Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Пинхас

Содержание раздела

Пинхас, внук Аарона, пронзивший копьем Зимри, князя колена Шимона, и мидьянскую принцессу Козби в момент совершения ими отвратительного языческого ритуала и тем самым отвративший гнев Всевышнего от евреев, получает "союз мира".

Б-г повелевает сынам Израиля "преследовать мидьянитян и разгромить их" за их попытку совратить евреев в язычество.

Моше и первосвященник Элазар получают указание пересчитать народ. Указаны имена семейств и родов в каждом колене. Общее число мужчин призывного возраста после смены поколений в пустыне составило 601730, немногим меньше, чем при Исходе из Египта. Б-г сообщает Моше порядок распределения земли в Эрец Исраэль между коленами; затем приводится численность колена Леви, которое не получает надела.

Дочери Цлофхада из колена Менаше просят Моше закрепить за ними отцовский надел ввиду отсутствия у них братьев. Моше обращается за разъяснениями к Б-гу. Всевышний подтверждает, что претензии дочерей Цлофхада обоснованы, и сообщает порядок родственных предпочтений в еврейском законе о наследовании.

Затем Б-г велит Моше взойти на гору и осмотреть издалека Страну Израиля, в которую ему не суждено войти. Моше просит Всевышнего назначить ему достойного преемника, нового лидера нации. Им становится Йеошуа бин Нун. В присутствии всех евреев Моше проводит церемонию "инаугурации" Йеошуа.

Раздел завершается указаниями о храмовых жертвоприношениях в субботу и праздники.

Неумелые (пока) помощники

Б-г вознаграждает Пинхаса за то, что он "отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновал Моей ревностью". Раши поясняет: "Он выразил гнев, который полагалось выразить Мне (Б-гу)". Что это значит?

Представьте, что вы готовитесь к приему гостей, накрываете на стол и просите своего трехлетнего сына (или внука) принести салфетки. Глядя, как малыш неумело и старательно раскладывает бумажные квадраты рядом со столовыми приборами, вы испытываете умиление и ни с чем несравнимую радость, хотя могли бы сделать ту же самую "работу" быстрее и лучше.

Именно об этом говорит Раши, величайший комментатор Торы. Наши отношения с Б-гом складываются по той же схеме, что и отношения родителей с маленьким сыном, требующим самостоятельности. "Возревновал Моей ревностью" означает: Пинхас заслужил высокую награду – брит шалом и потомственное коэнство – за то, что он выполнил Его "работу" – наказал отъявленных преступников, не мешкая и не задумываясь о последствиях.

То же самое относится и к благотворительности, цдаке. Римский наместник Турнус Руфус спросил однажды раби Акиву: "В вашей Торе написано, что Б-г любит бедняков, но почему Он не заботится об их пропитании, перекладывая эту заботу на людей?" Раби Акива ответил: "Помогая бедным, мы получаем от них больше, чем они от нас. Они берут у нас деньги и тем самым спасают нас от Геинома".

Иначе говоря, забота о бедных – это, конечно, "Б-гова работа", но Он, наш Отец, поручает ее нам, Своим детям, и с огромным удовольствием наблюдает, как мы, подобно трехлетнему малышу, неумело "раскладываем салфетки на обеденном столе". Ему нужна не наша "помощь" – Он может лучше и быстрее накормить бедных, без малейшего напряжения обеспечить все их нужды. Ему нужно другое: наша доброта, отзывчивость, любовь к ближнему, пусть неумелая и недостаточная, но зато искренняя, свидетельствующая о нашем хорошем "воспитании".

Погибель тела против погибели души

Представьте, что вы сидите в самолете и вдруг видите, как ваш сосед, респектабельный мужчина в хорошо сшитом костюме и очках, достает отвертку, вставляет лезвие себе в ухо и начинает с силой ввинчивать в голову. Из уха уже сочится кровь...

Что вы предпримите? Закричите, чтобы он немедленно прекратил, позовете бортпроводницу, других пассажиров на помощь. Схватите его за руку, вырвите отвертку.

А если ваш сосед совершает грех, запрещенный Торой, какова ваша реакция? Не обратите внимания? Это не ваше дело? А почему не ваше?

Идеи нас не пугают. Нас пугает только то, что видят наши глаза. Наверное, поэтому мы не боимся Б-га так, как должны бояться, не испытываем подлинного трепета перед Ним. Потому что мы Его не видим. Да, многие из нас верят (хотя бы в глубине души), что есть на свете Б-г, Высший Разум и Высшая Воля, Тот, Кто создал этот мир и ежеминутно хранит, поддерживает его. Но кто из нас ощущает Его присутствие ежедневно, ежеминутно? Что вот Он – перед нами, зорко следит за нашими действиями, читает наши мысли.

Да, если бы мы видели Б-га, мы не нарушали бы Его законы, выраженные в Торе. Побоялись бы. Но мы Его не видим и поэтому часто "уходим" от Него. На иврите слова "страх" и "видеть" почти идентичны: мы боимся лишь того, что видим.

Когда мы видим убийство, нас охватывают неописуемый ужас и отвращение. Но когда мы видим, как евреев побуждают нарушать шабат или есть некашерную еду, наша реакция куда сдержаннее. А собственно почему? Ведь должно быть наоборот. Убийца лишает свою жертву только жизни в этом мире. Но когда человека толкают на преступление против Торы, он лишается жизни, подлинной, осмысленной, в этом мире и духовной награды в Мире Грядущем. Его душа отсекается от Источника всякой жизни.

В разделе Пинхас Б-г велит Моше: "Преследуй мидьянитян и разгромите их, ибо враги они вам в кознях своих...". Мидьянитяне толкали евреев в пропасть дремучего, варварского язычества, подстрекали к бунту против Б-га и Торы, пытались совратить их, не останавливаясь перед использованием своих женщин, таких как принцесса Козби. Вот почему Тора, столь миролюбивая и гибкая в оценке человеческих слабостей, жестко требует от нас не просто избегать мидьянитян, не искать с ними мира, как с другими народами, а решительно атаковать, поддерживать с ними состояние войны, чтобы постоянно напоминать себе, во всех поколениях, как они пытались привить нам отвратительнейшее из качеств – любовь к разврату, аморальности, как они хотели вытеснить нас не только из этого мира, но и из Мира Грядущего.

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»