Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Реувен Пятигорский

Смысл этого слова-восклицания — подтверждение, поддержка, согласие: согласен с тем, что ты сказал; да будет так. Произносится обычно после благословения или клятвы. Отвечающий «амен» как бы сам благословляет или кланяется. В Талмуде находим, что если ответчик в суде сказал «амен» на обвинение, значит, он согласен восполнить ущерб, причинённый истцу.

Из Хумаша видим, что раньше его произносили при публичных торжественных клятвах (см. Дварим 27, 15). В эпоху Храма этим словом народ отвечал на благословение коэнов. Ныне употребляется главным образом при завершении молитв и благословений. Кроме того, его используют также в качестве ответа на доброе пожелание, хотя в таком случае наиболее полной формой является выражение «амен, кен ийе рацон», «да будет таковой воля Всевышнего».

Поскольку слово «амен» родственно слову «эмуна» (вера), евреи всегда относились к нему самым серьёзным образом, что подтверждается разработанностью правил, когда и после чего его следует произносить. По словам мудрецов, если простой еврей, далёкий от Торы, заходит в синагогу и говорит «амен», его награда за выполнение заповеди весьма велика: «Тот, кто отвечает на молитву, выше того, кто её читает».

Рабби Ханина, мудрец эпохи Талмуда, отметил, что слово «амен» является акростихом фразы «Эль мелех нээман», «Б-г — верный Царь», а значит, произносящий его удостоится доли в грядущем мире.

Материалы по теме


Как объясняет рав дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением. Читать дальше