Оглавление
Что такое Кадиш, зачем его нужно говорить, и как правильно его говорить?
Кадиш — молитва на арамейском языке [↑]
Кадиш — одна из самых известных еврейских молитв. Кадиш, написанный на арамейском языке (разговорном языке эпохи Талмуда), произносят в присутствии как минимум десяти молящихся евреев (миньян). Кадиш — это прославление Всевышнего и признание справедливости Его дел.
Читают его в трех следующих случаях:
— ведущий общественную молитву от лица всех присутствующих;
— после изучения Торы;
— близкий родственник умершего: во всех без исключения еврейских общинах принято говорить Кадиш в течение 11 месяцев после смерти, а далее — ежегодно в годовщину смерти.
Не можете читать кадиш сами?Заказать чтение Кадиша онлайн!Порядок чтения всех видов Кадиша в молитвенном богослужении приведен в сидуре (молитвеннике).
Все присутствующие обязаны отвечать «Амен» в конце каждого предложения, а в середине произносить «Амен, йеэ шмей раба…» — «Амен, да будет благословенно Его великое имя…»
Мудрецы говорят, что тому, кто произносит эти слова со всей силой души, на Небесах прощается самый тяжелый приговор. А тому, кто говорит «амен», уготовано место в будущем мире.
Молитва Кадиш важна настолько, что всякий, кто ее слышит, должен прекратить все дела и отвечать «амен». Даже если он молится — надо прервать молитву. И лишь тот, кто молится Шмоне-Эсре (молитва Амида), не отвечает «амен»; но и он прекращает на время свою молитву, чтобы выслушать Кадиш.
Кадиш по умершему [↑]
«Кадиш по умершему» читается ближайшим родственником (мужчиной не младше 13 лет): его произносят по отцу, матери, родному брату или сестре, сыну, дочери или супруге.
Принято, что сын читает Кадиш по своим родителям. Считается, что, когда сын читает Кадиш по умершему отцу, душа последнего меньше страдает при расплате за грехи, совершенные при жизни (см. ниже).
Однако если по каким-то причинам он не может этого сделать, можно попросить другого человека. Желательно, чтобы сын заплатил за это, т.к. только в этом случае чтение Кадиша другим человеком будет считаться для него выполнением обязанности по отношению к родителям (Маген Авраам 132:2, Каф а-Хаим 44:30).
«Кадиш по умершему» говорят после молитвы «Алейну» («На нас возложено»), которой завершаются утренняя молитва («Шахарит»), дневная («Минха») и вечерняя («Маарив»), а также утром после читаемого в этот день соответствующего отрывка из книги Теилим («Псалом на данный день недели»).
В заслугу Кадиша, который произносят за умершего, его душа избавляется от Геинома (Рамо, Йорэ Дэа 378). А Аризаль (Шаар а-Каванот стр.15 б) пишет, что Кадиш может не только избавить душу умершего из Геинома, но и поднять ее в Ган Эден.
Одно из наиболее ранних упоминаний непосредственного влияния Кадиша на душу усопшего мы находим в мидраше Тана дэ-вэй Элияу. Там приводится история о раби Йоханане бен-Закай (есть подобная история о раби Акиве, которая упоминается в других мидрашах). Приведем вкратце ее содержание.
Раби Йоханан бен-Закай сказал:
Однажды я шел по дороге и встретил человека, который собирал дрова. Я заговорил с ним, но он не ответил мне ни слова в ответ. Только потом он подошел ко мне и сказал: «Ребе, я мёртв, а не жив».
Я ответил: «Если ты мертв, зачем тебе все эти дрова?».
Он ответил: «Раби, послушайте меня, и я объясню. Когда я был жив, мы с моим другом проводили дни напролёт, нарушая всевозможные заповеди. Поэтому когда мы предстали перед Небесным судом, мы были приговорены к сожжению. Я собираю дрова для костра, на котором горит мой друг. Затем он собирает дрова, и горю я».
Потом я спросил его: «Вам не сказали, как долго будет длиться ваше наказание?».
На что он ответил: «Когда я попал сюда, я оставил жену беременной. Я знаю, что это мальчик. Поэтому я прошу тебя, пожалуйста, позаботься о нём с момента его рождения, а когда ему будет 5 лет, отведи его в школу, чтобы его научили читать и молиться. Ибо в то время, когда он скажет: “Благословите Господа благословенного!”, поднимут меня из Геинома».
Текст Кадиша [↑]
Если внимательно вчитаться в текст Кадиша, может возникнуть вполне уместный вопрос: «Каким образом Кадиш помогает душе усопшего? Ведь в нём нет ни слова ни о самом умершем, ни о его памяти?».
Действительно, Кадиш говорит только о Всевышнем и о распространении Его Славы в этом мире. Первые слова Кадиша — «Да возвысится и освятится Имя Всевышнего» — основаны на стихе из книги пророка Йехезкеля (38:23). Кульминацией Кадиша является провозглашение: «Да будет благословенно Его великое Имя вовеки и во веки веков».
Как известно, человек приходит в этот мир по воле Творца и на протяжении своей жизни должен выполнить поставленные перед ним задачи по исправлению этого мира. Индивидуальные задачи каждого человека являются одновременно частью общего замысла Творца по отношению ко всему еврейскому народу в целом — раскрытия Имени и Славы Творца в этом мире.
Поэтому, когда человек уходит из жизни, остается как бы незаполненное пространство в этом Б-жественном плане. И когда по умершему читают Кадиш, в котором говорится о распространении Славы Всевышнего, это «незаполненное пространство» заполняется.