Из цикла «О кодах в Торе», темы: Пятикнижие, Хумаш, Коды в Торе, Тора и наука, Истинность Торы, Рав Элияу Рипс, Александр Ротенберг
Тора — единственная общеизвестная книга, о которой древняя традиция сообщает, что в ней имеется информация, закодированная в форме слов, записанных с равными промежутками (скачками или шагами) между буквами. Такая запись получила в наше время название Код Торы. Задача его дешифровки оказалась непростой. Прежде всего не всякое слово или выражение (если, например, оно длинное) может быть найдено закодированным с равными шагами, и не всякое слово найдется в логически ожидаемом месте. Очевидным является и тот факт, что далеко не всякая последовательность равноотстоящих букв в Торе является осмысленной. При этом число всех появлений короткого слова может быть огромным (десятки и сотни тысяч), и мы не в состоянии понять смысл всех этих появлений. С другой стороны, практически в каждом длинном тексте может быть найдено множество коротких слов с равными промежутками между буквами, появляющихся случайно и не имеющих никакого скрытого смысла.
Несмотря на сложность задачи, метод дешифровки позволяет, используя математический и лингвистический анализ данных, получать впечатляющие результаты. О некоторых из них мы постараемся дать представление читателю. Заметим также, что метод не может рассматриваться в качестве ключа ко всем секретам Торы, поскольку Традиция сообщает о множестве путей к скрытой в Торе информации, и наш метод — лишь один из них.
Метод включает следующие шаги.
Выбор ключевых слов. Процесс дешифровки начинается с выбора слов и выражений для поиска. Слова, во-первых, должны быть значимы для исследуемой темы. Во-вторых, они должны быть закодированы, то есть появляться в тексте с равными шагами, а их появления — определенным образом связаны друг с другом или с текстом. Такие слова называются ключевыми словами.
Собственно поиск. Текст Торы записывается в виде одной длинной строки, не содержащей ни пробелов, ни знаков препинания. В этой строке компьютер разыскивает ключевые слова, записанные с равными шагами. Находки называются появлениями. Появление с шагом 1 соответствует обычному чтению. Появление в направлении, противоположном обычному чтению, имеет отрицательный шаг. Поиск ведется либо во всей Торе, либо в одной из ее пяти книг.
Табличное представление результатов поиска. По мере увеличения шага появления различать его буквы в тексте становится все труднее, а для шагов, составляющих сотни и тысячи — попросту нереально. И здесь используется представление текста в виде двумерной таблицы, позволяющей видеть любое появление в компактном виде. Поясним это на примере приведенного выше слова בהר"ד, указанного Рабейну Бехаей. Оно записано в Торе с шагом 42, и все буквы его расположены в разных стихах. В соответствии с шагом 42, первая строка таблицы содержит первые 42 буквы текста. Во вторую строку помещаются следующие 42 буквы, в третью — следующие 42 и т.д. В результате получается прямоугольная таблица шириной 42 буквы. Рассмотрим любые две буквы, расположенные в соседних строках и в одном столбце, т.е. на одной вертикали. В исходном тексте между ними расположены ровно 42 буквы. Поэтому любое появление с шагом 42 или — 42 представляется на нашей таблице в виде вертикального столбика подряд идущих букв. При положительном шаге слово прочитывается сверху вниз, а при отрицательном — снизу вверх. Число 42 называется размер таблицы. На приведенных таблицах размер указан справа вверху. Справа указано в обычной для Торы буквенной форме место строк таблицы в исходном тексте, справа налево: книга, глава, стих.
Производные таблицы. В таблице с половинным размером, т.е. 42:2 = 21, буквы нашего появления расположены по вертикали через одну букву. В правой таблице появление с шагом 42 идет по вертикали, поскольку 42 делится нацело на 2. При делении 42, например, на 4 получается дробное число 10.5. Между тем размер таблицы — целое число, поэтому дробный остаток округляется. Таким образом, левая таблица, получающаяся делением 42 на 4, имеет размер 10. Наше слово расположено на ней по диагонали.
Как правило, таблица имеет осевое слово, по шагу появления которого выбран ее размер. Осью всех этих таблиц является слово בהר"ד.
Встречи слов. Представление текста в виде двумерных таблиц не только делает появления легко видимыми, но и позволяет видеть несколько появлений одновременно. Такая группа появлений называется встреча и является одним из центральных объектов исследования. Два появления образуют парную встречу, если же число появлений больше двух, встреча называется множественной.
Оценка результата. Этот шаг наиболее важен и базируется на следующих формах кодировки:
Существование длинных осмысленных выражений — наиболее яркое явление коди-
ровки. Длина получающихся таким образом предложений может достигать нескольких десятков букв.
Наличие продолжения.Появление имеет перед собой или после себя тематически связанное продолжение.
Связь появления с текстом. Во многих случаях появление расположено на двумерных таблицах вблизи тех мест текста, которые лексически или тематически связаны с ключевым словом.
Принцип минимума.Появления слова могут быть упорядочены по величине шага: чем короче шаг появления, тем лучше место, которое ему приписывается (например, из трех появлений с шагами 5000, — 2000 и — 100 лучшее место принадлежит третьему как имеющему самый короткий шаг — 100). На заре разработки математической теории Кодов Торы было замечено, что чем короче шаг появления, тем важнее его роль в кодировке. Это означает, что такие появления выказывают большую тенденцию к наличию продолжений, тесным встречам с появлениями других слов и с релевантными стихами текста. Когда мы называем появление минимальным, это означает, что его шаг — самый короткий.
Явление лучших встреч. Исходными данными для исследования связи слов являются их появления. Чем теснее, компактнее встреча появлений, тем теснее связь между словами. Наиболее тесные встречи называются лучшими. По своей роли лучшие встречи являются обобщением принципа минимума.
Количество парных встреч двух слов может быть огромно. Существующая математическая методика позволяет компьютеру выделить из множества встреч несколько лучших. Отметим два явления. Во-первых, лучшая парная встреча притягивает другие лучшие парные встречи. Во-вторых, лучшая множественная встреча слагается из лучших парных встреч.
Проверка значимости связи слов. Для оценки встреч слов и выражений используется метод лексического подобия, который отвечает на вопрос «А что, если попробовать другие слова?».
Исследование структуры кодировки выявило ряд ее организующих принципов, поддающихся формальному анализу:
— наличие в таблице оси, собирающей вокруг себя остальные слова;
— повторы слов и их вариаций в одной и той же таблице;
— наличие соответствия таблиц, позволяющего, исходя из данной таблицы, строить новые таблицы, пользуясь методами рекомбинации, других лучших встреч и др.
Область нашего исследования — положения Устной Торы, скрытые в Письменной Торе. Основную роль здесь играет тот факт, что многие детали, сообщаемые Устной Торой и дополняющие события, описанные в Торе Письменной, закодированы в форме лучших встреч в связи с теми стихами текста, к которым они относятся. Информация, относящаяся к Устной Торе, взята из Талмуда, Мидрашей, классических комментариев Раши, Рамбана, Рабейну Бехаей, Бааль а-Турима, Рашбама и др.
Из книги А. Ротенберга «И все это истина».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.