Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вопросы и ответы по недельной главе

Вопрос.

Внимательный читатель может заметить, что книга Деварим (Второзаконие) — последняя книга Пятикнижия, отличается от остальных. В чем именно различие между Деварим и предыдущими книгами, и в чем общая структура этой книги?

Ответ:

В целом последняя книга Моше является проекцией всей Торы[1]. Наш учитель в последний месяц и семь дней своей жизни повторил вкратце нашу историю до рассматриваемого момента, снова обучил нас заповедям Торы, предсказал историю нашего народа на будущее и, наконец, благословил нас. Таким образом, эту книгу[2] можно разделить на четыре части[3]. В первых трех главах Моше в основном повторяет нашу историю, упрекая нас за наши грехи. Следующие три главы полностью посвящены заповедям Торы. В следующих трех главах предсказывается будущее нашего народа, в том числе наши наказания, если мы будем отходить от Торы. Наконец, в последней главе Моше благословляет двенадцать племен, каждое согласно его духовному корню. Это общее разделение в точности соответствует десяти Сфирот: первые девять Сфирот объединяются в три группы по три, а последняя, Малхут, рассматривается отдельно[4].

Виленский Гаон написал, что эти десять глав Торы предсказывают то, что произойдет в последние тысячу лет, т.е. в шестое тысячелетие нашей истории[5]. Таким образом, последняя (пятая) книга Моше предсказывает историю последнего тысячелетия. Каждое столетие предсказано одной главой. Виленский Гаон[6] также говорит о духовном корне десяти глав книги Деварим. Эти главы соответствуют десяти сфирам[7] (каналам управления) мира Асия — нижнего из духовных миров. Рассматривая каждое из столетий истории, мы будем объяснять духовную сущность этого времени.

Итак, после всего сказанного становится понятным общий порядок книги Деварим, а также нашей истории. Первые три главы, в основном занимающиеся прошлым, соответствуют трем высшим сфирот. Хотя в главах Ваэтханан и Экев упомянуты некоторые заповеди, они в основном связаны только с верой. Следующие три главы полностью посвящены практическому исполнению заповедей и соответствуют трем средним сфирот, связанным с Торой. Мы увидим позже, что именно в этот период времени произошел колоссальный расцвет изучения всей нашей Торы по всему миру. Наконец, следующие три главы говорят о будущем, в том числе предсказывают наш отход от заповедей и грядущие наказания. В главе Ницавим рассказывается, что после всех страданий мы вернемся назад к Всевышнему, и в точности предсказано движение Баалей Тешува, как мы позже расскажем. Итак, перейдем к анализу каждого столетия. Главы Торы соответствуют векам следующим образом:

Глава

Сфира управления

Годы по нашему календарю

Годы по секулярному исчислению

Деварим

Кетер

5000-5100

1240-1340

Ваэтханан

Хохма

5100-5200

1340-1440

Экев

Бина

5200-5300

1440-1540

Рее

Хесед

5300-5400

1540-1640

Шофтим

Гевура

5400-5500

1640-1740

Ки Теце

Тиферет

5500-5600

1740-1840

Ки Таво

Нецах

5600-5700

1840-1940

Ницавим-Ваелех

Ход

5700-5800

1940-2040

Хаазину

Йесод

5800-5900

2040-2140

Браха

Малхут

5900-6000

2140-2240


 

Глава Деварим. Эта глава является общим вступлением ко всей книге. Здесь указывается, что вся книга Деварим — это наставления Моше перед смертью. Всевышний объявил нашему учителю, что он не войдет в землю Израиля, он умрет и будет похоронен вне ее. Моше использовал последние дни своей жизни, чтобы снова повторить с народом всю Тору. Он собрал всех наших предков: мужчин, женщин и детей и в течение месяца и семи дней обучал их, наставлял их и в конце благословил их.

С точки зрения каббалы, сфира Кетер является корнем всех сфирот и соединяет их с мирами, находящимися выше. В каждом духовном мире соединение с более высоким миром происходит через эту верхнюю сфиру. Так, Малхут предыдущего мира превращается в Кетер следующего. Таким образом, эта недельная глава заключает то, что было сказано до сих пор, и является предисловием всей последующей книги.

