Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Пурим, Свиток Эстер, Пост Эстер, Месяц Адар, Реувен Пятигорский
Праздник Пурим во всех еврейских общинах мира проводится 14-го адара, а в Иерусалиме 15-го. Четыре заповеди установили наши мудрецы на этот день: читать Свиток Эстер, делать подарки бедным, посылать подарки друзьям и знакомым (шалахмонес), устраивать праздничную трапезу, весь день веселиться и даже… выпить вина. Чуть больше, чем обычно, но при этом не уподобляясь потомкам Амана.
Написано в Свитке Эстер: «Эти дни — памятны и празднуются из рода в род, в каждой семье, в каждой области и в каждом городе. Эти дни Пурима не будут отменены среди евреев, и не исчезнет память о них у их потомков». Заповедь из Писаний предписывает читать Свиток Эстер днем в Пурим. Наши мудрецы постановили читать его также и вечером (ночью) с наступлением Пурима — по свитку, написанному на пергаменте. Женщины тоже обязаны слушать это чтение, поскольку Амалек, задумав истребить евреев, не собирался ограничиться одними мужчинами. Слушают Свиток, не пропуская ни слова. Во время чтения не разговаривают. Перед чтением и после него произносят специальные благословения. Чтение свитка — очень важная заповедь. В Талмуде написано: «Что предпочтительней (когда нужно выбрать одно из двух) — изучение Торы или чтение Свитка? — Чтение свитка предпочтительней».
Вторая заповедь Пурима — делать подарки беднякам. Заповедь выполняется днем. Ее обязаны выполнить все — мужчины, женщины и дети. Хорошо, если подарок будет достаточно ценным, чтобы обрадовать бедняка. Следующая заповедь — подарки друзьям. Цель заповеди: увеличить радость и дружбу в Израиле. Ее тоже соблюдают все: мужчины посылают подарки мужчинам, женщины — женщинам, дети — другим. Посылают два вида еды (или питья), которые можно съесть немедленно. Подарки тоже посылаются днем, а не вечером. (Кстати, и Эстер, и Мордехай получили два подарка: дом, оставшийся от Амана, и кольцо.)
Пост Эстер
Установленный нашими мудрецами для всего народа обычай поститься 13-го адара соблюдается в память о двух постах, объявленных в дни Мордехая и Эстер. Первый пост: все евреи Персии постились три дня, когда в месяце нисан (на Песах) злодеем Аманом был вынесено решение об уничтожении евреев. Второй пост: они же постились 13-го адара — перед тем как выйти воевать, защищаясь от врагов. Наш пост 13-го адара называется именем царицы Эстер, отправившей Мордехаю послание: «Иди, собери всех евреев, пусть постятся об мне».
Рамбам пишет: «Этот пост принято соблюдать, чтобы мы помнили, что Всевышний видит и слышит всякого человека в его беде, когда он постится и возвращается к своему Творцу всем сердцем, и что Тора велит нам молиться, если всем грозит беда».
С рассвета до вечера, пока не появились звезды, запрещено есть и пить. Тот, кто поел или попил по ошибке (или даже умышленно), обязан продолжить пост. Утром не чистят зубы и не споласкивают рот. Можно есть и пить беременным и кормящим женщинам, а также больным. Но даже тому, кто может есть, не следует получать от пищи удовольствие, ибо он свободен от запрета на еду, но не от того, чтобы скорбеть со всем народом.
Утром читают специальные молитвы — слихот, в которых мы просим избавить нас от всех несчастий и простить наши грехи. Читается также молитва Авину-Малкену. В синагоге свиток Торы достают и утром на шахрит, и днем на минху.
В конце поста, перед наступлением Пурима, готовятся к празднику: надевают праздничную одежду, наводят порядок в доме — чтобы, придя из синагоги, войти в дом и увидеть, что стол уже накрыт. С наступлением вечера все еще запрещено есть хлеб — пока не прочтен Свиток Эстер, но пробовать фрукты, мясо и рыбу — можно. В это время запрещено также спать — из опасения, что прилегший на минуту человек крепко заснет и пропустит чтение Свитка Эстер.
Свиток Эстер
Мегилат Эстер. Один из пяти Свитков Танаха, входящих в Ктувим: Песнь песней, Рут, Эйха, Коэлет и Эстер. Раньше под именем Мегила (свиток) понимался именно Свиток Эстер, по крайней мере так он назван в Талмуде.
В трактате Мегила, целиком посвященном заповедям чтения Свитка, приводятся рассказы о мудрецах, которые исполняли заповедь его чтения, невзирая на опасность для жизни. Раби Йеуда свидетельствует, что в дни его молодости, проведенной в городе Луд, Свиток читали исключительно ночью — из страха перед римлянами. Раби Меир, оказавшись на Пурим в городе, где не было ни одного «кашерного» свитка, написал его на память, после чего прочел в надлежащее время.
Одна из отличительных черт Свитка — отсутствие в нем Имени Всевышнего. Некоторые толкователи видят в этом намек на чудо Пурима, данное неявным образом, — путем его сокрытия за канвой объяснимых событий. Другие считают, что Мордехай специально составил Свиток без Имени, предвидя, что неевреи включат его в сборники своих «святых» книг, приспособив тем самым для нужд идолопоклонства. Третьи указывают на то, что в Мегиле часто употребляется слово мелех, царь, причем во многих случаях под ним понимается Царь царей. В Талмуде это правило приведено от имени раби Йоханана: «Везде, где сказано “царь Ахашверош”, речь идет об Ахашвероше. Там, где сказано просто “царь”, говорится о Б-ге».
Когда наступит Пурим в этом году?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего