Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Утренние Брахот

1. Мудрецы спорят, должен ли слышащий утреннее благословение на Тору отвечать «амен» после слов «… заниматься Торой». Некоторые говорят, что это место не является завершением благословения, и что слова «сделай же так … чтобы слова Торы Твоей стали усладой наших уст …» — продолжение того же самого благословения, так что весь этот текст представляет собой одно благословение. А раз так, отвечать после слов «…заниматься Торой» «амен» не нужно. А некоторые говорят, что в этом месте благословение заканчивается, а слова: «Сделай же так … чтобы слова Торы Твоей стали усладой наших уст» начинают новое благословение, поэтому после слов «заниматься Торой» необходимо ответить «амен». И поэтому следует произносить это благословение шепотом, чтобы никто не услышал этого благословения и не оказался бы в ситуации, когда непонятно, как поступать1.

2. Благословение «… наделивший сердце способностью отличать день от ночи» не произносят до рассвета2.

3. Благословение «… раскрывающий глаза слепым» может произнести и слепой, поскольку и он пользуется зрением: ведь другие указывают ему дорогу.

Если человек произнес благословение «… распрямляющий согбенных» до благословения «… освобождающий узников», то ему нельзя теперь произнести благословение «… освобождающий узников», поскольку эта тема уже содержится в словах «распрямляющий согбенных», ведь освобождение членов тела необходимо для распрямления спины!2*.

4. После слов «… прогоняющий сон с моих глаз и дремоту с моих век» не отвечают «амен», поскольку в этом месте благословение не кончается, и слова «и да будет угодно Тебе…» также относятся к этому же благословению. А завершается оно словами: «… дающий истинное добро народу Своему, Израилю!».

5. Тот, кто бодрствовал всю ночь, произносит утром все утренние благословения, кроме благословения на омовение рук, которое произносить не следует. А относительно благословений: «Б-г мой! Душа …» («Элокай нешама») и «… прогоняющий сон с моих глаз…», а также благословений на Тору мудрецы сомневаются, должен ли он их произносить или нет3, поэтому ему нужно устроить так, чтобы он смог услышать их от другого и ответить «амен» (и смотри также главу 6, параграф 9).

6. Все утренние благословения, если человек не произнес их до того, как помолился, он может произнести и после молитвы4, кроме благословения на омовение рук (поскольку если, как полагают некоторые, утреннее омовение рук установлено в связи с молитвой, то после того, как он уже помолился, нет смысла в этом благословении) и благословения «Б-г мой! Душа…» (поскольку обязанность упомянуть это он уже выполнил, произнеся благословение «…воскрешающий мертвых»5 (в «Шмонэ Эсрэ»).

7. Если же человек не произнес до молитвы благословений на Тору, мудрецы спорят, нужно ли произносить их после молитвы или нет. Некоторые полагают, что их не нужно произносить, так как он уже выполнил эту обязанность, произнеся благословение «Ты возлюбил нас любовью великой…» (второе благословение перед чтением «Шма»), поскольку в нем также содержится тема благодарности за дарование Торы: «… и дай нашему сердцу способность понимать и постигать Тору Твою, внимать словам ее, учиться и обучать ей …». А некоторые говорят, что благословение «Ты возлюбил нас любовью великой…» освобождает его от необходимости произнести утренние благословения на изучение Торы только в том случае, если сразу после молитвы он занимался Торой. Поэтому необходимо постараться не забыть произнести благословение на Тору до молитвы. Но если уж случилось так, что человек забыл произнести это благословение до молитвы, он должен выучить что-нибудь из Торы сразу после молитвы6. А если он и это забыл, то теперь, раз мудрецы сомневаются, каков закон, он не должен произносить благословение на Тору7.

8. Если человека вызвали к Торе до того, как он произнес утренние благословения на Тору, то, если он в состоянии сначала произнести все благословения на Тору и сказать сразу после этого хотя бы один стих из Торы, например: «Благословит тебя…», пусть так и сделает, а после того выйдет к Торе и благословит. А если он не может этого сделать, пусть выходит к Торе как есть. А после этого, раз благословение на Тору: «… Который избрал нас …» уже произнесено (перед чтением Торы), он должен будет произнести только: «…освятивший нас Своими заповедями…», «и сделай же так, … чтобы слова Торы Твоей стали усладой наших уст…» до слов «… народ Свой, Израиль», а после этого произнести отрывки из Торы: «Благословит тебя…» и т.д.


1 А если услышал — большинство ахроним пишут, что отвечать не следует.

2 Если он услышал крик петуха, начиная с полуночи и позже — может благословить.

2* А ахроним разрешают ему благословить. Но лучше бы ему услышать это благословение от кого-нибудь еще, имея в виду, что, слушая, он сам выполняет обязанность благословить.

3 И также не следует произносить «Ашер Яцар», если он не ходил в туалет (см. выше, глава 2, примечание 5). Если человек спал днем даже долго, у некоторых есть обычай не произносить после этого благословений на Тору, но тот, кто благословляет, не делает себе хуже. Если человек спал днем и не благословил, а потом бодрствовал всю ночь — утром пусть благословит.

4 До конца четвертого часа. А если не сделал этого — может благословлять до полудня. А благословляющего после полудня, и даже ночью перед сном, не следует одергивать.

5 И лучше, произнося это благословение, держать в голове, что этим он не выполняет обязанность произнести «Элокай нешама». И даже если он не сделал этого, то все равно, благословляя «Элокай Нешама» после молитвы, не делает себе хуже. А желающий сделать все самым правильным образом путь поспит немного днем и благословит после этого.

6 Следует при произнесении благословения «Любовью великой…» иметь в виду выполнить также и обязанность благословить на Тору.

7 А по мнению МБ, должен.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»