Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Враги хотят воевать с нами

Цена ненависти

Наши враги не изменились за прошедшие века и тысячелетия. Мы предлагаем им мир, мы протягиваем им руку дружбы, но они отвергают ее. Они хотят воевать с нами, иногда вопреки элементарной предусмотрительности и своим национальным интересам.

На сороковой год пребывания в пустыне, когда целиком сменилось поколение, виновное в грехе разведчиков, пришло время для вступления в Эрец Исраэль. Сыны Израиля приближались к ее границам с юга. У них на пути находилась страна Эдом, где жили потомки Эсава, родного брата Яакова. Моше отправил царю Эдома учтивое и обстоятельное послание с просьбой пропустить евреев через его территорию: «Так сказал брат твой Израиль: ты знаешь все невзгоды, которые постигли нас (в Египте)…И вот мы в Кадеше, городе на краю границы твоей. Позволь нам пройти через страну твою! Не пойдем мы по полям и виноградникам и не будем пить воду из колодцев (т.е. не нанесем урона сельскохозяйственным угодьям и водным источникам); главной дорогой пойдем, не свернем ни вправо, ни влево (не станем обузой для жителей страны), пока не перейдем границы твоей».

Но Эдом в порыве слепой ненависти к евреям, унаследованной от Эсава, у которого Яаков похитил первородство и отцовское благословение, отвечает угрозами: «Не пройдешь ты через меня, а то я с мечом выступлю против тебя!» Моше предлагает новое компромиссное решение: «По проложенной дороге пойдем, и если воду твою пить будем, я и стада мои, то дам плату за нее…», иначе говоря, речь идет о сделке, выгодной, в первую очередь, для Эдома, ведь у евреев была своя вода. Рамбан пишет, что коммерческое предложение Моше распространялось даже на природные воды, которые евреи могли использовать, например, при переходе рек и ручьев. Но антисемитам библейской эпохи не нужны компромиссы и прибыли от ненавистных евреев: «И выступил Эдом против него (Израиля) с многочисленным народом и с рукой сильной».

«И отошел Израиль от него». Б-г велел не провоцировать эдомитян, обойти стороной их владения. Этот незапланированный обход дорого обошелся евреям. В дороге умер Аарон. «И истощилось терпение народа от пути». Расстроенные, дезориентированные евреи подумали, что Всевышний уводит их от Обетованной Земли и что они, подобно их отцам, умрут в пустыне. Вспыхнул бунт, подавленный нашествием ядовитых змей; снова были жертвы.

Наконец, сыны Израиля, сделав большой крюк, подошли к стране эмореев, за которой по ту сторону Иордана лежала Страна Израиля. Моше опять просит разрешения на переход, столь же дипломатично, миролюбиво: «…Не свернем мы на поля и виноградники, не будем пить воды из колодцев; главной дорогой пойдем (вдали от крупных населенных пунктов), пока не перейдем границы твоей». Вместо ответа царь эмореев Сихон объявил тотальную мобилизацию: «собрал весь народ свой и выступил против Израиля в пустыне». На этот раз Б-г дал разрешение на отражение агрессии. Еврейские полки наголову разгромили врага и «взял Израиль все города, и поселился во всех городах эмореев, в (столице) Хешбоне и во всех пригородах его».

Далее на севере располагался Башан. Видя стол бесславный конец своих соседей эмореев, Ог, царь Башана, должен был, казалось, проявить осмотрительность, но он даже не стал ждать мирного предложения от евреев — тут же атаковал, был разгромлен и сам погиб в бою.

Такова цена ненависти. Та же ненависть, слепая и необузданная, толкнула хананеев на сопротивление пришедшим из-за Иордана еврейским полкам. В ответ на компромиссное предложение Йеошуа бин Нуна, преемника Моше, только одно ханаанское племя, гиргашиты, отказались от сопротивления и бежали. Остальные семь племен вступили в войну, хотя было очевидно, что Израиль пользуется сверхъестественной поддержкой и они обречены на поражение (чуть позже из этой коалиции вышли гивониты; они обманом заключили с Йеошуа мирный договор).

В Талмуде объясняется, почему гора, у которой евреи получили Тору и свою особую историческую миссию народа-священника, называется Синай. Потому что с момента дарования Торы народы мира стали ненавидеть нас. Ведь Синай происходит от ивритского слова сина, ненависть. На самом деле, за этой ненавистью скрывается обычная зависть, ибо лишь евреи удостоились получить от самого Творца Тору — этот высший Закон мироздания.

О том, насколько этот Закон глубок и многопланов, как много скрытых значений и ассоциаций скрывается в каждой его фразе, можно судить по такому примеру.

Описывая в начале этого раздела порядок очищения после контакта с мертвым телом, Тора сообщает: «Если человек умрет в шатре, то всякий, кто войдет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней. И всякий открытый сосуд без прикрепленной к нему крышки — нечист» (19:14,15). Хафец Хаим приводит такую неожиданную, на первый взгляд, аналогию из области морали. Речь идет, говорит он, о наших устах. Если они не запечатаны крышкой, если не установить перед ними всевозможные преграды, препятствующие злоязычию и сплетням, то уста будут нечистыми.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»