Темы: Традиция, История еврейского народа, Маген Давид, Нахум Пурер
Графическим символом евреев и иудаизма уже давно считается маген Давид, так называемый «щит Давида» — шестиконечная звезда, гексаграмма, образованная двумя симметрично расположенными равносторонними треугольниками.
Этот знак украшает древние книги и предметы еврейского ритуала. Его носили обитатели средневековых гетто и жертвы нацизма. Звезду Давида изображали авторы антисемитских и антиизраильских карикатур — чтобы никто не ошибся в адресе их разящей сатиры. Такая же звезда украшает еврейские надгробия в разных странах мира. Российские антисемиты утверждают в своей печати, будто шестиконечная звезда — знак дьявола, символ вселенского зла. Видите, сколько противоречивого можно обнаружить в использования одного символа. Давайте посмотрим, какое место занимает он в еврейской традиции.
Вначале немного истории. Шестиконечная звезда использовалась в качестве декоративного элемента — и, возможно, мистического символа — еще в глубочайшей древности у многих народов. Но особенно часто ее употребляли древние евреи, — в основном, на предметах домашней утвари. Древнейшее известное нам изображение такого рода — обнаруженная в Цидоне печать 7 века до н.э., принадлежавшая некому Йеошуа бен Йешаяу. В период Второго Храма гексаграмма наряду с пентаграммой (пятиконечной звездой, она же «щит Соломона») украшала различные предметы и здания, как еврейские, так и нееврейские. В качестве примера можно отметить синагогу в Кфар-Нахуме (2—3 век н.э.), в орнаменте которой чередуются пяти — и шестиконечные звезды, а также крестообразные фигуры с обломанными концами (напоминающие свастику). Впрочем, в эпоху эллинизма маген Давид в еврейской символике никак не использовался.
Еще тысячу лет назад шестиугольная звезда была интернациональным знаком. Она встречалась на ранне-христианских амулетах и в мусульманских орнаментах под названием «печать Соломона». Но уже в 13—14 веках маген Давид появляется на фронтонах германских синагог и на еврейских манускриптах, — хотя и на этот раз, лишь как декоративный элемент, без всякого символического значения. В ту же эпоху им начали украшать амулеты и мезузы, а в позднем средневековье и еврейские тексты по Кабале. Сам термин маген Давид восходит к эпохе вавилонских гаонов. Он упоминается в качестве легендарного «щита царя Давида» в тексте, толкующем магический «алфавит ангела Метатрона». Это толкование получило широкое распространение среди ашкеназских общин. О шестиугольном «щите Давида» писал в своей работе по Кабале внук Рамбана (14 век). Утверждалось, что щитом подобной формы пользовались воины победоносной армии царя Давида. Правда, его личная печать, как указывают некоторые источники, содержала изображение не звезды, а пастушеского посоха и сумы. Зато царская печать Шломо (Соломона), сына Давида, имела форму пятиконечной звезды.
В 14—18 веках маген Давид широко используется еврейскими и нееврейскими печатниками и часто встречается на фамильных гербах. В 1354 году Карл IV даровал пражским евреям право иметь свой флаг — красное полотнище с изображением шестиконечной звезды. Маген Давид украсил также официальную печать общины. На протяжении 17—18 веков этот знак переняли евреи Моравии и Австрии, а затем — Италии и Нидерландов. Несколько позже он распространился среди общин Восточной Европы. В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», т.е. Машиаха. Последователи лже-мессии Шабтая Цви (конец 17 века) видели в нем символ скорого избавления.
В 19 веке эмансипированные евреи избрали маген Давид в качестве национального символа в противовес христианскому кресту. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала появляться на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах.
С 1799 года маген Давид впервые был использован как специфический еврейский символ в антисемитских карикатурах. В 1822 году семейство Ротшильдов, получив дворянский титул, включило маген Давид в свой фамильный герб. В 1840 году поэт-выкрест Генрих Гейне начал ставить этот знак вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер алгемайне цайтунг». Первый сионистский конгресс 1897 года принял шестиконечную звезду в качестве символа еврейского национального движения, и в том же году она украсила обложку первого номера журнала «Ди Вельт», издаваемого Теодором Герцлем. Со временем маген Давид появился на государственном бело-голубом флаге Израиля, хотя в качестве герба была выбрана более аутентичная и древняя еврейская эмблема — Менора, образ храмового светильника.
Для евреев Торы маген Давид не лишен общепризнанной смысловой нагрузки. Существует традиция украшать им сукку — особый шалаш, в котором еврей живет в дни праздника Сукот. Шесть концов звезды, вывешенной в сукке, соответствуют шести «гостям» (ушпизин), посещающим каждую еврейскую сукку в первые шесть дней праздника Сукот: Аврааму, Ицхаку, Яакову, Моше, Аарону и Йосефу. Объединяет их всех седьмой «гость» — царь Давид.
Еще одна деталь: маген Давид имеет 12 ребер, что соответствует 12 коленам Израиля, над которыми царствовал Давид и которые будут восстановлены с приходом Машиаха, прямого наследника царя Давида. Кабалисты учат также, что шесть концов «звезды Давида» соответствуют шести пространственным направлениям — земле, небу, северу, югу, востоку, западу, — что означает всемогущество Б-га. Любопытная лингвистическая деталь: на иврите слова маген Давид состоят тоже из шесть букв. Число ребер обоих треугольников, образующих маген Давид, указывают на «совершенное» число 6, равное сумме своих множителей. Издавна это число наделялось мистическим смыслом в разных эзотерических учениях.
Возможно, именно геометрическая особенность «еврейской звезды» мистифицировала антисемитов разных стран. Нацисты метили евреев желтым «знаком позора». Один из ведущих российских юдофобов серьезно утверждает, будто шестиконечные типографские звездочки — тайный знак «жидо-массонов». На иллюстрациях в детских книжках, выпущенных «патриотами»-антисемитами, вы никогда не увидите обыкновенной шестиугольной снежинки, она рисуется в симметрии креста — вопреки всем законам природы!
Один из читателей русскоязычной израильской газеты, оле хадаш из России, сообщил в русскоязычную газету, что, работая судовым электриком во Владивостоке, как-то увидел на одном из судов Дальневосточной академии наук карту с контурным изображением «Бермудского треугольника», абсолютно совпадающим по форме с правильным маген-Давидом. То была схема предстоящих исследований, составленная российскими учеными и навигаторами. Получился «щит Давида». «Что общего, — спрашивает читатель, — у самого гиблого места мирового океана и еврейской звезды?»
Вопрос, конечно, интересный.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»