С точки зрения истории, в годы, соответствующие этой недельной главе, произошли два очень важных события, которые в точности соответствуют сфире Кетер. Две важнейшие книги вышли на свет в этом столетии, и они стали ключевыми для всей последующей истории. Первая из книг — Арба Турим (или просто Тур) — была написана раввином Яковом сыном Ашера. Этот мудрец подвел итог всем Алахическим решениям Ришоним — ранних мудрецов. Его книга включает все законы нашей жизни. Позже раввин Йосеф Каро написал Шулхан Арух — главную книгу наших законов, целиком базируясь на Арба Турим. Практически все книги законов, написанные в течение последних пятисот лет, базируются на Шулхан Арухе и книге Арба Турим. Таким образом, книга Тур вполне соответствует управлению со стороны Кетер.

Вторая книга, вышедшая в свет в этом столетии, — это Зоар — главная книга каббалы. Записанная почти тысячу лет до этого, она была скрыта в течение столетий, пока не пришел ее черед открыться, чтобы приготовить мир к приходу Машиаха. Почти все учения каббалы, которые мы имеем, базируются либо на Зоаре, либо на писаниях Рамбана и его учеников. Сам Рамбан жил тоже в этом столетии!

Глава Ваэтханан. мудрецы Торы последнего тысячелетия, в целом, делятся на Ришоним (ранних) и Ахароним (последних). Обычно те мудрецы, которые жили до изгнания испанского еврейства, называются Ришоним. Таким образом, эти мудрецы жили до конца периода управления посредством первых трёх сфирот (об испанском изгнании мы поговорим в следующей главе).

В общем, в период, определяемый этой главой, близилась к концу деятельность Ришоним. Известно, что первые три сфирот скрыты, и также деятельность большинства мудрецов этих поколений мало известна. Некоторые из них писали книги вопросов и ответов (т.н. респонсы) на темы еврейского закона.

Глава Экев.

Эта глава — последняя из группы первых трех. Во многом она похожа на предыдущую — так же, как Хохма похожа на Бину. Тем не менее, нужно понимать, что в каждой группе из трех сфирот есть «правая,» «левая» и середина. Правое — это направление доброты, а левое — суда. Таким образом, Хохма связана с правой стороной, а Бина — с левой. Тем не менее, так как Бина — это одна из трех высших сфирот, здесь суд не такой строгий, как в левых более низких уровней сфирот — Гевура и Ход. Эта глава предупреждает нас, чтобы, когда мы отстроим хорошие дома и будем иметь много имущества, мы не забывали о Всевышнем. Если же мы забудем Создателя, мы будем уничтожены.

Самое важное событие нашей истории в этом столетии — это изгнание испанского еврейства. Раввины, жившие в Испании в те времена, пишут, что основная причина этого наказания была в том комфорте, которым наслаждались евреи. В отличие от французских и немецких евреев, привыкших к постоянным погромам, испанские евреи жили в «золотой» стране. Их успех и богатство вызывали ненависть и зависть окружающего населения, что в конечном итоге способствовало изгнанию. Интересно, что, оказавшись перед выбором — уехать или перейти в христианство, — большинство евреев выбрали второе.

С испанским изгнанием закончилась целая эпоха нашей истории так же, как закончилась эта недельная глава и управление через первые три сфирот.

Глава Рээ. Эта глава — первая из трех глав, говорящих о заповедях. Она соответствует управлению Хесед — доброты Всевышнего. В этот период времени учения открытой Торы и каббалы просто расцвели. В это время жили раввин Йосеф Каро, написавший Шулхан Арух, и раввин Моше Иссерлис, написавший дополнения к нему. В этом же столетии жил величайший из каббалистов — Аризаль. На его писаниях основывались позже все учения каббалы и хасидуса. Интересно, что в этой недельной главе описано множество заповедей, относящихся именно к земле Израиля и к плодам урожая, выросших на ней. Именно в этом столетии основались, наконец, большие общины святой земли, в основном в городе Цфат (Сафед.) Там жили, в частности, Аризаль и раввин Йосеф Каро. Многие из вопросов законов, которые были решены в это время, связаны именно с плодами святой земли.

Интересно также, что в этой недельной главе обсуждаются законы о лжепророке, хотя большинство подобных законов представлено в следующей главе. Возможно, лжепророк, предсказанный здесь, — это Нострадамус, человек, происходящий из евреев, перешедших в христианство. До сегодняшнего дня многие неевреи поражаются «предсказаниям» этого человека.

