Из цикла «Всего одно слово — Амен», темы: Амен, Всего одно слово, Хасиды, Община
Ребе из Клаузенбурга, р. Йекутиэль-Йеуда Хальберштам потерял в годы Катастрофы жену и одиннадцать детей. После войны, сумев преодолеть личную трагедию, он стал духовной опорой и примером для своих уцелевших последователей. Он снова женился и вновь создал большую семью.
Его крепкая вера помогла ему устоять в годы страданий, а затем начать жизнь сначала. И одним из конкретных проявлений этой веры стало его трепетное отношение к произнесению Амен в ответ на каждое благословение — ведь это слово родственно слову эмуна (вера): произнося Амен, еврей утверждает, что Всевышний существует и управляет всем во Вселенной.
В 1947 году Ребе прибыл из разоренной войной Европы в Нью-Джерси, штат Нью-Йорк, а в 1960 году переехал в Юнион-сити, где воссоздал свою хасидскую общину. Он возглавлял ее до тех пор, пока не совершил алию, поселившись в Нетании, в основанном им квартале Кирьят Цанз.
Община, которую он создал в Юнион-сити, была очень спаянной. Все искренне радовались, когда у кого-то происходили счастливые события, и поддерживали друг друга в горе. Один год выдался особенно тяжелым. Сначала погиб а автомобильной катастрофе реб Аарон Крейгер — веселый и общительный член общины, которого все любили. Он оставил вдову и малолетних сирот. Не успела община прийти в себя от этого удара, как последовала новая беда. Внезапно скончался еще один молодой хасид — реб Моше-Нехемья Штрейбель, и вновь остались вдова и сироты.
Община была потрясена. Люди испытывали страх и тревогу: почему именно на них обрушиваются несчастье за несчастьем?
Все ждали слов поддержки от Ребе. Как он объяснит эти две последовавшие друг за другом трагедии?
На своем еженедельном уроке по недельной главе Торы, который проходил, как обычно, в четверг вечером, Ребе наконец заговорил о том, что произошло. Он начал свой урок со слов из Шират А-азину: «וַיַּרְא יְהֹוָה וַיִּנְאָץ מִכַּעַס בָּנָיו וּבְנֹתָיו. וַיֹּאמֶר אַסְתִּירָה פָנַי מֵהֶם אֶרְאֶה מָה אַחֲרִיתָם כִּי דוֹר תַּהְפֻּכֹת הֵמָּה בָּנִים לֹא אֵמֻן בָּם — И увидел Г-сподь, и вознегодовал, оттого, что разгневали Его сыновья и дочери Его. И сказал: скрою Мое лицо от них и увижу, каков будет их конец, ибо они род развращенный, сыны, в которых нет верности» (Дварим 32:19—20).
Затем Ребе перешел к толкованию этих стихов: «Сказал раби Достай бен Йеуда: не читай “לֹא אֵמֻן בָּם — в которых нет верности”, а читай “לא אמן בם — у которых нет Амен”. Это поколение, в котором не желают отвечать Амен на благословение!»
Голос Ребе доходил до сердца каждого сидящего в бейт-мидраше. «Амен, — продолжал он, — это также аббревиатура дорогих имен наших друзей: Аарона и Моше-Нехемьи. Когда люди не отвечают Амен после каждого благословения, они тем самым пренебрегают честью Царя царей. И это пренебрежение вызывает Его гнев, как сказано в Торе: “Скрою Мое лицо от них…”. Какой же великий грех совершают сыны Израиля? Раби Достай бен Йеуда объясняет: они не отвечают Амен!»
В заключение Ребе из Клаузенбурга сказал: «Два праведника были взяты от нас. Нам необходимо исправить свои поступки и более тщательно отвечать Амен после благословений. В заслугу этого Всевышний отвратит от нас Свой гнев».
И хотя с тех пор прошло более сорока пяти лет, эти слова Ребе звучат в ушах его хасидов по сегодняшний день!
Издательство Пардес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»