Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Философия, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Бааль Тшува, Англия
Северная Голландия после освобождения от власти испанцев (5339/1579) приютила беженцев из Испании и Португалии — стран, где свирепствовала инквизиция.
В 5353 (1593) году большая группа анусим во главе с р. Лаковом Терадо оставила Португалию. Сделав вид, что они едут по торговым делам, группа отплыла в Англию. Выяснив, что места там для них нет, анусим отправились в немецкий порт Эмден, где попросили главу местной общины р. Моше Ури Алеви сделать им обрезание и обучить основам иудаизма. Однако раби объяснил, что их положение станет невыносимым, если в Эмдене узнают, что люди, считавшиеся христианами, вновь вернулись к иудаизму. По его совету вся группа отправилась в Амстердам. Сам раби присоединился к группе и стал ее наставником и учителем.
В глазах голландцев новоприбывшие купцы из Испании и Португалии были ненавистными католиками. В Йом кипур, в час, когда анусим стояли на молитве, полицейские ворвались в помещение, чтобы проверить, не проводится ли здесь запрещенная католическая месса. Молящиеся страшно испугались, подумав, что полицейские являются агентами инквизиции. Обоюдная ошибка быстро выяснилась, и как только властям стало ясно, что чужестранцы — это евреи, сбежавшие от преследований католиков, отношение к ним изменилось: прибывшим разрешили построить синагогу и открыто исповедовать иудаизм.
По следам первой группы в Амстердам двинулись новые группы онусим. Молодая община росла очень быстро. Большинство анусим были богатыми купцами, которые много сделали для развития торговли Голландии. В других голландских городах также начали возникать еврейские общины, в основном состоявшие из испанских и португальских беженцев. По первой группе, прибывшей в Голландию из Португалии, их называли португезим. Через некоторое время в Голландию начали переселяться ашкеназим — выходцы из немецких общин, однако еще долгое время португезим составляли большинство среди евреев Голландии.
За короткое время беженцы создали все необходимое для жизни, построенной на принципах Торы. После смерти р. Яакова Ури община пригласила рава из Турции, а затем уже ее возглавил воспитанник местной ешивы, которая стала центром духовной жизни Амстердама.
Анусим, получившим католическое воспитание в Испании и Португалии, нелегко было привыкнуть к еврейскому образу жизни и мыслей. Известна трагическая судьба Уриэля де Акосты. Он родился в Португалии в семье анусим. Получив очень хорошее католическое воспитание, он занял неплохое место в церковной иерархии. Но в результате чтения книг Танаха у него возникли сомнения в основах христианства, и поэтому он решил вернуться к вере предков. Вместе со своей матерью и братом он бежал в Амстердам, где объявил себя евреем. Воспитанный в нееврейской традиции, он стал искать самостоятельный путь в иудаизме, поскольку с последним был знаком крайне поверхностно. Переехав в Гамбург, он написал письма, содержавшие острую критику иудаизма и отправил их главам венецианской общины с требованием либо доказать, что он ошибается, либо признать, что раввины до сих пор не понимают Тору. Раввины Венеции отправили ответ совету гамбургской общины со встречным требованием, чтобы Уриэль де Акоста признал свою ошибку. Они увидели в нем источник чуждых еврейству взглядов, а поэтому предостерегали от увлечения его идеями анусим, чей иудаизм был еще очень шатким. В конце концов Уриэль де Акоста был отлучен от общины Израиля. Тогда опальный мыслитель вернулся в Амстердам, где опубликовал памфлет, в котором спорил с учением о воскресении из мертвых. Когда этот памфлет стал известен главам амстердамской общины, они также отлучили его. Долгое время де Акоста жил вне общины, но потом попросил отменить отлучение, отказавшись от своих прежних взглядов. Через некоторое время, однако, он вновь стал жаловаться на «невыносимую тяжесть заповедей» и вернулся на прежний путь вероотступника. Его вновь отлучили, и он шесть лет жил в полной изоляции, так как большинство евреев сторонилось его. Полное одиночество было невыносимо, и ради того чтобы отлучение было снято, он публично в присутствии всей общины вновь раскаялся в своих грехах. Последнее публичное раскаяние привело его в состояние тяжелой депрессии, — и он покончил с собой.
