Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ошибка при изучении Торы приравнивается к умышленному преступлению, так как духовные аспекты жизни не допускают искажений. Следует учиться для достижения истинной веры, основанной на Тринадцати Принципах.

Строгость законов, касающихся веры и знаний

Несомненно, что в «осмысляемой» системе — Торе, которую называют «Древом жизни», выбор происходит между правдой и ложью. Потому, в ней так строго отношение к ошибке. Как сказано в трактате Авот (4:13): «Раби Иегуда говорит: будь внимателен в учебе [Торы], поскольку ошибка в учебе засчитывается как умышленное преступление». И аналогично этому, мы находим в трактате Бава меция 33б. Гемара там задает вопрос: как понимать сказанное пророком (Йешаяу 58:1): «Скажи народу Моему об их умышленных преступлениях и дому Якова об их ошибках»? И отвечает на это следующим образом: «Скажи народу Моему об их умышленных преступлениях» — имеются в виду мудрецы Торы, даже ошибки которых засчитываются им как умышленные преступления, «дому Якова об их ошибках» — речь идет о невеждах, даже умышленные преступления которых засчитываются им как ошибки».

Почему возможно, что даже умышленное преступление считается ошибкой и, наоборот, ошибка будет засчитана как намеренно совершенное? Дело в том, что суть любой ошибки — тот или иной вид недостатка. Недостаток же присущ лишь материальным состояниям. В отличие от них, духовное по определению абсолютно и лишено каких-либо недостатков. Но данность нашего мира такова, что духовное в нем не может существовать в отрыве от материального. А значит, материя влияет на духовное, создавая разного рода помехи — такие как искаженное понимание или забывание того, что уже было известно и осознано. Поэтому, когда речь идет о преступлениях, совершенных под влиянием грубой материальности тела, с точки зрения Небесного суда, есть возможность найти оправдания преступнику и снизить степень его вины. С другой стороны, даже ошибки, совершенные в духовной сфере, судятся очень строго, поскольку в духовном нет того, что искажает истинное положение дел, а значит, ошибка не может быть оправдана и засчитывается как умышленное преступление. И так об этом говорит Маараль[1] (Гвурот а-Шем 20): «поскольку речь идет о Б-жественном состоянии, оторванном от материального, в нем нет места ошибке, поэтому ошибка в учебе Торы считается умышленным преступлением, так как учеба Торы относится к состоянию разума человека, в котором невозможна ошибка[2]. Ведь ошибка относится к материальному, которое обманывается и ошибается, но не имеет никакого отношения к Б-жественному, в котором по определению нет места для ошибок».

Аналогично этому, в вопросах, касающихся веры и осознания, где выбор пролегает между истиной и ложью, мера ответственности за неверное решение очень высока. В полном соответствии с невероятно высокими и духовно чистыми состояниями, о которых идет речь.

Глубина веры пропорциональна усилиям, затраченным на ее приобретение

Выше, мы привели сказанное Рамбамом (Предисловие к трактату Авот, глава 2): «В том, что касается разума, как одного из проявлений души —существуют разные мнения. Однако я утверждаю: к нему применимы понятия “нарушение”, если его используют для постижения веры, основанной на осознании лжи, и понятие “заповедь” если разум направляется на постижение веры, основанной на осознании истины». Отсюда следует, что человек обязан приложить все усилия, чтобы прийти к «постижению веры, основанной на осознании истины» — т.е. основанной на Тринадцати Принципах. Так, чтобы истина стала той реальностью, в которой он живет. Безусловно, что для этого требуется серьезная и глубокая учеба, требующая немалого времени. И чем больше усилий будет приложено в этом направлении, тем больше награда. С другой стороны, запрещено подвергать себя опасности изучения и постижения ложных взглядов. Ведь это приводит к возникновению сомнений в вере и, как следствие, наказанию.

Совершенно очевидно, что поскольку вера — это «определенное понятие, запечатленное в душе», нельзя сравнить духовный уровень того, кто верит абстрактно и того, для которого вера является данностью жизни. Того, чья вера построена на начальном представлении, полученном в детстве и того, кто приложил все усилия, чтобы приобрести и построить ее на глубоком и прочном фундаменте Торы. Для такого человека вера приобрела статус «осознания», когда постигнутое разумом вошло в сердце и стало обязательным к исполнению в повседневной жизни. В его душе вера, базирующаяся на Тринадцати основах, стала единственной реальностью, в которой он живет и верность которой хранит во всех своих мыслях, словах и поступках. Его восприятие жизни определяется формулой (Псалмы 16:8): «Представляю Всевышнего перед собой всегда» в полной глубине смысла, к которому она обязывает.

Вывод, следующий из всего вышесказанного очевиден: чтобы действительно выполнить эту заповедь, то есть, достичь такого уровня осознания истины, когда она станет единственной реальностью нашей души, необходимо приложить все силы и умножить старание, насколько это возможно.


[1] Раби Йеуда Лива (Маараль) (1512—1609) — раввин Праги, великий мудрец Торы, автор множества знаменитых книг: Гур Арье [объяснения комментария Раши на Тору], Хидушей агадот [комментарий на агадот в талмуде] и многих других. Ему так же приписывают создание голема — человека, сделанного на основании кабалистических знаний, с помощью которого Маараль защитил еврейскую общину Праги от кровавого навета.

[2] Безусловно, человек может допустить ошибку в логических рассуждениях, но это будет ошибка именно человека, а не разума. Поскольку ошибка по своей сути является отражением того или иного недостатка, связанного с материей. В то время как духовное состояние, называемое «разум» абсолютно и лишено недостатков. Это, весьма отдаленно, напоминает взаимоотношения между компьютером и программистом. Компьютер, даже очень совершенный, выдаст неправильный результат если программист ошибется при вводе данных. Но это не называется ошибкой компьютера, а ошибкой программиста.

 


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего