Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

ויאמר אין קול ענות גבורה ואין קול ענות חלושה קול ענות אני שמע

Рамбан сказал: “Моше, как опытный руководитель, мог безошибочно определить состояние и настроение людей по звукам, доносившимся издалека. Но, будучи человеком большой скромности, он ничего не сказал Йеошуа бин Нуну. Ибо не хотел он говорить плохое о народе Исраэля и посему сказал, что слышит просто крики”.

Жил как-то в Арам Цове еврей, совершивший множество дурных поступков. Собратья отдалились от него, ибо он имел обыкновение доносить на них властям. Все обрадовались, когда доносчик умер, ибо это избавило людей от постоянных напастей.

Спустя короткое время возник спор между двумя евреями. Один из них решил донести на другого. Пошёл тот к р. Рафаэлю Шломо Ланиадо и рассказал о грозящей опасности. Рав вызвал к себе потенциального доносчика и стал его увещевать: “Не достаточно бед, которые принёс доносчик, который, слава Б-гу, умер, так ты хочешь делать то же самое!”

В ту же ночь приснился раву умерший доносчик, сказавший ему со злостью: “Почему унизил меня сегодня перед евреем?” Промолвил рав в сердцах: “Что за бессмысленный сон!” Но назавтра сон повторился, и рав понял, что, значит, есть в нём что-то.

В тот же день рав Рафаэль окунулся в микву и начал поститься. После утренней молитвы позвал он могильщика, и они отправились на кладбище. Приказал рав открыть могилу доносчика, и увидел, что тело покойного не истлело. Снова закрыли могилу, и рав прекратил пост. Во время вечерней молитвы попросил рав разъяснений с небес, чем же удостоился доносчик такой награды. Ночью снова приснился раву доносчик и рассказал: “Вероятно, я был плохим человеком, доносил на единоверцев, но все-таки сделал за всю свою жизнь одно доброе дело. Был я очень дружен с одним из начальников-арабов”.

И, помолчав, продолжил: “В один год была сильная засуха, и многие умерли с голода. Пришёл ко мне еврей, отец семейства из десяти душ, и стал умолять, чтобы я пожалел его семью и помог, потому что уже три дня нечего им есть. Пожалел я еврея, пошёл к своему другу-арабу и попросил дать работу еврею в налоговом управлении. Мой друг согласился и устроил еврея на работу. Так удостоился я спасти всю семью от голода. Это единственная заслуга, которая есть у меня на небесах”.

Сказал себе рав: “Значит, прав доносчик, обидел я его. И мораль, которая следует из этого рассказа: нельзя говорить плохо ни про одного еврея!”

ועתה אם-תשא חטאתם ואם-אין מחני נא מספרך אשר כתבת

Этот стих демонстрирует готовность Моше пожертвовать собой во имя народа Израиля. Так и рав Давид Абухацира пожертвовал собой во имя своей общины.

В 5680 г. (1919 г.) мулла Мохамед поднял в Марокко восстание против французов. Мусульманский фанатик, он ненавидел евреев. Мохамед ввел жесткие ограничения для евреев, обвиняя их в поддержке французов. В это время рав общины города Тафлиот р. Давид Абухацира, старший брат Бабы Сали, занимался изучением вопросов, связанных с освящением Имени Б-жьего и со смертью десяти мучеников (римского) царства.

Через несколько дней после начала месяца кислев, мулла издал приказ уничтожить и истребить всех евреев, проживавших в его владениях, но не указал точную дату приведения приказа в исполнение.

В шабат 14-го кислева раби не одел к шабату белую одежду, как принято у кабалистов, а остался в обычной чёрной. Он сократил субботнюю трапезу и закрылся в своей комнате; то же повторилось и после утренней молитвы. В полдень солдаты окружили еврейский квартал Хамлах и приказали всем евреям собраться на площади. Естественно, что все поспешили к раву плакать и просить, чтобы он постарался предотвратить расправу. Рав успокоил всех, сказав, что действительно на небесах предписано им наказание, однако он, раби, попросил у Творца забрать его душу во искупление грехов всей общины!