Глава Шофтим. Здесь Тора продолжает описывать множество законов. Эта глава соответствует сфире Гевура — управлению суда. Таково и название этой главы — Судьи. С точки зрения изучения Торы, в этот период времени было написано множество комментариев к Шулхан Аруху. Из каббалистических книг наиболее известны писания рабби Моше Хаима Луцатто. Тем не менее, сам автор прожил очень короткую жизнь, в основном в изгнании, что вполне соответствует атрибуту этого столетия.

Что касается общей истории нашего народа, то в это время произошло множество бедствий. Самые страшные из них — это погромы Хмельницкого, когда целые еврейские общины были полностью уничтожены.

Наша недельная глава немало внимания уделяет обсуждению законов о лжепророках. Один из наиболее известных лжепророков в нашей истории — это Шаббатай Цви, причинивший страшный вред нашему народу. За ним последовало большинство евреев, и позже, когда он принял ислам, многие из них тоже перешли в другие религии. Некоторые из его поклонников продолжали верить даже после его смерти, что он еще вернется и спасет наш народ.

Кроме Шаббатая в этом столетии жил и другой очень известный вероотступник — Барух Спиноза. Хотя на первый взгляд трудно назвать его «лжепророком», тем не менее, после детального анализа его жизни и учений, становится понятно, что и он мог быть предсказан Торой. Дело в том, что до этого человека единственными евреями, которые не соблюдали заповеди Торы, были те, кто переходил в христианство. Разумеется, их было немного. Начиная с Баруха Спинозы, появилось новое понятие — нерелигиозный еврей, человек, который не соблюдает заповеди Торы и не верит в ее принципы, считая себя при этом евреем. Фактически Спиноза отказался от наших традиций, которые передавали в течение поколений, и взялся сам определить новые принципы веры, которые пришли ему в голову. После него было уже немало подобных людей. Но он сделал этот шаг первым, соответственно, и вина его наибольшая.

Глава Ки Теце. В этой главе больше всего заповедей, и она соответствует главной сфире Торы — Тиферет — «великолепие». Невозможно переоценить развитие Торы в этом поколении, упомянем лишь некоторых из великих мудрецов.

Виленский Гаон жил в этом столетии, следует заметить, что Гаон нашел подсказку своего имени именно в этой недельной главе. Он и его ученики написали множество книг на все темы открытой и скрытой Торы. С тех пор большая часть различных книг основывается на их писаниях. Например, Хофец Хаим основывал главные решения в книге Мишна Брура на писаниях Гаона.

Движение хасидизма получило своё развитие в этом веке. Основные из лидеров хасидского движения жили в этом столетии. Баал Шем Тов умер через 40 лет после начала века. Его ученики и ученики их учеников распространили его учение. Самые известные из хасидских лидеров — рабби Шнеур-Залман (основатель Хабада), рабби Элимелех из Лиженска, рабби Нахман из Брацлава, рабби Моше Тейтельбаум (от которого потом произошли сатмарские и другие династии). Все они жили в этом веке.

Рабби Моше Софер (Хатам Софер) и рабби Акива Эйгер жили в этом поколении. Хатам Соферу удалось организовать ешиву, в которой обучались впоследствии большинство великих раввинов Венгрии, Чехословакии и Румынии.

Рабби Хаим из Воложина — главный ученик Виленского Гаона — тоже организовал великую Воложинскую ешиву, по образцу которой позже создавались все литовские ешивы.

Из великих сефардских раввинов хочется упомянуть здесь Хида — рабби Хаима Йосефа Давида Азулай и Рашаша — Рабби Шалома Шараби. Хида написал множество энциклопедических книг, и его писания изучаются и цитируются по всему миру. Рашаш создал каббалистические сидуры молитв с медитациями согласно писаниям Аризаля.

Глава Ки Таво. Заметим сразу, что в общей системе управления сфирот Нецах и Ход идут вместе. Так, например, в человеческом теле они соответствуют двум ногам. В отличие от рук, которые могут действовать независимо, ноги работают вместе. Таким образом, глава Ки Таво и следующие главы — Ницавим и Ваелех — образуют единое целое, как мы сейчас увидим.

