Темы: Раскаяние, Рош а-Шана, Йом-Кипур, Праздники, Еврейский календарь, Слихот, Давид, Шофар, Месяц Элуль, Скрижали Завета, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, раньше мы жили в Израиле, там очень ощущалась обстановка месяца Элуль. Сейчас по работе мы проживаем в России. Не чувствуется ничего особенного.
Расскажите, пожалуйста, в чем особенность месяца Элуль и как найти утраченное ощущение духовного подъема. Заранее благодарен, Даниэль
Уважаемый Даниэль,
Большое спасибо за искреннее письмо. По нему чувствуется, что Вы обладаете особенной душой, которая способна чувствовать духовную обстановку вокруг. Вы совершенно правы, действия и мысли человека влияют на мир вокруг него, поэтому гораздо легче расти духовно там, где окружающие ставят своей жизненной целью выполнение воли Творца и ищут, как осуществить это на практике.
Поэтому совершенно естественно, что в месяце Элуль, который имеет особые «характеристики», можно ощутить особую духовную обстановку. Но даже человек, живущий там, где нет большой еврейской общины, может научиться быть духовно самодостаточным и задавать себе лично и своей семье необходимый духовный тон.
Поэтому давайте обсудим некоторые аспекты месяца Элуль, что, надеемся, окажется полезным для Вас и поможет организовать духовную работу в этом месяце.
Элуль — время близости к Творцу
Наши мудрецы описывают атмосферу месяца Элуль словами царя Шломо из «Песни Песней» (6:3): «Я (принадлежу) возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне». На иврите начальные буквы слов этого стиха составляют слово «Элуль» (ани лэ-доди у-доди ли). А числовое значение конечных букв этого стиха — 40, это «намек» на 40 дней от начала месяца Элуль до Йом-Кипура. Это те 40 дней, на которые Моше Рабейну поднялся в последний раз к Всевышнему, чтобы вымолить прощение за грех создания золотого тельца. Всевышний принял молитву Моше, и в Йом-Кипур Моше спустился, получив вторые Скрижали Завета.
Отсюда пошел обычай более усердно молиться в эти дни, а в сефардских общинах с начала месяца Элуль начинают читать специальные дополнительные молитвы о прощении — Слихот. Кроме того, после утренней молитвы принято трубить в шофар, чтобы пробудить человека от повседневной рутины и напомнить ему, что Элуль — это время пересмотреть свои поступки и раскаяться.
Рав Йерухам Лейбович (Даат Хохма 2, с. 263) говорит, что в его время для оздоровления было принято ездить «на воды». Были известные курорты, куда люди приезжали, чтобы пить воду из целебных источников. Он рассказывает, что однажды в поезде по дороге на курорт слышал, как один отдыхающий говорил другому, что с нетерпением ждет, когда они, наконец, приедут. И что первым делом, еще до того, как устроится и распакует чемоданы, он побежит сразу пить из источника. Рав Йерухам говорит: подобно тому, как есть время для оздоровления тела, есть время, когда человек может духовно оздоровиться, — это месяц Элуль. И поведение еврея в это время должно быть подобно поведению этого отдыхающего — не терять ни минуты, пить из духовного источника Торы прежде всех прочих дел.
Элуль — время подготовки в Рош а-Шана
Другой аспект месяца Элуль, о котором говорят наши мудрецы: это время подготовки к Рош а-Шана.
Сфат Эмет (Элуль 5661/1991) отмечает: неспроста для описания месяца Элуль был выбран именно этот стих из «Песни Песней», начинающийся словами: «Я (принадлежу) возлюбленному моему…». Таким должно быть начало духовной работы: человек самостоятельно старается приблизиться к Всевышнему. И в результате этой работы в следующем месяце, Тишрей, он может удостоиться того, что Всевышний Сам «выйдет» ему навстречу. Что видно из следующей части стиха: «…а возлюбленный мой — мне».
