Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вере обязательно должны предшествовать события, знания и их анализ

Рамбам в своей Книге заповедей приводит обязанность верить в существование Всевышнего, как одну из шестьсот тринадцати заповедей Торы[1], что само по себе вызывает ряд вопросов. В здесь мы обсудим главную претензию против Рамбама, выдвигаемую рабби Хасдаем[2] и доводы его оппонента, так что в ходе разъяснения аргументации обеих сторон, для нас станет понятным определение обязанности верить[3].

Подробное разъяснение мнения рабби Хасдая приведено в книге Абарбанеля Рош амана, (глава 4): «Термин “заповедь” может быть применим лишь в отношении того, что лежит в плоскости воли и выбора. По мнению же рабби Хасдая, вера или осознание не могут подчиняться желанию человека или быть выбраны им. Ведь вера по сути является проекцией того внешнего по отношению к душе, что воспринимает разум, на душу[4]. А значит, верующий ощущает однозначную потребность верить в то, во что он верит[5]. При этом нет разницы, была ли вера следствием логических доказательств, чуда или знака, ниспосланного Свыше. Отсюда следует невозможность что-либо заповедовать или постановить в области веры. Поэтому ошибается тот, кто считает, что вера в существование Всевышнего и Его единство являются повелительными заповедями».

Постараемся объяснить вышесказанное. Как будет объяснено в дальнейшем, вера — это «определенное понятие, запечатленное в душе»[6]. Идея же осознания — соединение человека с тем, что он постиг интеллектуально и аналитически[7]. Поэтому, исходя из этих определений, вера и осознание являются духовными изменениями, приходящими сами по себе и отпечатывающимися в душе, как следствие интеллектуального постижения истины. Так что эти постижения, запечатлевшись в душе, естественным образом становятся осознанной верой. Поэтому невозможно заповедовать верить. В этом, вкратце, суть аргументации рабби Хасдая.

Абарбанель, оспаривая это, приходит к следующему выводу: действительно невозможно приказать верить, но нам заповедано создать все предпосылки, приводящие к появлению веры.

Заповедь относится к подготовке, необходимой для приобретения веры

Постараемся проследить за ходом рассуждений Абарбанеля (там же, глава 11) и прокомментировать их: «Мы видим, что в материальном мире то или иное физическое явление, которое само по себе абсолютно естественно, тем не менее не наступает, пока не будут созданы все предпосылки, вызывающее его. Так, например, для того чтобы вода превратилась в пар, требуется нагрев, продолжающийся до тех пор, пока она не испарится. Подобно этому и в том, что касается веры: ей обязательно должны предшествовать события, знания и их анализ. Будь то выходящие за рамки естественного — чудеса и знаки Свыше, пробуждающие веру в душе, будь то логические заключения, переворачивающие мышление человека и приводящие к вере».

Другими словами, предпосылки, приводящие к вере следующие: а) чудеса — как те, которые происходят непосредственно с нами, так и те, о которых мы знаем по традиции, полученной от отцов, и те, о которых говорит Письменная Тора б) знаки Свыше, причем первый и главный среди них — дарование Торы на горе Синай в) выведение основ веры непосредственно из письменной Торы путем ее углубленного изучения и анализа [на этом строится подход Рамбама, сформулированный им в комментарии на десятую главу трактата Санедрин — основы веры вытекают из самой Торы. Поэтому каждый из тринадцати принципов он обосновывает стихом из Торы[8]]. Все эти предпосылки будут объяснены в дальнейшем, в разделе «Построение веры»[9].

Продолжим цитату из Абарбанеля (там же): «Таким образом: знания, учеба, внимательное и аналитическое отношение к происходящему вокруг, в части касающегося веры, являются предпосылками, приводящими к ней. При этом не может быть сомнения в том, что стремление создать эти предпосылки является следствием желания и выбора человека. Кроме того, сам этот процесс не является моментальным, а занимает определенный промежуток времени. Однако, по прошествии его, когда будут закончены все необходимые приготовления, сформируется вера, пронизывающая сердце человека и тогда начнет он верить… и эта вера возникнет внезапно вне зависимости от желания и выбора. Следовательно, в том, что касается веры, есть две части — часть, зависящая от желания и выбора человека и занимающая определенный временной интервал для создания предпосылок веры. И часть, не лежащая в плоскости выбора и не находящаяся под влиянием времени, а именно — вера как таковая, возникающая в душе как следствие предшествовавших ей постижений. И именно в отношении первой части действует заповедь о вере, и существуют критерии награды за ее исполнение и наказания за отказ от нее, что не верно относительно второй части, т.е. веры как таковой».

Аналогично этому говорит и сам Рамбам (Предисловие к трактату Авот, глава 2): «В том, что касается разума, как одного из проявлений души — в отношении него существуют разные мнения. Однако я утверждаю: к нему применимы понятия “нарушение заповеди”, если его используют для постижения веры, основанной на осознании лжи, и “заповедь”, если разум направляется на постижение веры, основанной на осознании истины».


[1] Книга заповедей, заповеди 1—2.

[2] Рабби Хасдай Крескас [1340 — 1430] — один из видных представителей мудрецов Испании. Учился у рабейну Нисима [Ран], учитель рабби Йосефа Альбо, автора Сефер а-икарим. Автор книги Ор а-Шем [Свет Всевышнего] в которой полемизирует с Рамбамом.

[3] В третьей главе будут рассмотрены другие претензии в отношении подхода Рамбама.

[4] Другими словами, бывает, что то или иное внешнее обстоятельство: логическое рассуждение, чудо или знак Свыше, воспринимаемое разумом человека, настолько сильно затрагивает его душу, что он больше не в состоянии не верить.

[5] Согласно определению рабби Хасдая, вера является для человека субъективной истиной, настолько очевидной, что в отношении нее не может быть какого-либо сомнения и не действуют критерии типа: «хочу — не хочу» или «могу — не могу», поскольку отвержение того во что веришь равносильно отвержению собственного «я».

[6] Такое определение веры дают многие наши мудрецы: Рамбам в Морэ Невухим, рабби Хасдай, Сефер а-икарим.

[7] Знание само по себе не обязывает человека поступать в соответствие с тем что он знает. Например, заядлый курильщик хорошо знает — из книг и из собственного опыта, что курить крайне вредно. Но, тем не менее это никак не влияет на него — он продолжает курить. Такое положение дел означает что знание в человеке живет «в отрыве» от него самого. Идея осознания [в святом языке это понятие называется דעתдаат] — соединение человека с тем что он постиг интеллектуально или аналитически, так что бы накопленные знания становились обязательными к исполнению. В дальнейшем понятие даат будет объяснено более подробно.

[8] Смотри также трактат Санедрин глава 10, мишна 1, комментарии Раши, Меири и Яд рама на нее.

[9] Также будет объяснено, что философские умозаключения не могут выступать в качестве того фундамента, на котором строится вера — такого мнения придерживаются все наши мудрецы. Более того, большинство из них запрещают даже частичное использование философского подхода для обоснования веры.

 


Хасиды

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...

В гостях у Ребе

Эзра Ховкин,
из цикла «Мудрец и извозчик»

Куры у плетня, мазанный известью домишко с соломенной крышей... Почему же душу охватывает трепет, когда приближаешься к этому дому? Потому что там живет Ребе – праведник, мудрец, духовный наставник своих хасидов.

Контроль за мыслями, хасидизм и психология

Рав Даниэль Левин

Не только добро, но и зло, как и все сотворенное, имеет своим источником Вс-вышнего