Темы: Слихот, Тора и медицина, Элуль, Батшева Эскин
— Доктор, операция мне не нужна! Я это точно знаю. Просто попробуйте вставить сустав на место.
Доктор, который до сих пор смотрел сначала в экран компьютера, а потом — на поврежденный палец пациента, наконец поднял голову. Человек, сидящий перед ним, выглядел абсолютно нормальным, и ничто в его внешнем виде не указывало на шизофрению. Шорты, футболка, шлепанцы, собранные в аккуратный «хвост» на затылке волосы, немного нахальные смышлёные глаза — типичный тель-авивский житель.
— Хорошо, я попробую, — сказал доктор, просматривая историю болезни на экране во второй раз и недоверчиво покачивая головой. — Вам уже пытались вставлять фалангу трижды. Речь идет о повреждении сухожилия, а чтобы точно понять, в каком месте оно разорвалось, нужно вскрыть кисть. Впрочем, ладно, давайте, хотя шансов…
Странный посетитель с «хвостиком» на голове, улыбаясь, вытянул вперед правую руку с безжизненно висящим указательным пальцем. Поворот, щелчок, поворот, щелчок — сустав встал на место, и палец тут же ритмично задвигался, подчиняясь своему хозяину.
— Слушайте, но тут же написано…, — в замешательстве протянул доктор.
— Написано! У вас кипа на голове, а вы говорите — написано! Вы разве не знаете, что пишется всё Там? — пациент поднял свежеполученный обратно палец вверх и улыбнулся.
— Но как?!
— Я бы рассказал вам, но вас же больные ждут, так что я пойду, пожалуй. Спасибо большое!
Тут в дверь зашла медсестра:
— Доктор, в приёмной больше никого нет. Тогда я спускаюсь на второй этаж, хорошо?
Доктор кивнул ей и посмотрел на пациента:
— Видите? «Там» было решено, что я должен узнать вашу историю.
— Тогда слушайте, как всё было. Вам понравится.
* * *
Я живу около синагоги. Как только начинается месяц Элуль, я теряю сон. Не думайте, что я ворочаюсь с боку на бок, размышляя о своих грехах. Я порядочный человек, о чём мне переживать? Просто в синагоге начинают читать молитвы «Слихот» знаете, во сколько? В половине пятого утра! И я слышу сначала, как люди один за другим подходят к синагоге, как они переговариваются, как многократно открывается и закрывается дверь, а потом начинаются длительные песнопения. Конечно, после всего этого я уже не могу заснуть и прихожу на работу разбитый!
Несколько лет я только скрипел зубами и молчал. В этом году я решил прекратить это дело. Поставил будильник на три часа ночи. Пришел в синагогу. Открыл электрический щиток. Перерезал кабель. Убрал концы кабеля назад, чтобы их не было видно. И вернулся домой с чувством глубокого удовлетворения, как говорится.
Понятно, что я не смог сразу уснуть и в ту ночь. Я слышал, как в синагогу собирались люди, как пытались включить свет, как искали фонарик, чтобы посветить внутрь электрического щитка, как переговаривались, а потом — как они все дружно перешли в другую синагогу, которая, к счастью, находится минутах в десяти ходьбы от моего дома. Фух, две ночи я спал спокойно до самого утра! А потом они вызвали электрика, который, конечно, очень быстро обнаружил и устранил проблему.
Снова пришлось мне ставить будильник на три часа ночи — и снова всё повторилось. В общем, я три раза перерезал кабель, и на следующий день после третьего раза, на работе, произошло вот что. Я сказал, что я работаю в крупной фирме, которая занимается хайтеком? Нет? В общем, да, работаю в хайтеке. Какой-то «умник» накануне вечером положил ключ от нашего с ним кабинета в ящик тумбочки в серверной, и чтобы этот ящик открыть, нужно было куда-то сдвинуть два сервера, которые на этой тумбочке стоят.
Я стал потихоньку двигать эти два тяжеленных сервера, и вдруг… Они оба полетели на пол, а мой палец — вот этот самый — оказался между ними! Это была такая боль! Я орал так, что сбежался весь отдел! Двое из наших ребят освободили мой палец от серверов — и стало еще больнее. Принесли мне лёд, воду. Палец болит ужасно и совершенно меня не слушается, последние две фаланги просто болтаются, как будто пришиты ниткой.
Ладно, еду в травмопункт. Делают мне рентген, говорят: «Перелома нет, просто сустав нужно вправить». Дают адрес самолучшего специалиста по вправлению суставов и обезболивающее. Приезжаю к специалисту. Он посмотрел палец, потрогал и предупредил: «Сначала будет немного больно, потом очень больно, а потом всё закончится. Потерпи».
Я старался терпеть. Но боль была просто невыносимой, когда он выкручивал мне палец. А уж в момент щелчка мне показалось, что я сейчас потеряю сознание!
— Ну, всё, — говорит специалист.
— Как — всё? Палец-то болтается, как и раньше!
— Да? Странно… Вы же слышали щелчок?
— Это вы его слышали! А я его ощущал самым что ни на есть физическим образом!
— Попробуем ещё разок, — сказал смущенный специалист.
