Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Первородный грех, Недельная глава, Берешит, Душа, Муж и Жена, Каин, Нахум Пурер, Адам
Содержание раздела
"Берешит бара Элоким эт,
По наущению Змея и вопреки категоричному запрету Творца Хава отведала запретный плод от «Древа познания Добра и Зла» и дала попробовать этот плод Адаму. Впитав в себя таким образом «грех», Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю Эдена.
Каин и Эвель, первые дети Адама и Хавы, принесли дары
Далее прослеживается генеалогия потомков Каина и потомства Адама и Хавы по линии их третьего сына Шета — до рождения Ноаха. После смерти Шета человечество нравственно деградирует.
Тьму не разгоняют палкой
В грандиозной картине Сотворения мира, описанной в сегодняшнем разделе, много загадочных, мистических деталей. «…Тьма покрывала бездну… Сказал
Хафец Хаим (выдающийся лидер религиозного еврейства конца XIX — начала XX века) писал, что рассеять «бездну» тьмы можно даже небольшим количеством света. Войдя в темный дом, вы не станете размахивать топором, чтобы разогнать мрак: никакие самые грозные и эффективные орудия труда и войны не помогут в этом. Единственный способ избавиться от тьмы — включить свет, хотя бы карманный фонарик, хотя бы зажечь спичку.
Ибо, в отличие от света, всегда имеющего физический источник, тьма неосязаема, нематериальна — это всего лишь вакуум. Поэтому с ней надо не бороться, а просто заполнить пустоту светом, который является противоположностью тьмы, специально созданной
Здесь напрашивается прямая аналогия с Торой. Тора — это тоже свет, только не физический, а духовный, которому противостоит «тьма», силы зла. Подобно физической тьме, силы зла неосязаемы и с ними невозможно бороться конвенциональным оружием. Они представляют собой духовный вакуум, который можно лишь заполнить светом Торы, созданной специально для освещения и возвышения нашего мира, как сказано в талмудическом трактате Кидушин: «Я создал йецер,
В практическом смысле это значит, что если человек хочет одолеть свои низменные страсти, тягу к пороку, избавиться от плохих черт характера, ему нет смысла объявлять войну самому себе, искать лобового столкновения со своим йецер,
Побороть проклятье
Все участники первого греха получили от
Хаве
Рассказывают такую историю. У одной богатой женщины украли кредитную карточку, записанную на имя её мужа. Вор начал активно пользоваться карточкой, покупая товары на большие суммы и с удивлением убеждаясь, что кредитная компания не спешит отменять её. Шли месяцы, вор богател, пока однажды его не поймали на другом преступлении.
Во время обыска у него нашли краденую карточку и передали её в кредитную компанию. Дирекция компании, в свою очередь, связалась с владельцем карточки и спросила его: «Почему вы не сообщили о краже нам или в полицию?»
Владелец ответил: «Я решил не сообщать о краже, когда убедился, что вор тратит по моей кредитной карточке гораздо меньше денег, чем тратила моя жена».
В Талмуде (трактат Бава мециа 59а) сказано: если муж почитает свою жену, это хорошо сказывается на его финансовом состоянии — он богатеет.
Но какая здесь связь? По логике вещей должно быть наоборот. Если ты «почитаешь» жену с помощью своей кредитной карточки, стремишься удовлетворить её материальные капризы, денежные накопления на твоем банковском счету вряд ли от этого возрастут.
Но у
С позиции Торы власть мужчины над женщиной — это проклятие, которое следует всячески преуменьшать, несмотря на то, что оно провозглашено Самим
Поэтому, когда муж облегчает бремя женского проклятия, отказываясь от роли семейного деспота,
Публикуется с разрешения издательства »Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
После рождения Метушелаха Ханох рьяно служил Всевышнему. Ему так надоели дурные поступки людей, что он отделился и жил в месте, скрытом от других.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Продолжение истории человечества: мир до Потопа. История и родословная ветви Каина и его потомков
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рабби Шимшон-Рефаэль Гирш был одним из лидеров еврейства Германии. Его энциклопедические познания позволили вернуть к традициям отцов многих ассимилированных евреев. Представляем вашему вниманию избранные комментарии р. Гирша к Торе.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Новые нормы, которые установил Лемех. Яваль и временные шатры. Туваль, первый изготовитель оружия.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Дети Адама и Хавы, их характеры и те пути, которые они проложили для своих потомков
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Каин был разочарован собственной духовной неполноценностью, и это наложило отпечаток на все его последующие поступки. Вместо того чтобы извлечь урок и исправить недостатки, первая неудача лишь озлобила его
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Адаму было передано множество духовных тайн. Эти тайны до сих пор являются кладезью для всего человечества.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Когда условия жизни стали суровей, и участились природные катаклизмы, люди стали обращаться с мольбой к Творцу, говоря о своих нуждах и прося защитить их и спасти
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
По мере накопления генетических сбоев, вызванных неправедной жизнью, с каждым поколением жизнь укорачивалась. Люди не только не исправляли изъян, они добавляли новые.