Интересно, что книга Зоар предсказывает колоссальный технический прогресс, начиная с этого века (5600 года.) Зоар заявляет, что благодаря научным открытиям мир будет в конце концов подготовлен к приходу Машиаха. В писаниях каббалы много раз подчеркивается, что последние четыре сфирот все связаны с Малхут, поэтому именно с Нецах начинается приготовление к царству Машиаха[8].

Хотя сфира Нецах связана с правой стороной, а Ход — с левой, тем не менее, так как эти сфирот взаимодействуют в управлении друг с другом, то нижняя часть сфиры Нецах оказывается связанной с управлением суда и перетекает в сфиру Ход. Таким образом, эта недельная глава начинается благословениями, но заканчивается предсказанием страшных проклятий. Эти проклятья продолжаются в главе Ницавим, после чего описано наше раскаяние и возвращение к Торе.

Итак, первое, что описывает глава Ки Таво, — это фрукты нового урожая, которые мы вырастим на святой земле. Заметим, что в это время появились первые еврейские поселения в Палестине, занимающиеся земледелием. Эти первые кибуцы состояли из религиозных евреев, которые хотели собирать урожай святой земли ради того, чтобы исполнить заповеди Торы, связанные с землей. (К сожалению, наш народ не смог использовать предоставленную возможность как положено. Вскоре на святой земле уже организовывались нерелигиозные кибуцы, которые нарушали все законы Торы, а позже было объявлено полностью светское государство.)

В середине этой главы Тора описывает проклятия за непослушание. Одиннадцать проклятий заключаются словами «Проклят человек, который не будет соблюдать слова этой Торы». Наконец, вся последняя часть главы описывает страшные страдания, которые мы будем испытывать, если не будем слушаться повелений Торы. Эту часть читают тихим голосом — это самая грустная часть Торы.

Как известно, основной отход евреев от Торы начался именно в этом столетии. Вследствие этого страшные наказания обрушились на наш народ. Среди них — начало Первой мировой войны, Октябрьская революция, погромы на Украине и, наконец, начало Второй мировой войны. Продолжение этой войны соотносится с началом главы Ницавим.

Главы Ницавим и Ваелех. Страшные проклятия продолжают описываться в этой главе. Такие выражения, как «Сера и соль, пожарище — вся страна … как после уничтожения Сдома и Аморы …», возможно, предсказывают некоторые из моментов продолжения Второй мировой войны.

После всех бедствий Тора описывает наше раскаяние — то движение возвращения назад, которое началось после войны. Обратите внимание, это сказано о наших поколениях, потому что прежде потомки людей, которые оставляли традиционный иудаизм, обычно ассимилировались еще больше. Случаи с евреями, которые родились в нерелигиозных семьях и стали религиозными, почти не были известны. В наши дни это обычное явление. Многие выходцы из совершенно не соблюдающих семей возвращаются к ортодоксальному иудаизму и часто потом приводят за собой своих родителей.

Глава Хаазину. Эта глава называется маленькой Торой, как сфира Йесод представляет собой проекцию остальных сфирот. В ней повествование весьма ускоряется, как предсказывали наши мудрецы по отношению к ходу истории в конце дней. В этой главе содержатся и предостережения на случай, если мы не будем исполнять заповеди.

Глава Браха. Благословение еврейского народа описано в этой главе. Сфира этой главы — Малхут — означает царство. Возможно, этот период времени соответствует времени царского правления Машиаха. Разумеется, Машиах может прийти и раньше, если мы заслужим. Согласно Виленскому Гаону[9], период после прихода первого Машиаха сына Йосефа будет все еще похож на время до этого. Так же как царь Шауль правил нашим народом до династии царя Давида, и первый Машиах будет править временно. С приходом же Машиаха сына Давида начнутся открытые чудеса. Это произойдет только в назначенный срок в конце дней. Да заслужим мы все встретить праведных Машиахов, Моше, Аарона, Элияху и всех других праведников вскоре в наши дни.


[1] См. Рабейну Бахъе, Деварим 1:1. См. также Ор Ахаим Акодеш, Деварим 1:1 и комментарий Ор Бахир к нему. Маггид из Дубно пишет от имени Виленского Гаона, что до сих пор, Моше разговаривал с еврейским народом прямо в момент пророчества. С другой стороны, в книге Деварим описываются пророчества Моше, которые он сообщал евреям уже после того, как услышал их от Творца. См. также Талмуд, Брахот 21б и Маариц Хиют там.

