Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вопросы и ответы по недельной главе

Вопросы

В этой главе мы узнаем о первой войне, которую вел еврейский народ. Весь эпизод очень загадочен и таинственен. Тора описывает, как внезапно какая-то нация по имени Амалек «пришла» и начала войну против еврейского народа. Никакой предшествующий эпизод не описан, чтобы дать нам намек относительно того, как эта война началась и чего эта нация пробовала достигнуть. Еврейская стратегия также кажется очень странной. Моше говорит своему ученику Ехошуа выбирать некоторых людей и вести борьбу против Амалека, в то время как сам Моше стоит на вершине холма с руками, поднятыми в молитве. В конце, еврейский народ «ослабляет» Амалека. Всевышний сообщает, чтобы Моше записал этот эпизод и сказал Ехошуа: Амалек будет в конечном счете разрушен. В книге Деварим описываются уникальные заповеди: уничтожить Амалека, продолжать помнить и никогда не забывать о том, что сделал нам Амалек. Как можно объяснять столкновение с Амалекитянами, и каково значение этой нации и нашей постоянной войны с ними?

Ответ

Вообще тема об Амалеке очень глубока и потребовалось бы написать целую книгу, чтобы объяснить ее хоть поверхностно1. Однако мы попробуем покрыть некоторые из главных пунктов и дать общий ответ на поставленные вопросы.

Мы должны сначала понять, что Амалек — главный духовный противник, которого наша нация имела в течение истории2. Их идеология считается полной противоположностью Торы, и постоянная борьба против них представляет общее сражение между святым и нечистым. Тора не дает нам никакой прелюдии к появлению Амалека на сцене. Однако сопоставление событий, написанных в Торе, может всегда давать нам идею относительно того, что случилось. Прямо перед внезапным появлением Амалека, Тора говорит о еврейской жалобе из-за нехватки воды: «Всевышний — в нашей середине или нет?» Когда еврейский народ сомневался относительно Божественного Управления, появилась нация, чьей главной целью было поставить под сомнение существование Всевышнего. Наши мудрецы добавляют3, что нехватка «воды» также символизирует нехватку изучения Торы. Амалек появился, когда еврейский народ не изучал Тору.

Вообще война с Амалеком отличалась от всех других войн, которые нашей нации пришлось вести. Амалек не пришел, чтобы бороться с нами по политическим или экономическим причинам, как обычно вспыхивают войны. Они фактически вышли из своей страны в пустыню с определенной целью: бороться против еврейского народа. Какова была эта цель? Наши мудрецы очень четко объясняют ее. Амалек является представителем мировоззрения, что все происходит случайно, и нет никакого Божественного Управления вселенной4. Сам факт, что существовала нация, которая учила противоположному взгляду на мир, возмущал Амалека. Они должны были «доказать», что еврейский народ так же уязвим, как и все остальные. Нации, которые услышали об Исходе из Египта вообще, реагировали с опасением относительно еврейского народа, и были до некоторой степени убеждены, что еврейские представления о Создателе могут быть верными. Амалек «вышел», чтобы «опровергнуть» это5.

Война против Амалека велась и на физических и на духовных фронтах. Ехошуа не призывал всю нацию, а скорее выбрал праведных людей, заслуги которых защитят их в этой войне6. В то же время Моше вел сражение на духовном плане. Сила Амалека не предназначена была быть разрушенной именно в то время. Их полное уничтожение произойдет только в конце дней, с полным исправлением вселенной. В то время как другие нации могут быть исправлены, по крайней мере частично, и праведные среди них будут иметь долю в вечности, Амалек не будет иметь никакого исправления. Только Всевышний может знать это, никакой человек не был бы в состоянии сделать такое утверждение. Весь духовный корень Амалека настолько плох, что может только использоваться в этом мире для искушения и наказания, но никогда ничего положительного не произойдет из него7.

Сила Амалека не ограничена биологическими потомками этой нации. Духовный корень Амалека может существовать даже в еврейском народе. Зоар (1: 25) описывает пять видов эрэв рав (смешанного множества), которые существуют в нашем народе. Худший их — Амалекитяне. Это те, кто ненавидят мудрецов Торы и продвигают представления против Всевышнего. Хофец Хаим в свое время упоминал, что «Еврейская Секция8» является группой Амалекитян9. Сражение против Амалека может таким образом включить духовные сражения между теми, кто поддерживает Тору, и теми, кто противостоит ей10.

Самое существенное оружие в этом сражении — это изучение Торы. Так же, как в любой войне, сторона, которая знает, где сила противника — помещает самое большое усилие разрушить это. Духовная сила над Амалеком (т.е. сам Сатан) понимает, что наша самая большая сила — Тора. Поэтому он прилагает максимальные усилия, чтобы остановить изучение и обучение Торе, и ее финансовую поддержку11. С другой стороны, каждый еврей, который изучает Тору, в некотором роде вносит вклад в военном усилии против Амалека.