В это время пришли солдаты с приказом привести рава к правителю. Рав вышел из дома в сопровождении солдат, а за ним в скорбном молчании потянулась вся община. Когда процессия прибыла к дому правителя, приказали всем разойтись по домам, добавив, что каждый, кто останется, будет убит. И ещё: правитель решил не убивать всех евреев, а — расправиться только с их главой. Закричали люди от горя, только рав был доволен, что его молитва была услышана! Правитель избрал страшную казнь: рава привязали к дулу пушки и выстрелили…

Горе и скорбь евреев были безграничны. Однако правитель запретил оплакивать рава, пригрозив, что тот, кто будет плакать, будет убит. Жители Тафлиота собрали и передали мулле деньги, чтобы похоронить то, что осталось от рава, отдавшего душу во имя спасения общины.

ויהיה כל מבקש ה» יצא אל אהל מועד אשר מחוץ למחנה

“…и было, каждый ищущий Г-спода, выходил к Шатру соборному, который вне стана” (33: 7)

Согласно мидрашу Танхума, этот стих учит, что мы должны приложить максимум усилий при изучении Торы.

Как-то р. Йосеф Хаим Зарук, который был слепым с детства, сказал своему ученику р. Моше Джиану: “Я хочу научить тебя законам ритуального убоя скота”. Удивился ученик, откуда у рава знания в этой области. Рав пояснил: “Когда я был еще молодым, мой рав и учитель р. Цион Бейтан заставил меня выучить все законы шхиты. Но зачем я понял, только когда началась Вторая мировая война, и жители Триполи (Ливия) бежали в Злиатан. Однажды зарезали в Злиатане корову, и возник алахический спор, разрешена ли она к употреблению. Часть резников запрещала её, часть разрешала. Спросили меня на предмет проверки. Сказал им, что написано в таком-то месте, что корова разрешена. Посмотрели и увидели, что я прав!” Выслушав рассказ р. Йосефа, р. Моше с удвоенной энергией начал изучать законы шхиты.

Однако р. Йосеф преподавал не только законы, но и практическую часть шхиты, например, как готовить нож, как очищать тушу от неразрешенных к употреблению органов и многое другое, причем занимался с учениками до тех пор, пока они не сдавали экзамен успешно.

Один из его учеников, р. Камус Агив, рассказывал: “Я правил нож, и отдавал его раву на проверку. Удивительно, что, несмотря на слепоту, рав никогда не ошибался. В результате, одобренный им нож мог “разрезать волос”. Рав проверял также каждое животное перед шхитой, точно указывая, где можно обнаружить дефект. Слепой рав решал, какое животное разрешено, а какое запрещено! И его решение всегда было верным, всегда соответствовало Закону.

וראית את אחרי ופני לא יראו

“… ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видимо” (33: 23)

Как-то разговаривал р. Авраам бен Муса с одним христианином. Спросил христианин рава: “Как выглядит ваш Б-г?” Ответил ему рав: “Скажи-ка, можешь ли ты изобразить, как видит глаз и слышит ухо?” Ответа не последовало. Продолжил рав: “Глупец, если тебе не ясна сущность вещей, находящихся в твоем теле, то как ты можешь судить о том, что выше тебя… И тем более о том, Кто создал тебя!…”

ויהי שם עםה ארב עים יום וארבעים לילהלחם לאאכל ומים לא שתה

«И пробыл он там у Г-спода сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (34: 28)

«Каждый человек должен молиться за свой народ и стараться, чтобы избег народ зла» (Ральбаг).

Рав Хаим Цури всегда подчёркивал важность молитвы за весь еврейский народ. Благословляя кого-либо, он говорил: «Кто благословил наших праотцев — благословит весь народ Израиля и, как часть его, благословит такого-то». Также, молясь за излечение больных, сначала молился об излечении всего народа, говоря: «Он пошлёт полное излечение всему народу Израиля, включая и такого-то, сына такой-то». Рав говорил, что подобная формулировка помогает умершим, бездетным людям или родителям, не довольным своими детьми. Такая формулировка избавляет также умершего от страданий, причиняемых действиями близких ему людей. Как говорил рав Инон Цури, сын р. Хаима, глава ешивы Гиват Хаим в Гиватаиме: «Ибо на небесах проверяют права и обязанности каждого в отдельности, но, когда говорится обо всём народе Израиля — все святые они, и народ твой — все праведники и наследуют навечно Землю Израиля».

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше