Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Ислам, Балак, Ишмаэль, Билам, Молитва, Храмовая гора, Арабо-израильский конфликт, Нахум Пурер
Когда вышедшие из пустыни сыны Израиля приблизились к стране Моав, ее царь Балак обратился за помощью к известному магу Биламу (Валааму), чтобы тот проклял еврейский народ. Б-г явился в ночном видении к Биламу и запретил ему говорить проклятия, но Билам после некоторых колебаний все же отправился к Балаку.
По дороге посланный Б-гом ангел с огненным мечом преграждает дорогу Биламу, который едет на ослице, но Билам не видит ангела, не понимает вынужденных маневров ослицы и бьет ее за «упрямство». И тогда «отверз Б-г уста ослицы».
«Валаамова ослица» укоряет Билама за непонимание и жестокость: ведь она спасает ему жизнь. В тот же момент «прозревший» Билам видит, наконец, ангела, который сообщает ему, что можно и чего нельзя говорить о евреях.
Наконец, Билам прибывает к Балаку, и царь Моава проводит тщательную подготовку к ритуалу проклятия в надежде, что гость словами уничтожит ненавистных евреев. Но результат получается обратный: трижды Билам пытался изречь проклятия в состоянии провидческого транса, и все три раза его уста произносили только благословения.
Разочарованный Балак отсылает Билама домой. Тем временем, евреи начинают распутничать с моавитянками и поклоняться их идолам. Б-г насылает мор на грешников. Лидер колена Шимона на глазах у всех евреев вводит в свой шатер мидьянскую принцессу, и внук Аарона коэн Пинхас пронзает обоих копьем.
Повальная эпидемия сразу прекращается. От нее умерли 24 тысячи человек.
«Кто исчислит прах Яакова и пересчитает пыль Израиля?» (23:10). Согласно комментарию Раши, в этом невольном благословении Билама речь идет о многочисленных заповедях, которые евреи выполняют, используя прах и пыль. Назовем лишь некоторые из них: нельзя пахать землю одновременно на быке и осле; нельзя сеять килаим, смесь виноградных семян с семенами пшеницы и ячменя; пепел красной коровы используется для ритуального очищения после контакта с мертвым телом; жену, заподозренную в неверности, проверяют напитком, содержащим землю, взятую возле храмового жертвенника и т.д.
Но почему Билам обращает внимание именно на эту категорию мицвот? Можно предположить, что он восхищается способностью евреев поставить на службу Б-гу даже самые будничные и малозначительные предметы, их умением придать святость кирпичам, дереву, тканям и даже земному праху.
Ибо только евреи знают, что единственная цель Творения заключается в освящении Имени Творца и что этой цели может служить любой сотворенный Им предмет, любая «мелочь».
Царь Шломо говорил: «Во всех путях твоих познавай Его» (Мишлей 3:6). Другими словами, мы обязаны служить Б-гу, даже когда занимаемся самыми будничными делами. Простейшие бытовые действия, если совершать их правильно, по законам Торы, становятся актами святости. А Билам сообщает нам, что святостью могут обладать не только действия, но и предметы.
Комментируя вторую часть приведенного стиха, Раши говорит, что слово «пыль» (рова) указывает на супружескую близость. Билам имел ввиду стремление евреев придать святость даже таким действиям, которые у других народов, в других религиях считаются постыдными, воплощением грубого физического естества, антиподом святости.
Теперь нам будут понятнее следующие слова Билама из того же десятого стиха: «Да умрет душа моя смертью праведников, и пусть мой конец будет, как его».
Хафец Хаим отмечает, что Билам мечтал умереть «по-еврейски» и, как еврей, унаследовать Мир Грядущий. Но он не хотел жить еврейской жизнью. Ясно почему. Ведь евреи ведут праведный образ жизни. Этот мир для них — лишь коридор, ведущий в Мир вечного, духовного блаженства, и они спешат использовать физические возможности и радости материального мира не для мимолетных наслаждений, а для получения входного билета в «Высший свет».
