной.
«Вы не понимаете?! — переспросил он. — Да это решает мою проблему!»
И в самом деле, р. Моше частенько в середине ночи или под утро набирал номер круглосуточной службы, чтобы оператор ответил на его благословение Амен. И хотя его просьба вызывала удивление, все же, как правило, операторы были рады отвлечься от монотонного хода дежурства и помочь ему.
В добавление к приведенному рассказу необходимо отметить, что существуют разногласия между законоучителями относительно правомочности ответа Амен по телефону, и р. Ш.-З. Ойербах такой Амен запрещает (см. также в разделе «Законы произнесения Амен» в конце книги).
Не теряя ни минуты
Интересно, что другой еврей, носивший такую же фамилию — Гертнер, был известен подобным же пониманием высочайшей ценности каждого Амен.
Реб Шломо Гертнер, живший в лондонском районе Голдерс-Грин, поражал своей стремительностью и рвением в выполнении заповедей. И дети, и взрослые с удивлением наблюдали, как он вопреки своему солидному возрасту лихо перепрыгивает через ограждение, отделяющее синагогу р. Эльхонана Алперна от пешеходной дорожки. Однажды его спросили, почему он прибегает к этому акробатическому прыжку, а не проходит вдоль ограждения до калитки, как другие члены общины. «Что значит “почему”?! — с удивлением переспросил р. Шломо. — Неужели вы хотите, чтобы я пропустил хотя бы один Амен в Кадише!»
Он буквально выполнял закон, приведенный в кодексе Шульхан арух: «Человек должен бежать, чтобы услышать Кадиш» (Орах хаим 56:1).
Издательство Пардес
Читайте: полный обзор по теме Амен
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.