В Талмуде (Брахот 30 б) сказано, что праведники перед каждой молитвой проводили особую духовную подготовку в течение часа. Понятно, что перед молитвами Рош а-Шана — решающими молитвами всего года — и исполнением других заповедей месяца Тишрей также требуется особая подготовка. Поэтому для нее было выделено особое время — месяц Элуль (раби Шмуэль из Сохачева, «Шем ми-Шмуэль», Ки Таво 5672/1912; раби Йехезкель Левинштейн, «Ор Йехезкель», с. 86).
Более того. Как невозможно вскочить на ходу в движущейся поезд, так человек, не проделавший необходимую работу над собой в месяце Элуль, не сможет достойным образом предстать перед Всевышним в Рош-а Шана (Саба ми-Кельм, с. 8, «Даат Хохма вэ-Мусар» 2, с.76).
Подготовка в Рош а-шана — избавиться от влияния внешних факторов
Известно, что с начала месяца Элуль до конца осенних праздников принято в конце молитвы читать дополнительную главу Тэилим — двадцать седьмую, которая содержит «намек» на этот период. В этом псалме царь Давид обращается к Всевышнему с не совсем обычной просьбой: его жизнь была полна трудностей и испытаний, но единственное, о чем он просит, это — о возможности сконцентрироваться на служении Творцу без каких-либо внешних помех: «Одного прошу я у Господа, того (лишь) ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем все дни жизни моей, созерцать милость Господню и посещать храм Его» — стих 4 (рав Шалом-Ноах Березовский из Слонима, «Нетивот Шалом»).
Интересно, что эта просьба перекликается со словами Рамбама (Законы раскаяния 9, 1-2): в награду за выполнение заповедей в этом мире Всевышний создает человеку такие условия, при которых события и трудности этого мира не влияют на него и не препятствуют ему служить Творцу со спокойным сердцем.
Более того, продолжает Рамбам, времена Машиаха, о наступлении которых мы ежедневно молимся, не будут кардинально отличаться от времен нашего мира. Отличие будет только в том, что Всевышний освободит евреев из-под власти других народов и они смогут спокойно посвятить себя изучению Торы и служению Творцу.
В нашем мире часто человек чувствует себя как белка в колесе, ему приходится куда-то все время спешить, что-то выполнять и при этом постоянно «быть на связи», отвечая на бесконечные звонки и сообщения. Конечно же, не забывая при этом обновлять свои посты в соц. сетях и комментировать посты других. Даже свои мысли он должен подстраивать под общую волну.
Именно поэтому тот, кто хочет успешно подготовить себя к Рош а-Шана, когда все мы предстаем перед Судом Всевышнего, должен попытаться создать себе обстановку, при которой внешние раздражители этого мира не воздействуют на него. В Рош а-Шана человеку предстоит представить Всевышнему свой «жизненный бизнес-план» — как он хочет прожить следующий год. На основании этого плана Всевышний примет решение, какие ресурсы выделить человеку для выполнения плана и, в принципе, нужен такой человек в будущем году или нет.
Получается, что в этот особенный месяц нужно постараться найти время, чтобы пересмотреть свои поступки, раскаяться и ощутить особую близость к Творцу. Это время переосмыслить свой жизненный курс, переоценить свои ценности. В этот период можно попробовать прожить так, как это необходимо, а не так, как получается. И, естественно, в это время раскаяние легче принимается Всевышним.
Ктива вэ-хатима това (да будете Вы записаны на счастливый год в Книге Жизни, и пусть запись эта будет скреплена печатью).
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Молитва накануне Йом Кипура • Еда накануне Йом Кипура • Окунуться в «микву» • Разделяющая трапеза
Рав Бенцион Зильбер
Самое лучшее – как обычаи сложились, так и продолжать их
Рав Арье (Лев) Кацин
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Мендель Агранович
Откуда эта арочная форма, известная сейчас?
Рав Ицхак Зильбер
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его