Из цикла «О кодах в Торе», темы: Пятикнижие, Хумаш, Коды в Торе, Тора и наука, Истинность Торы, Рав Элияу Рипс, Александр Ротенберг
Говорит Мидраш, что Всевышний, благословен Он, сначала создал Тору, а потом по ней сотворил мир и управляет им. Гаон из Вильно в комментарии на Сифра Децниюта (гл. 5) говорит: «Таково общее правило: всё, что было, есть и будет до конца времен, всё заключено в Торе от “Берешит” (первое слово Торы) до “леэйней коль Исраэль” (последние слова Торы). И не только в целом, но включая каждую отдельную вещь и каждого отдельного человека от дня рождения до конца, включая все перерождения, со всеми деталями и деталями деталей». Это означает, что Тора должна содержать поистине всеобъемлющую информацию. Мудрецы, носители нашей традиции говорят: текст Письменной Торы содержит всё в скрытом, зашифрованном виде. Рамбан во Введении к Берешит пишет: «Известно нам, что творение неба и земли с их воинствами, то есть все сотворенное, верхние и нижние миры, включая все пророчества, их создание и сущность, их движущие силы и их деяния — всё записано в Торе явно или в виде скрытого намека». Рабейну Бехаей в комментарии на Берешит (18:8) пишет: «Вся Тора — это скрытые намеки».
Мудрецы сообщают нам не только о наличие в Торе скрытой информации, но и о путях её расшифровки. Одним из них является метод чтения текста через равные промежутки. В комментарии на Берешит (1:2) Рабейну Бехаей приводит пример закодированной записи, начинающейся с первой буквы Торы: «Согласно полученной нами Традиции, из первого стиха Берешит (а именно, из первой буквы Торы ב) выходит через каждые 42 буквы выражение בהר"ד (точное время новолуния[1] в том месяце Тишрей, когда был сотворен мир), и если просветлены будут очи сердца твоего, то увидишь: четыре буквы — и между каждыми двумя из них 42 буквы. Мудрый поймет и уразумеет, что это не случайность, но совершенно явственный знак». Раби Моше Кордоверо («Пардес Римоним», гл. 30) пишет: «Секреты нашей святой Торы постигаются (в том числе) путем чтения со скачками между буквами. Нет необходимости говорить, что всё это свидетельствует о Славе Торы и сокрытом в ней». Из приведенных выдержек следует, что метод скачков между буквами является составным элементом переданной по Традиции огромной и чрезвычайно сложной системы прочтения и дешифровки скрытой в Торе информации. Практическими инструментами современного исследования метода скачков являются математика и компьютер, однако мы начнем с примера, который не требует для своего прочтения ни того, ни другого.
Первые два слова Торы בראשית ברא — В начале сотворил... Первая буква ב, «бет» имеет больший размер, чем буквы, следующие за ней. В печатных экземплярах Пятикнижия ставится сноска ברבתי — большая «бет». Это первая из нескольких больших букв, имеющихся в Танахе. Такое написание указано Устной Традицией, но не самой Торой, однако намек на него можно явственно увидеть в тексте Торы в скрытой форме. А именно, начиная с восьмой буквы Торы, т.е. с буквы ר «реш», средней буквы второго слова Торы ברא — сотворил, прочтем четыре буквы слева направо. Получается רבתי — большая. Когда автор показал эту находку великому мудрецу, гаону раву Моше Шапиро, зацаль, рав заметил, что остающиеся справа буквы образуют при чтении в обычном направлении בראש, что означает первая [буква] «бет». После этого и автор заметил, что буква א, следующая за רבתי и являющаяся последней буквой второго слова Торы ברא, означает א' «первая». Таким образом, в двух первых словах Торы открывается полная фраза
что означает «Первая “бет” — первая большая (буква)». В этом примере использована кодировка с шагом — 1.
Из книги А. Ротенберга «И все это истина».
[1] Не входя в подробности того, что пишет Рабейну Бехаей отметим, что новолуние — специальное алахическое время, когда происходит обновление луны. В месяце Тишрей это время представлено словомבהר"ד . Здесь ב — это 2, т.е. второй день недели, ה — это 5, т.е. пятый час этого дня, числовое значение последних двух буквы רד в сумме составляет 204 — это количество алахических частей часа, условно говоря, «секунд». В алахическом часе таких «секунд» 1080.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.