[2] Всего в книге Деварим 10 глав. Заметим, что главы Ницавим и Ваелех считаются одной главой. Их разделяют в некоторые годы, когда между Рош ХаШана и Суккотом есть две Субботы. Всего в Торе есть 53 главы, что соответствует числовому значению слова Ган — «сад», а если бы Ницавим и Ваелех считались отдельно, то всего было бы 54 главы.

[3] Основных частей только три, т.к. последняя включается в третью. Также и книги Шемот, Вайикра и Бемидбар соответствуют этим трем частям, а Берешит — корень всей Торы. Таким образом, Шемот соответствует первой части Деварим, Вайикра — второй, и там тоже большинство заповедей, и Бемидбар — третей (см. ГР"А, Адерет Элияу, Деварим 1:1).

[4] Так, например, три уровня души — нефеш, руах и нешама — соответствуют трем уровням сфирот, а также трем временам. Нешама связана с высшими сфирот и соответствует прошлому, все нешамот были созданы в начале творения. В принципе, в течение жизни мы не можем испортить нешаму — можно лишь потерять с ней контакт. Нешама даёт нам духовную энергию и соединяет нас с общим духовным корнем. О грешниках же Тора говорит, что нижние части их души будут отрезаны от нешамы. Руах (дух) — это средний уровень, являющийся главным и связанный с тремя средними сфирот. Он соответствует настоящему времени. Нефеш — это нижняя часть души. Во времени нефеш связана с будущим. Над нефеш мы работаем всю жизнь, так как с ней связаны наши качества. Руах над нефеш сравнивается со всадником на лошади. Некоторые люди, обладающие с детства плохими качествами, должны всю жизнь укрощать непокорное животное, но и их награда в результате очень велика. В человеческом теле три уровня души проецируются следующим образом. Нешама связана с головой и мозгом. Мы уже упомянули, что этот уровень происходит из высших сфирот. Руах соответствует средней части тела до диафрагмы. Как легкие используются для дыхания, так и слово «руах» происходит от слова «ветер». Нефеш связана с нижним уровнем тела, где происходит пищеварение и очищение крови. Заметим, что и в нашем Храме присутствовали эти три уровня. Святая Святых соответствовала голове. В средней части храма стоял маленький жертвенник, на котором сжигались только благовония, дающие приятный запах. Во внешней части стоял большой жертвенник, на который возливалась кровь животных и сжигалось мясо.

[5] Мы попробуем оценить слова Гаона и исследуем историю в соответствии с его словами. Разумеется, мы не претендуем на полное понимание всех предсказаний Торы. Любому, кто изучал слова наших мудрецов, известно, что часто мы не понимаем полностью даже гораздо более простые вещи. Даже великие комментаторы Талмуда иногда не находят решения определенных вопросов и заключают свои слова выражением «царих иун» — «нужно еще разбираться». Заметим, что в письменной Торе, Талмуде и в Зоаре существует немало предсказаний в отношении всей нашей истории. Тем не менее, утверждение Виленского Гаона проливает дополнительный свет на всё, что с нами происходит.

[6] В предисловии к Тикуне Зоар.

[7] О концепции сфирот много говорится в книгах каббалы. Скажем пока, что как в физическом мире все материалы состоят из чуть более ста элементов таблицы Менделеева, так и в духовных мирах есть десять общих корней управления, комбинации которых включают всё. Эти каналы являются также частичками воли Создателя. Их имена: Кетер — корона, Хохма — мудрость, Бина — понимание, Хесед — доброта, Гевура — сила, Тиферет — великолепие, Нецах — вечность, Ход — красота, Йесод — фундамент и Малхут — царство. Эти сфиры имеют проекции во всем, в том числе и в человеческом теле.

[8] Согласно писаниям Аризаля, верх Сфиры Малхут на самом деле достигает Сфиры Тиферет. Это также объясняет традицию ГР"А (в комментариях к пятой главе Сифра Децниута) и Хатам Софера (62-ой ответ во втором томе Хошен Мишпат), что приготовления к приходу Мошиаха начались с 5500-ого года.

[9] См. его комментарии к первой главе Сифра Децниута.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше