Из цикла «Кашрут в странах СНГ», темы: Кашрут, Еда, Яаков Типограф, Диаспора
Основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, покупая продукты пищевой промышленности, это различные пищевые добавки и запрет на пищу, сваренную неевреем.
Даже беглого знакомства с существующими сегодня ГОСТами на продукты питания достаточно, чтобы понять, что не зря Московский институт мясомолочной промышленности обучал своих студентов целых пять лет. Действительно, для выполнения даже части требований ГОСТа недостаточно знать, как приготовить пищу, надо позаботиться о том, чтобы она имела соответствующий вид, срок хранения, соответствовала стандартам вкуса, запах и т.д. К примеру, качество и характеристики муки зависят от времени помола: летом она не такая как зимой. Но безразличный к сезонам года ГОСТ требует, чтобы испеченный каравай обязательно был «вот такой вышины и вот такой ширины». Без спасительных пищевых добавок технологу обойтись практически невозможно.
Многие из пищевых добавок готовятся из некашерных ингредиентов, в состав других входит хамец, запрещенный в Песах. Даже небольшое количество таких добавок может сделать некашерными безобидные на первый взгляд продукты. Как быть? Спасение приходит с неожиданной стороны. Дело в том, что не все добавки благотворно влияют на наше здоровье, есть вредные, а подчас и опасные добавки. В результате, в развитых странах производителей обязывают перечислять на этикетке все добавки, входящие в данный продукт[1].
Понятно, что никакая раввинская коллегия не поставит на продукте эхшер, исходя из одного списка ингредиентов. Организации, занимающиеся кашрутом, обычно проводят серьезное исследование технологического процесса. Однако в определенных случаях информация на этикетке может быть полезной, например, для того, кто совсем недавно начал соблюдать заповеди. Ведь он потому и начинающий, что пока не готов перейти к образу жизни, который в России связан с резким ограничением ассортимента продуктов питания.
В соответствии с «Санитарными правилами по применению пищевых добавок» (для стран бывшего СССР) в производстве пищевых продуктов могут использоваться около 250 видов отдельных пищевых добавок[2]. То же самое — по поводу допускаемых добавок в импортных продуктах.
Сведения о добавках приводятся в списках так называемых Е-индексов. Обязанность сообщать на этикетках пищевых продуктов о наличии добавок была законодательно утверждена во многих странах после длительной и напряженной борьбы обществ защиты прав потребителей, которые настаивали на праве покупателя знать, что же именно он покупает. По существу, индексы для данного продукта — это полный список конкретных химических веществ, добавляемых в него для улучшения свойств (срок, вкус, цвет и пр.).
В двух словах историю введения Е-индексов можно пересказать следующим образом. Раньше на этикетках писали просто: в состав продукта входят лимонная кислота, соль поваренная, нитрат калия, лецитин и т.п. Однако вскоре стало понятно, что из-за обилия добавок трудно соблюсти требования закона об обязательном указании всех компонентов, особенно с длинными химическими наименованиями. Они просто не помещаются на маленькой упаковке, например, той же жевательной резинки. К тому же в странах Общего рынка положено использовать все языки сообщества. Разместить столь большую информацию на одной этикетке вряд ли возможно. Тогда и возникла идея обозначать используемые вещества индексами — например, буквой Е («Европа») с соответствующим номером. Затем эти индексы были ведены в специальные справочники, откуда любопытный потребитель легко может извлечь все интересующие его сведения. Те же индексы Е официально признаны и в СНГ. Без них, согласно требованию законодательства, продукт не может появиться на прилавке магазина.
Укажем несколько видов часто употребляемых пищевых добавок и отметим их особенности с точки зрения еврейского закона.
