Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту.

Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту. В Торе сказано: «… и будешь ты резать крупный и мелкий рогатый скот… только как едят оленя и дикого барана, так ешь его …» (Дварим, 12:21, 22). Из этих слов Торы понятно, что употребление в пищу мяса кашерных домашних и диких животных возможно только после шхиты. В главе Шмини (Ваикра 11:46) птицы приравнены к животным, а значит, есть кашерную птицу также можно только после шхиты. Так как про рыб в Торе написано «будешь их собирать», мы делаем вывод, что рыб можно есть сразу после улова без шхиты.

Нигде в Торе прямо не указаны правила, по которым нужно резать скот. Все эти законы были переданы Моше на горе Синай устно, а затем передавались из поколения в поколения от учителя к ученику. Они были записаны при составлении Мишны раби Иеудой А-Наси во II веке, когда возникла угроза потери устной традиции, и более подробно объяснены в Талмуде. Без досконального знания этих законов человек не может быть шохетом (резником).

Одна из основных книг, в которой были упорядочены все законы шхиты — это книга «Симла хадаша», написанная равом Александром Сендером Шором в 1732 году. На протяжении последних трех столетий шохеты сдают специальный экзамен на доскональное знание этой книги. Только после этого они могут получить разрешение на выполнение шхиты.

В соответствии с еврейским законом во время шхиты у животных должны быть перерезаны трахея и пищевод со стороны шеи. При этом шохет не должен задеть позвоночник. У птиц достаточно перерезать один из этих органов, не важно какой. Правила проведения шхиты регламентируют каждый из моментов этого процесса. Еврейский закон установил, что шохет должен стараться полностью перерезать трахею и пищевод. Если он разрезал большую часть этих органов — шхита кашерна. Если при шхите был перерезана большая часть спинного мозга, то она считается некашерной. Установлены также пределы, внутри которых должен пройти нож шохета. Верхний из них — последнее кольцо трахеи, ближайшее к голове. Пищевод у животных должен быть перерезан в месте, параллельном этому кольцу. Нижняя граница разреза проходит параллельно верхней части легкого, при этом само легкое ни в коем случае не должно быть задето.

При шхите используют ровный и острый нож. У него не должно быть зазубрин. Нож шохета должен не рвать органы, а плавно разрезать их. Остроту ножа проверяют очень серьезно и устраняют самые мелкие зазубрины, которые видны лишь при осматривании инструмента на ярком свету. Необходимо производить проверку гладкости режущей поверхности ножа ногтем и подушечками пальцев. Есть шохеты, которые умеют проверять нож языком. Еще одно требование к инструменту шохета — острие ножа не должно быть острым как у кинжала. Установлен и размер ножа. Его длина должна быть в два раза больше диаметра шеи животного, которое режут. Для шхиты крупного рогатого, мелкого рогатого скота и птиц используются ножи соответствующих размеров.

В Талмуде (Трактат Хулин, 9 лист) выделены пять основных законов, которые должен знать любой шохет:

  • Шеийя. Суть этого закона в том, что шхита не должна прерываться ни на мгновение. Если она была прервана, то мясо животного запрещено есть.
  • Драса. Шхита не производится с помощью нажима или удара. Шохет должен плавно вести нож вперед-назад, как будто пилит. Это обязывает использовать для шхиты нож определенного размера. Иначе, чтобы суметь разрезать, человек должен будет надавить. Нельзя укрепить нож и водить горло животного по нему сверху, поскольку за счет своего веса оно может надавить на нож. Также не режут животное, которое стоит, так как оно может наклонить голову и надавить на нож.
  • Халада. Шхита не производится ножом, который накрыт чем-нибудь. Например, нельзя воткнуть нож в горло и резать внутри. Если животное ранено и забинтовано, то нельзя просунуть нож под повязку и резать.
  • Аграма. При шхите нож не должен выйти за установленные границы.
  • Икур. Есть две формулировки этого закона. Одна принадлежит Раши, а вторая — Бааль алахот гдолот (Бааг). Раши пишет, что икур — это шхита, произведенная ножом с зазубринами. Бааг считает, что икур — это шхита, при которой верхняя часть трахеи или пищевода оторвались от места их прикрепления.

Есть еще дополнительный закон. Шохет после шхиты должен проверить:

  • 1. Разрезал ли он большую часть трахеи и пищевода в соответствующих границах.
  • 2. Не были ли они оторваны. Если проверка не была сделана, то в первой ситуации мясо животного нельзя есть, а во второй — можно.

 

Все эти пять законов должны быть соблюдены на протяжении все шхиты. Нарушение любого из них делает шхиту некашерной. Шхиту может делать только человек хорошо знающий и соблюдающий законы Торы. Шохет должен иметь специальный диплом, подтверждающий, что он сдал экзамены по знанию законов шхиты и умению резать. По традиции женщины не делают шхиту.

из журнала «Мир Торы»


Речь — то, что выделяет человека из мира животных. Еврейские законы речи называются шмират-алашон, охрана речи. Тора призывает нас удалить из своей речи злословие, лашон-ара, а также сквернословие и пустословие. Речь делает тайное явным и обладает такой силой, что может изменять человека и его мысли, и даже мир — как материальную его часть, так и духовную. Важно и то, что мы говорим, и то, в какую форму мы облекаем наши высказывания Читать дальше

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Духовный смысл очищения от квасного

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Ликутей Амарим — Тания. Глава 8

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Главы из книги

«Совершенная Мера» 7. О пустословии и его противоположности — усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Что стоит за общением между супругами

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Мужья разговаривают, чтобы передать информацию, жены же используют вербальные функции для укрепления внутрисемейной связи. О необходимости слушать других.

Береги свою речь. Красота речи

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Если вникнуть в суть ежедневно произносимых нами слов, можно увидеть, что они в большей степени, чем любая другая сфера человеческой деятельности, определяют и формируют нашу суть.

Ликутей Амарим — Тания, часть IV. Послание пятое

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Красота речи

Рав Зелиг Плискин

Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.

Кицур Шульхан Арух 30. Запрет сплетен, злоязычия, мести и затаенной злобы

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Береги свою речь. Святость речи. Выдержки из книг по еврейской этике

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Воздержание от злословия — лепта в будущее восстановление Храма. Наши мудрецы призывали постоянно следить за речью, а также утихомиривать спорщиков.

Ликутей Амарим — Тания. Глава 21

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

У Всевышнего речь не отделена от Него, она с Ним абсолютно едина. И только творениям, получающим жизненную силу от категории Его речи посредством многих уменьшений и великого сокровения света, кажется, что жизнь их — нечто самостоятельно существующее. Но пред Всевышним нет этого сокровения света