Поворот, щелчок, поворот, щелчок. Больнее мне не было никогда в жизни! А что же палец? Висит, как мёртвый.
— Это очень, очень странно, — говорит специалист. Я тридцать лет вправляю суставы: лучезапястные, локтевые, плечевые, коленные… А уж межфаланговых суставов я за свою жизнь вправил столько, что не сосчитать. Первый раз со мной такое. Не понимаю, в чём дело. Давайте ещё раз, а?
— Если вы не понимаете, в чём дело, — завёлся я, — и собираетесь совершать тот же самый неудавшийся приём, то с какой стати вы надеетесь, что у вас что-то получится? Я больше такую адскую боль не могу терпеть. Тем более зазря.
— Ну, тогда я вам его загипсую, поставлю шину, погуляйте недельки две — он, скорее всего, сам встанет на место.
Вы догадываетесь, доктор, что мы с тем специалистом увидели, когда он через две недели снял гипс? Мой кривой полумёртвый палец, который и не думал выпрямляться или оживать. Хочется верить, что тот человек не получает удовольствия от того, что выкручивает людям руки-ноги, а они кричат. Но зачем он снова взялся вправлять сустав, если видел, что всё безнадежно?! В общем, он снова крутил мне палец, мы снова слышали щелчок — и снова не видели никакого результата.
— Никогда такого не было…. Даже не знаю… Может быть, у вас сухожилие порвалось? — говорит специалист. Запишитесь в больницу Тель а-Шомер, в клинику кисти руки, к доктору Л., он точно выяснит, в чём дело.
Домой в тот день я вернулся совсем без сил. Еле вырулил одной рукой. Кое-как припарковался у подъезда, мечтал, как сейчас повалюсь на диван под кондиционер, ан нет. От дверей синагоги в мою сторону, уверенно так, направляются двое. Ну, из тех, которые меня будят ни свет ни заря своими песнопениями. «Всё, — думаю, — я попался. Кто-то меня видел». Сердце стучит, стою, улыбаюсь, жду, что скажут. А они вежливые такие оказались:
— Извините, — говорят, — мы слышали, вы в хайтеке работаете. Вы не можете нам помочь? У нас в синагоге вандалы уже который раз электрические провода режут, так мы хотим камеры установить. Вы не знаете, как это вообще делается? Какие фирмы этим занимаются, сколько стоит и так далее?
Тут я отключился, наверное, потому что некоторое время ничего не слышал, кроме шума в ушах, а потом:
— Так что вы скажете? Вы знаете фирму по камерам?
— Я… узнаю… Поспрашивать надо… Вы когда здесь снова будете?
— На Минху придём. Во столько-то, — говорят.
К Минхе надел я на голову кипу и пришел в синагогу.
— Ну что, — спрашивает у меня один из тех, с кем я утром говорил, — узнали?
— Вам не нужны камеры, — отвечаю.
— Как — не нужны? Вандалы же, я говорил вам…
— Я знаю, кто провода резал.
— Серьезно? Вот это да! Кто же?
— Я и резал, сам, вот этими руками… Простите меня. Я только сегодня понял, что… в общем, что нельзя такие вещи делать.
Он просто дар речи потерял. Смотрит на меня и молчит. И я молчу. Он первым очнулся и зачастил:
— Вы? Зачем? В чём смысл? Для чего?
— Ну… Глупо звучит, конечно. Спать хотелось по утрам, а вы молились тут, мешали, я и решил таким образом добыть себе немного спокойствия… Но — вот что! Я согрешил перед Б-гом и уже получил наказание: видите — палец? Не двигается совсем! И доктора не помогают! Я понял… Я хочу что-то полезное сделать — для вас, для синагоги. Чего у вас не хватает?
— Вообще-то, электрик нам порекомендовал заменить все лампы и проводку… Мы начали уже собирать на это средства, вы можете поучаствовать, если хотите.
— Нет, я не хочу участвовать. Я хочу оплатить всё!
* * *
И вот, доктор, я оплатил 33 тысячи шекелей — и приехал к вам. А мне тут говорят — операция, операция… Зачем операция, если я уже и наказание получил, и искупил всё. Правда? Поэтому вам и удалось вправить фалангу!
— Правда-то оно правда, но… Вы же сами только что убедились, что Б-г есть, и что Ему есть дело до вас. Неужели вы думаете, что Он этим самым пальцем хотел только указать вам на то, чтобы вы оплатили новые лампы?
— Разве нет?
— Мне кажется, вам стоит пойти в эту самую синагогу и немного больше узнать, Кто такой Б-г и чего Он от вас хочет. А то, если честно, мне хотелось бы снова встретиться с вами… не в этом кабинете!
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Где находится Ган-Эден? И сколько их?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тем, кто учит Тору
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Разъяснение слов Рамбана
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Существуют определенные места, которые были созданы для душ, покинувших тело.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Каждого карают по его преступлениям, пока он не взмолится – и его поднимают.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Око за око, зуб за зуб... Как подобному проявлению жестокости может быть место в Б-жественной книге? Где всепрощающее милосердие и охватывающее весь мир добро?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления