Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Даже если все ингредиенты кашерны, есть еще одна проблема...

Мы уже упоминали, что мудрецы Талмуда, стараясь избежать ассимиляции, ввели ряд ограничений — чтобы отдалить народ от нееврейской среды. В числе прочего они запретили есть пищу, сваренную неевреем, с целью предотвратить совместные трапезы, ведущих к нежелательным смешанным бракам с идолопоклонниками. Есть еще одно мнение: запрет был вызван опасением, что во время совместных трапез нееврей может накормить еврея некашерной едой.

С проблемой пищи, приготовленной неевреем, сталкиваются в основном в столовых и ресторанах (даже кашерных), где часто поварами работают неевреи. Но и отправляясь в еврейский продуктовый магазин, мы можем встретить на прилавках готовые продукты пищевой промышленности, по отношению к которым данный вопрос весьма актуален.

Приведем несколько законов, относящихся к разряду бишулей акум, и попытаемся обсудить возможные проблемы, связанные с их выполнением.

Итак, мудрецы запретили есть пищу, приготовленную неевреем с помощью термообработки, даже если она была сделана из совершенно кашерных продуктов. Под запрет попала вареная, печеная и жареная пища. Но вот уже копченых, соленых и вяленых продуктов этот запрет не касается. Есть и облегчение: пища, которую нееврей ошпарил кипятком, разрешена. Примером может служить чайная заварка[1]. И еще, некоторые законоучители разрешают пищу, приготовленную с помощью горячего пара[2], хотя многие другие раввины не делают различий между варкой на пару и варкой в кипящей воде, запрещая и то, и другое.

Запрет не распространяется на продукты, которые, используя язык Талмуда, «не попадают на царский стол»; т.е. те, что не принято подавать почетным гостям, а также на свадьбах и прочих важных трапезах. Причина понятна: ведь запрет был введен, чтобы исключить совместные трапезы, а «плебейскими» блюдами, вроде консервов из разряда «завтрак туриста», мало кто станет угощать даже самых простых гостей. И еще одно «послабление»: разрешены вареные продукты, которые в данной местности принято есть в сыром виде[3].

Некоторые авторитеты считают, что пища, приготовленная в заводских условиях, не включена в запрет мудрецов, — подобно тому как разрешен нееврейский хлеб, испеченный в пекарне. Согласно их мнению, запрещена только пища, приготовленная в домашних условиях, поскольку близость между людьми зарождается именно при домашнем застолье. Однако большинство раввинов считает, что эта идея верна лишь по отношению к хлебу. Что касается других продуктов, то постановление мудрецов не делает отличия между готовкой в заводских условиях и готовкой дома — в соответствии с уже упомянутым принципом «ло плуг рабанан» (закон должен был прост и не дробиться на многочисленные пункты и параграфы).

Этот спор имеет большое значение при обсуждении вопроса о рыбных и прочих консервах, типа грибов, зеленого горошка, кукурузы и пр. Следует добавить, что при современной технологии указанные продукты готовятся на пару, что, по мнению ряда авторитетов, не считается варкой, запрещенной древними мудрецами. И еще одно соображение: в некоторых публикациях утверждается, что рыбные консервы не подаются «к царскому столу»[4] или на торжественные приемы, а посему не имеют отношения к запрету бишулей акум.

Каждое из трех упомянутых разрешений (уподобление хлебу, «царский стол», пар) само по себе спорное, но, опираясь на все три вместе, некоторые современные раввины разрешают покупать консервы нееврейского производства (разумеется, после проверки их ингредиентов). Некоторые, но далеко не все! Многие крупные авторитеты не соглашаются с этим разрешением, считая, что все три аргумента не достаточны — даже когда они рассматриваются вместе. Но тем, кто полагаются на разрешение, в особенности жителям стран, где трудно достать кашерную пищу, есть на кого опереться[5].

Теперь поговорим о решении проблем, возникающих на кухне, где работают неевреи. Как избежать запрета бишулей акум?

По сефардскому обычаю, достаточно, чтобы еврей поставил кастрюлю на уже зажженную плиту или в духовку, после чего процесс приготовления пищи можно переложить на нееврея. Однако для ашкеназских евреев закон значительно облегчен. Достаточно, чтобы еврей зажег огонь, — тогда все, что будет сварено, считается приготовленным еврейскими руками. Поэтому в общественных кухнях в наше время принято, чтобы еврей рано утром зажигал плиту, а потом весь день ее не выключали. Если нееврей сам зажег огонь и поставил кастрюлю на плиту, то достаточно выключить и опять включить огонь или сделать какое-либо действие, помогающее в варке, например основательно перемешать содержимое кастрюли. Впрочем, подобное действие помогает, если пища не доварена. Однако если она доведена до готовности, дальнейшая варка исправить положение не может[6], даже если при этом будут улучшены вкусовые качества блюда (например, мясного рагу); в итоге считается, что такое блюдо сварено неевреем, а значит, оно запрещено. Но даже в этом случае у нас есть возможность исправить положение: надо или обжарить сваренную неевреем пищу, или сварить уже зажаренную37.

Небольшой, но актуальный нюанс: поскольку еврей, открыто нарушающий субботу, приравнен мудрецами (относительно некоторых положений еврейского закона) к нееврею, то возникает вопрос, можно ли есть приготовленную им пищу. Однозначного ответа нет: мудрецы многих поколений вели оживленную полемику на данную тему. Поэтому лучше всего, чтобы огонь зажигал не просто еврей, но тот, что соблюдает субботу.

Как и другие недозволенные продукты, пища, приготовленная неевреем, запрещает посуду, в которой она варилась[7]. Ее придется кашеровать в соответствии со всеми правилами, которые приведены в ч.2 нашей книги. Есть только одно облегчение: в данном случае любую посуду (в том числе фарфоровую и фаянсовую) можно откашеровать путем троекратного кипячения. Если по ошибке сварили какое-то блюдо в посуде, которую следовало откашеровать из-за проблемы бишулей акум, то постфактум это блюдо разрешено[8].

[1] Хотя, надо отметить, что практически все современные авторитеты разрешают чай и кофе даже если их полностью сварил нееврей. Правда, это разрешено по другой причине.

[2] Но лишь в том случае, когда пар непосредственно контактирует с приготовляемым продуктом. Однако, если паром нагревают воду, в которой варится пища, то такой процесс попадает под запрет по всем мнениям.

[3] Продукты, которые можно есть в сыром виде лишь с трудом (например, сырые яйца), под запрет попадают.

[4] Сомневающиеся могут спросить у главного повара Букингемского дворца, подают ли там на ужин салат из консервированного тунца.

[5] Заметим, что рыбные консервы со знаком эхшера OU, на которых не указано: бишулъ Исраэль («сварено евреем»), производятся на фабриках без присутствия машгиаха, специального инспектора по кашруту. Удостоверение о кашерности выдается этим консервам на основании приведенного облегчающего мнения.

[6] По сефардскому обычаю, для запрета пищи как бишулей акум достаточно, чтобы она была сварена наполовину.

[7] Эта проблема особо актуальна на общественных кухнях, где повара-неевреи иногда готовят что-либо для себя, не прибегая к услугам машгиаха-контролера для зажигания огня. В результате, на вполне кашерной кухне может оказаться посуда, запрещенная к употреблению.

[8] В случае, когда по отношению к определенной пище возникает сомнение, не является ли она бишулей акум, но доказательств нет, принимается облегчающее решение. Все же рекомендуем, по возможности, проконсультироваться с компетентным раввином.



События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»