Пищевые красители (Coloring). Придают пище товарный вид. Согласно европейской классификации, имеют номера Е100 — Е199[3]. Например, Е150, «карамель», употребляется в производстве пива, мясных подлив, соусов, безалкогольных напитков. Здесь важно знать, что даже мизерное количество некашерного красителя полностью запрещает всю пищу26. Почему? Ведь выше мы учили, что, когда объем добавки, делающей наше блюдо запрещенным, в 60 раз меньше объема всего блюда, добавкой можно пренебречь, верно? Абсолютно верно. Но то было общее правило, а у каждого правила, как известно, есть свои исключения. В частности, приправами или другими веществами, добавляемыми с целью изменить вкус или цвет продукта (как раз наш случай), никак нельзя пренебречь. Объяснение простое: в данном случае нельзя сказать, что, поскольку удельный вес этих добавок ничтожен, можно считать, что их как бы нет. Как же нет, когда они заметны на взгляд или вкус! Есть еще один случай — маамид, мы о нем говорили выше, когда рассматривали сычуг, добавляемый в молоко для производства сыра. Маамид — это включения, которые сами по себе неощутимы, но без них конечный продукт просто не существовал бы. Другим примером может служить закваска для хлебного теста. Если сычуг или закваска некашерны, то пренебречь ими при всем желании нельзя, — какой бы малый процент от конечного продукта они ни составляли.
Консерванты и регуляторы кислотности (Preservatives and Acid regulators). Продлевают срок хранения. Согласно классификации, имеют номера Е200 — Е299. Пример: Е200, «сорбиновая кислота», употребляется в производстве плавленого сыра, фруктовых йогуртов, многих напитков. Среди этих добавок встречаются некашерные. Относительно «законности» их применения мнения разошлись. По одному из мнений, даже самое малое количество некашерного консерванта запрещает весь продукт. Но по другому, конечный продукт запрещен лишь в том случае, если консервант составляет больше 1/60 от общего объема27.
Антиокислители (Antioxident). Защищают продукт от окисления, например, чтобы не прогоркли жиры и не изменился цвет. В европейской классификационной таблице расположены между ЕЗОО и Е399. Пример: Е310, «пропил-галлат», добавляется в растительное масло, жевательную резинку. Нам важно знать, что любое количество некашерных антиокислителей полностью запрещает конечный продукт.
Стабилизаторы (Stabilizers). В таблице занимают места между номерами Е400 — Е499. Создают и поддерживают требуемую консистенцию пищи, что, по некоторым мнениям, дает им статус маамид28. Таким образом некашерный стабилизатор запрещает продукт, даже если составляет самую малую его часть.
Эмульгаторы (Emulsifeir). Создают однородную смесь из плохо смешиваемых ингредиентов, таких, например, как вода и масло. В таблице расположены между номерами Е400 — Е499. Некашерные представители этой группы добавок запрещают некоторые виды пищи только в том случае, если добавка составляет больше 1/60 от всего объема. В других видах пищи, таких как мороженое или маргарин, они имеют статус маамид.
Вкусовые добавки (Flavor). Некашерная вкусовая добавка запрещает пищу независимо от процентного содержания.
Энзимы (Enzymes). Белковые молекулы, воздействующие на исходный продукт и преобразующие его. По существу, это ферменты, пищевые катализаторы. Обычно их применяют для следующих технологических операций:
• разложения и превращения одного продукта в другой (например, молока в сыр)
• сохранения продукта
• придания необходимой консистенции
• придания вкуса
• обесцвечивания
• улучшения качества обработки исходного продукта (например, для увеличения процента выхода оливкового масла из маслин)
Существует мнение, что энзимы имеют статус маамид, несмотря на то что практически не смешиваются с готовой продукцией, — ибо оказывают на нее решающее влияние, а потому запрещают продукт независимо от их процентного содержания. Но по отношению к энзимам, применяемым для обесцвечивания или улучшения качества обработки, есть и облегчающее мнение, по которому пища запрещена только в случае, если добавка составляет больше 1/60 от всего объема.
Все вышеприведенные законы относятся к случаям, когда пищевые добавки некашерны сами по себе. Если же некашерность вызвана посторонними причинами, например, добавлением растворителей и прочих составляющих, которые не влияют на основные свойства добавок, то, согласно мнению многих авторитетов, лишь 1/60 добавок от всего объема делает продукт запрещенным для еды.
[1] В Израиле указывают на наличие добавок без подробного их перечисления.
[2] На самом деле их значительно больше, но многие пока не протестированы, а потому не разрешены властями.
[3] Заметим, что разбивка на группы здесь несколько условна. К тому же иногда одна и та же добавка может выступать одновременно в роли антиокислителя, стабилизатора и разрыхлителя.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.