Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Красная корова, Хукат, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
По моему мнению, рыжая корова представляла собой жертву за всю общину сыновей Израиля, которая очищала их от нечистоты мертвого тела. Без этого очищения они ведь могли осквернить Мишкан и святыни!
Когда Б-г пожелал обучить Моше и Аарона законам исполнения этой заповеди, Он предварил их словами «Таково правило Торы…», и лишь затем раскрыл смысл этой заповеди. Тем самым Б-г подчеркнул, что заповеди, которые Он намеревается дать относительно рыжей коровы, то есть, правильный способ обращения с ней, — это одновременно и правильный способ обращения с Б-жественной Торой в целом. Не имеется в виду, что суть Торы станет основой, из которой будут выводиться законы и принципы заповеди рыжей коровы, — в этом нет необходимости, поскольку все законы, связанные с рыжей коровой, известны и явно определены. Наоборот: то, как следует поступать с рыжей коровой, — это и есть то правило, в соответствии с которым следует подходить к Торе. Именно поэтому фраза «Это — правило Торы…» предшествует фразе «Скажи сыновьям Израиля, и пусть возьмут для тебя…» Таким образом, у нас теперь нет необходимости менять части стихов местами и говорить, что на самом деле следует читать: «Скажи сыновьям Израиля: это правило Торы…», — как поступает Рамбан.
Понимать эти стихи следует вот каким образом.
Как Б-жественная Тора совершенна и не имеет изъянов, так и рыжая крова должна быть совершенной и не иметь изъянов. Как изучение Торы приносит человеку награду и в этом мире, и в Будущем, так как «плоды ее притягательнее червонного золота», так и эта жертва (а действия с рыжей коровой в определенном смысле напоминают жертвоприношение) приносит людям искупление, то есть, приносит прекрасные плоды. Как человек, принявший на себя ярмо Торы, освобождается от ярма работы ради пропитания, поскольку «на Тору ига не накладывают», так и о рыжей корове сказано: «…на которую не накладывали ярма». Как Тора требует для своего изучения прямой помощи Свыше, а совершенным знанием ее обладает только коэн, в силу сказанного: «Ибо уста коэна хранят знание, и Тору ищут из уст его», — так нужно обращаться и с рыжей коровой: «…И передайте ее Элазару-коэну». Настоящее изучение Торы требует уединения, отдаленности от общества, и о рыжей корове сказано: «…И выведет ее за пределы лагеря». Как изучающий Тору и стремящийся к ней не может удовольствоваться внешним постижением и пониманием, а должен обратить внимание и на внутренние, тайные ее разделы, так и рыжую корову следует зарезать и вывести наружу ее кровь, которая раньше пребывала скрытой у нее внутри. Человек, изучающий Тору, не имеет права предлагать слушателям в качестве слов Торы то, что не соответствует истине, а обязан трактовать ее лишь в соответствии с полученной им подлинной традицией; и кровь красной коровы тоже должна быть вылита «напротив Шатра Собрания», то есть, в направлении Ковчега Свидетельства, в котором лежит Тора. (То есть, здесь выливание крови соответствует традиции, служащей истинной основой Торы). При изучении Торы «сжигающие взмывают ввысь». Под сожжением здесь подразумевается упорное повторение слов Торы, постижение ее тайн с опорой на помощь мудреца, объясняющего ее. Писание называет разум «сжигающим», говоря, например, о духовных сущностях, природа которых — чистый разум: «Сжигающие стоят превыше него». И с рыжей коровой следует поступить так же: коэн должен повелеть, чтобы ее сожгли на его глазах. При «сжигании», то есть, при углубленном изучении Торы, необходимо самым тщательным образом изучить буквы и слова, чтобы раскрыть их явный и тайный смыслы. Так происходит и с рыжей коровой: Тора повелела сжечь ее кровь и мясо «вместе с отбросами», то есть, в этом сожжении должны быть объединены и самые лучшие, и самые малоценные части. А чтобы это уподобление еще более бросалось в глаза, Б-г повелел сжечь вместе с тушей рыжей коровы кедровое дерево, взятое от самого высокого дерева на свете, траву эзов — самую низкую и презренную из всех трав, и нитку шелка, более ценную, чем презренный эзов. При изучении Торы необходимо, чтобы все участники: и раввин, преподающий ее, и ученик, который ее постигает, и слуга, прислуживающий им, — обладали достойными чертами характера и были избавлены от всего отвратительного; так и в случае с рыжей коровой Б-г повелел, чтобы все участники действий с нею: и коэн, и слуга, сжигающий ее по указанию коэна, и тот, кто собирает затем ее пепел, — выстирали свои одежды, что соответствует исправлению черт характера, и вымыли водой свои тела, и лишь затем вошли бы в святой еврейский лагерь. Тора очищает оскверненных и является истинной «водой жизни»; и пепел рыжей коровы требуется смешать с «водой жизни» (в материальном мире так называется вода из источника), и тогда он получит способность очищать оскверненных. При занятиях святой Торой мудрецы должны очень внимательно относиться к своим словам, чтобы не допустить ошибки, поскольку «ошибка при изучении Торы засчитывается за сознательное преступление»; и в случае рыжей коровы тот, кто касается ее самой или ее пепла, становится нечистым и обязан совершить погружение в микве и очистить одежду.
Итак, стало ясно, что заповеди рыжей коровы представляют собой «правило Торы». Именно поэтому Б-г благословенный, пожелав дать евреям эту заповедь, сказал: «Вот правило Торы…» Это означает: «Не подумайте отнестись к заповеди рыжей коровы и к ее смыслу небрежно! Знайте, что эта заповедь соответствует правилу Торы, то есть, тем правилам, которым необходимо следовать при изучении Торы!»
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»