Хотя общая война против Амалека непрерывна в течение истории, есть определенные времена, когда мы сталкиваемся с этой нацией для решающих сражений. Это случается каждый раз, наша нация готовится к большим исправлениям. Конечно это — общее правило каждого сражения: когда один противник готовится делать существенные успехи, другой собирает всю остающуюся силу, чтобы остановить его.

В первый раз мы встретились с Амалеком после Исхода из Египта и перед получением Торы на горе Синай. Второй раз после того, как был помазан первый еврейский царь (Шауль12) и перед построением первого Храма. В следующий раз мы встретились в конце вавилонского изгнания, перед построением Второго Храма. Тогда Аман Агагиец, королевский потомок Агагов — королей Амалека, хотел разрушить нашу всю нацию13.

Талмуд (Синедрион 97b) говорит нам, что в конце дней, если мы не раскаемся сами, Всевышний поставит над нами нового Амана, который попытается уничтожить всех евреев. Это в результате напомнит евреям, кто они, и начнется раскаяние и возвращение назад. Как известно, Гитлер — да будет его имя стерто — демонстрировал все качества Амалека. Хотя Гитлер не был чрезвычайно мудрым или образованным человеком, так или иначе он действительно понимал или как-то чувствовал множество важных вещей. Как известно из его писем и бесед с подчиненными, он считал еврейский народ своим заклятым врагом. Остальная часть Второй Мировой Войны была «только показухой», в то время как главное сражение было между ним и евреями. Гитлер считал главной целью уничтожить то мировоззрение, которое евреи принесли в мир14.

Движение тшувы — раскаяния и возвращения назад действительно началось после Второй Мировой Войны. Каждый год сотни евреев во всем мире присоединяются к соблюдающим евреям. Согласно статистикам и демографам через еще 20 лет подавляющее большинство евреев во всем мире будет ортодоксальным. Наша надежда, что мы скоро будем приветствовать праведного Машиаха и увидим заключительное разрушение Амалека и его философии.

1 Рамхаль во второй части Кинат Ашем Цева-от, начиная с Маамара (Иньян Амалек, в стандартном издании Гинзей Рамхаль оно находится на стр. 106).

2 См. Шемот Раба 26: 2.

3 Танхума, Бешалах, 25.

4 Заметим, что древние Амалекитяне не были атеистами, но категорически отвергали Создателя. В то же самое время, они были весьма суеверны, и верили в «черную магию», (см. письмо Амана в Эстер Раба 7: 13). Они также посылали в битву только «удачливых» людей, у которых хороший гороскоп в этот день (Ялкут Шимони, Ремез 564, см. также Раши и Рабейну Бахъе, Шемот 17: 9).

5 Танхума, Ки Теце, 9.

6 См. Шемот Раба 26: 3, Абарбанель, Алших.

7 Однако см. Рамбам (Мелахим 6: 4), что, если Амалекитянин переходит в Иудаизм, он больше не считаются Амалекитянином, (см. также Кесеф Мишна там и Шевет Алеви 5: 149).

8 Специальный правительственный орган в ранней советской истории, состоящей из евреев Коммунистов, цель которых состояла в том, чтобы уничтожить соблюдение Торы. Они полностью выполнили задачу, расстреляв некоторых из раввинов и соблюдающих евреев, и послав остальных в Сибирь. Как только они больше не были нужны, Сталин почти всех их расстрелял.

9 См. слова Рава Элханана Вассермана в Маасай Лемелех. Большая часть нашего комментария к этой главе основана на его святых словах.

10 См. Тешувот Веанхагот 3: 223, что эта духовная война против Амалека относится и в наше время.

11 Финансовая поддержка Торы — сравнивается с ногами в теле. Когда Яков столкнулся с Сатаном и выиграл сражение против него, он остался хромым. Таким образом, подсказывается, что в конце дней Сатан будет пытаться остановить финансовую поддержку ешив.

12 Выглядит, что война Шауля с Амалеком еще не была полным выполнением заповеди Торы, уничтожить эту нацию (см. Тешувот Веанхагот 3: 222). Шауль полагал, что его война была скорее специальной заповедью пророка Шмуэля, и началом частичного исправления. Этим можно объяснить, почему он захватил живым короля Амалекитян Агага (см. также Меам Лоэз). Очевидно, во время Шауля было уже больше чем одно место, где Амалекитяне проживали. Война Шауля против специфической территории Амалека не включала все остальные подгруппы Амалекитян, живущие в различных областях. Таким образом, мы находим что Давид, воевал против Амалекитян спустя лишь год после сражения Шауля (это отвечает на вопрос, поднятый Охель Давилом).

13 Согласно нашим мудрецам (Эстер Раба 7: 2, см. Раши к Эстер 9: 10), Аман и его дети лично участвовали в клевете, которая вызвала остановку построения Второго Храма.

14 В недавно изданной книге «Тик Германия» глубоко обсуждается вся эта тема и различные параллели между идеологией Гитлера и Амалека.

Читайте на сайте обзор по теме Адольф Гитлер


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего