Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Речь, Вода, Недельная глава, Хукат, Эсав, Нахум Пурер
Тора излагает законы об использовании пепла красной коровы (пара адума) для ритуального очищения людей, принявших нечистоту от мертвых.
В сороковой год скитаний по пустыне умирает сестра Моше пророчица Мирьям, благодаря заслугам которой евреев сопровождал с колодец питьевой водой. Народ в панике: где взять воду? В ответ на молитву Моше и Аарона Б-г велит им собрать людей у водоносной скалы и «попросить» у нее воды, но Моше не говорит, а дважды ударяет скалу посохом. Из скалы бьет фонтан. Водная проблема решена, но Б-г лишает Моше и Аарона права войти в Эрец Исраэль за то, что они «не ознаменовали святость Мою на глазах у сынов Израиля»: появление воды по слову пророка произвело бы более сильное впечатление на людей, чем от удара посохом.
Евреи вынуждены идти в Эрец Исраэль кружным путем, поскольку царь Эдома, прямой потомок Эсава, не разрешает им пройти через свою страну, угрожая войной.
На горе Ор умирает Аарон, передав свои обязанности и священные одежды сыну Элазару. Весь народ тридцать дней оплакивает смерть своего первосвященника и миротворца.
Царь эмореев Сихон тоже не желает пропустить евреев через свои владения; тогда по приказу Моше они вступают в войну с эмореями, побеждают их и захватывают земли на восточном берегу Иордана, которые Сихон незадолго до этого отвоевал у моавитян. В ходе следующей войны сыны Израиля громят армию Ога, царя Башана, и занимают его страну, расположенную в районе Голанских высот.
«И поднял Моше руку свою, и ударил по скале посохом своим два раза, и обильно потекла вода…И сказал Б-г, обращаясь к Моше и Аарону: “За то, что вы не поверили Мне, чтобы ознаменовать святость Мою на глазах у сынов Израиля, не введете вы собрание это в страну, которую Я дал им…”» (20:11,12).
За что Б-г так сурово наказал Моше и Аарона? Неужели лишь за то, что Моше не «сказал» скале, как велел Б-г, а ударил ее посохом? Но какая разница? Главное, что людей напоили!
В хоккее с шайбой и в хоккее с мячом пользуются, как известно, разными клюшками. Клюшка для хоккея с шайбой имеет прямой крюк, которым удобно вести по льду плоский резиновый кругляш и делать броски, а у клюшки для бенди крюк загнут: так легче бить по мячу с замахом. Каждой игре — своя клюшка.
«Клюшка» евреев — это их речь, голос. Ощупывая руки Яакова, покрытые козьими шкурками, его слепой отец Ицхак подумал, что перед ним другой сын, волосатый Эсав, и сказал: «Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава» (Берешит 27:22).
Голос дан Яакову и его потомкам, евреям. А руки — оружие Эсава. Внутренняя сила, исходящая из души, сердца, проявляется в голосе. Голос распространяет идеологии и философии, он учит жизни. Это наша, еврейская сфера. Зато Эсав безраздельно владеет материальной сферой, где действуют его сильные и умелые руки.
В наше время Эсав запускает космические корабли, строит города из стекла и бетона, перебрасывает мосты через бурные реки, прокладывает трансатлантические кабели по морскому дну, посылает в нокаут соперника на боксерском ринге. Эсав умеет пользоваться руками. Иногда Яаков пытается конкурировать с ним, но тогда он играет не своей клюшкой.
Когда Моше ударил скалу, вместо того, чтобы «сказать» ей, он тем самым дал ложный сигнал всем будущим поколениям еврейского народа, предложил им взять неудобную «клюшку». Он как будто завещал им: «Одного голоса недостаточно. Надо пользоваться также руками, как Эсав». И Б-г сурово наказал его за эту стратегическую ошибку.
Ибо сила евреев не в руках. Она — в их голосе, произносимых словах. Голос генерирует идеи справедливости и братства, обращается с молитвой к Б-гу, произносит слова Торы, ее Высшей правды. Замечательно играть и побеждать мы можем только этой «клюшкой».
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»