Другим путем пошел Барух (Бенедикт) Спиноза. Его отец, уважаемый член общины, происходил из анусим, вернувшихся к иудаизму в Амстердаме. Барух учился в еврейской школе и отличался большими способностями. Он выучил латынь, без которой тогда невозможно было заниматься науками, так как большинство научных трудов в Европе было написано на этом языке. Под руководством философа-христианина он прочитал книги современных ему христианских ученых и постепенно начал отходить от веры предков. Однако, пока отец был жив, он скрывал свои взгляды. После смерти отца Барух Спиноза положенный срок ходил в синагогу ради чтения поминальной молитвы, но после этого больше ни разу не переступал ее порога. Когда он опубликовал труд, в котором оспаривал святость Танаха, его старый учитель р. Мортьера попытался повлиять на него и вернуть к учению Израиля, но Спиноза отказался и, окончательно порвав с евреями, поселился среди христиан. На жизнь он зарабатывал шлифовкой оптических стекол, но главным делом для него была философия. Умер он в 5437 (1677) году в Гааге и похоронен там на католическом кладбище.
После смерти Спинозы был опубликован его главный труд Этика, который открывает принципиально антирелигиозные взгляды автора, воюющего со всякой верой — как с иудаизмом, так и христианством. Спиноза стал одним из самых знаменитых философов мира. С большим сожалением мы вспоминаем о том, что он покинул свой народ и руководители его родной амстердамской общины вынуждены были отлучить его.
Среди анусим второго поколения известен р. Менаше бен Исраэль. В детстве вместе с родителями он прибыл в Амстердам. Учился в еврейской школе, где одновременно с познаниями в Танахе и Талмуде получил общее образование. Читал и писал на иврите, латыни, португальском и голландском языках. Уже молодым прославился своими проповедями, потом был избран членом религиозного совета. Благодаря общей культуре и знанию латыни, он стал известен христианским ученым Голландии, а затем и всей Западной Европы. «Амстердамский раввин» вызывал всеобщее уважение и смог, благодаря этому, улучшить положение евреев в различных странах.
Последние годы своей жизни он все силы отдавал задаче — вновь открыть ворота Англии для евреев. Дело в том, что с 5050 (1290) года евреям был запрещен въезд в Англию. Р. Менаше пытался повлиять на Оливера Кромвеля — властителя страны, главу партии пуритан, боровшихся против католицизма. Поскольку многие пуритане с уважением относились к Танаху, р. Менаше написал книгу Микве Исраэль о страданиях евреев в 5408 (1648) году к Польше, где среди прочего подчеркивал: «Как исполнились обещанные ним страдания и беды, так исполнятся обещанные блага и утешения, и еще до прихода времени последнего Избавления исполнится сказанное: “От края неба до края неба будет твое скитание”, и попадут сыновья Израиля в своих скитаниях “на далекие северные острова” — острова Англии».
Сам Кромвель был сторонником возвращения евреев в Англию. Он пригласил р. Менаше выступить перед английским парламентом. Но, к сожалению, большинство членов парламента отказались пересмотреть решение об изгнании евреев, хотя и признали, что отдельные евреи в порядке исключения могут проживать на территории Англии. Р. Менаше не отчаялся. Он вновь приехал в Англию, чтобы убедить общественность и парламент, что 400-летней давности изгнание было несправедливым и что возврат евреев не только исправит допущенную ошибку, но и принесет экономическую пользу Англии. Р. Менаше вскоре умер, но его труды оказались ненапрасными. Карл II, сын казненного Кромвелем Карла I, некоторое время живший в изгнании в Амстердаме, получил помощь от амстердамских евреев. В благодарность он обещал отменить постановление об изгнании, что и сделал, взойдя на английский престол в 5420 (1660) году, когда разрешил евреям селиться на английской земле.
Публикуется с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.