Такая философия чужда закоренелому материалисту, который и слышать не хочет ни о каком Мире Грядущем и спешит впихнуть в отведенные ему на этом свете 70-80 лет как можно больше удовольствий, «чтоб было что вспомнить».
Жадный и тщеславный Билам был достаточно прозорлив, чтобы признавать Мир Грядущий и видеть преимущества еврейского образа жизни, строгого и сдержанного. Однако понимать еще не значит подражать. Короче, Билам, как и многие другие злодеи, хотел получить награду, но он не хотел ее честно зарабатывать.
В результате Билам лишился жизни в обоих мирах. В разделе Матот (31:8) мы узнаем, что он погиб во время сражения от еврейского меча, а мудрецы Талмуда сообщают в трактате Санхедрин (90а), что Билам числится среди тех, кто лишился своей доли в Мире Грядущем.
«Ми ихье мисумо эль — Кто выживет, когда Он поставит этих!» Эта туманная фраза Билама, помимо множества других, имеет следующее значение.
Биламу открылось, что из всех народов мира только два — евреи и арабы — удостоятся того, что к их имени будет присоединено Имя Б-га: «Исра-эль» и «Ишма-эль». Горе тому, продолжает Билам, кто будет жить в эпоху Ишмаэля.
Именно нам довелось жить в эту эпоху. На наших глазах, всего за какие-то тридцать-сорок лет отсталый и бедный народ приобрел огромное влияние и богатство, угрожая подмять под себя весь мир.
В чем источник его силы? Нет, не в нефти (ее хватает и в России, да что толку?) и не в многочисленности (китайцев и индийцев намного больше). Тайное оружие арабов — их религия, сила их молитвы, о чем говорит само их имя: Ишма-эль, «Б-г услышит».
Каждый арабский политик заканчивает свою речь словами: «с помощью Аллаха». Ни один мусульманин не постесняется расстелить молитвенный коврик на центральной улице Парижа или Лондона и, обратившись лицом к Мекке, погрузиться в самозабвенную молитву. Миллионы мусульман совершают ежегодный хадж — паломничество в Мекку. Среди евреев такая преданность своей религии и традиции большая редкость.
Большинство израильтян предпочитают пляжи Эйлата древним камням Котеля, западной стены иерусалимского Храма. Туристы из диаспоры паломничают не в хевронскую Гробницу праотцев, а в тель-авивские дискобары. А ведь было время, когда весь еврейский народ трижды в год, в Песах, Шавуот и Суккот, совершал восхождение к Иерусалимскому Храму. И, о чудо! Там всем хватало места.
Какая сила позволяет мусульманам так долго владеть Храмовой горой? Мечеть Аль-Акса возвышается над ней уже почти тринадцать столетий, в то время как наш святой Храм излучал свой дивный Б-жественный свет, в общей сложности, восемьсот тридцать лет. Даже чудесная победа в Шестидневной войне не вернула нам это святейшее место на Земле, о котором мечтали наши предки.
Благодаря чему Ишмаэль не только прочно удерживает в своих руках Храмовую гору, но и успешно теснит нас под фанфары «мирного процесса», вырывает у нас из-под ног нашу землю? Благодаря силе своей молитвы, зафиксированной в его имени: «Услышит Б-г».
Согласившись принести себя в жертву на месте будущего Храма, наш праотец Ицхак стал вечным источником самоотверженности еврейского народа, его готовности совершить месирут нефеш, отдать душу за Б-га. Но душу можно отдать и не умирая. Всякий раз когда еврей обращается с молитвой к Б-гу, он вручает Ему свою душу, как будто говорит: «Б-же, моя жизнь в Твоих руках». Такой молитвенной страсти нам сегодня не хватает.
Но конечная победа все равно будет за нами. Мы достигнем ее не благодаря соглашениям и международным «гарантиям», и не силой оружия. Молитва Ишмаэля сильна лишь потому, что евреи слабы в своей молитве. Аль-Акса стоит лишь потому, что разрушен Храм. Ишмаэль заполняет вакуум, который мы сами же создали. Наше имя Исра-эль образовано от слова яшар, прямой, несгибаемый. Имя надо оправдывать.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»