Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Влияние молитвы на исправление в высших мирах.

Глава 11. Повествование о жертвоприношениях

О значимости чтения повествования о жертвоприношениях я расскажу в соответствии с тем, как это разъясняется во многих главах книги Зоар и комментариях к ней, однако не хватит пергамента, чтобы все их записать. Но я приведу хотя бы самую малость святых изречений, чтобы пробудить сердца людей моего уровня к чтению повествования о жертвоприношениях, и сделаю это вкратце из любви к лаконичности. Так об этом рассказывает книга Зоар:

«Сказал рабби Круспедай: с каждым, кто читает в Домах Молитвы и Домах Учения повествование о жертвоприношениях, заключен союз, и ангелы, упоминающие о его грехах ему во зло, не могут сделать ему ничего, кроме добра» (Зоар, гл. Вайера, стр. 100).

Главы Торы, повествующие о жертвоприношениях, читают каждый день. Они приводятся в сидурах и разъясняются в святой книге Зоар. И так об этом говорится в Зоар Хадаш:

 «Сказал рабби Шимон бар Йохай: в час, когда человек встает рано утром и возлагает тфилин, его сопровождают ангелы в Дом Молитвы и провозглашают: “Ты — раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие!”[1] Молитвы начинают с чтения главы Берешит до слов “יוֹם אֶחָד” — “день один”, и это важное восхваление Творца. Затем читают повествование о жертвоприношениях, что приводит к искуплению. Потом произносят стих Торы: “Заповедуй Аарону и сыновьям его, говоря: это учение о всесожжении…”[2], чтобы искупить грешные мысли во время ночного сна» (Зоар Хадаш, стр. 34).

Про важность чтения о ежедневной жертве «Тамид» говорится в Тикуней Зоар:

«Нечестивцы выходят, и вместо них входят праведники, служащие Г-споду, произносящие каждый день: “Повели сынам Израиля и скажи им: жертву Мою… приносите Мне в свое время”[3]. Они преподносят своими устами жертвоприношения Всевышнему и Его Б-жественному присутствию» (Тикуней Зоар, гл. 18, стр. 34).

Это подчеркивает значимость чтения этих глав и позволяет обрести возвышенное намерение. И очень важно неторопливо и точно произносить слова, как они записаны в Торе.

После повествования о ежедневной жертве «Тамид» с возвышенным намерением читают: «И зарежет ее у жертвенника с севера перед Г-сподом…»[4] Так об этом пишет Бейт Йосеф: «И хорошо прочесть эти стихи Торы, как повествует Мидраш: “Сказал Всевышний, благословен Он, Я призываю в свидетели Небеса и землю: в час, когда эти слова произносит язычник или сын Израиля, раб или рабыня, Я вспоминаю о жертвоприношении Ицхака, сына Авраама”[5]»[6].

После этого читают о воскурении благовоний, как приводится в сидурах, начиная со слов: «Ты — Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, перед Которым наши отцы совершали воскурение благовоний во времена, когда существовал Храм Твой, как Ты заповедовал им через Моше, пророка Твоего, как написано в Торе Твоей». О значимости чтения повествования о воскурении благовоний говорится во многих главах святой книги Зоар. И я приведу только один источник, чтобы пробудить сердца людей к возвышенному намерению:

«Таков декрет Всевышнего, благословен Он: всякий, кто ежедневно читает повествование о воскурении благовоний, спасется от всего зла, колдовства и несчастий, происходящих в мире. Он избавляется от грешных мыслей, от сурового суда и мора, от всякого ущерба, и “Ситра ахра” лишается над ним власти. Однако необходимо иметь при этом возвышенное намерение. Сказал рабби Шимон: если бы люди знали, насколько чтение о воскурении благовоний значимо для Всевышнего, то взяли бы каждое слово и увенчали ими свои головы как золотой короной. Тот, кто внимательно и с возвышенным намерением читает о воскурении благовоний, обретает надел в этом и в Грядущем мирах, спасается от свойства Суда в этом мире, от всевозможного зла, наказания в Геиноме и власти другого царства» (Зоар, гл. Вайакэль, стр. 218).

Продолжает книга Зоар:

«Приди и посмотри: каждому, над кем довлеет свойство Суда, необходимо читать о воскурении благовоний и раскаяться перед своим Господином. Свойство Суда оставляет его, если он постоянно, два раза в день — утром и вечером — произносит эти строки, как сказано: “И воскурит на нем (на жертвеннике) Аарон благовония утром… И когда Аарон зажигает Менору вечером, воскурит его…”[7], и это сохраняет мир, как сказано: “…воскурение постоянное перед Г-сподом в роды ваши”[8]. Несомненно, это поддерживает мир внизу и наверху. В месте, где повествование о воскурении благовоний не читают каждый день, довлеет свойство Суда, происходят многочисленные несчастья и господствуют другие народы, как сказано: “…воскурение постоянное перед Г-сподом в роды ваши”[9] — это служение значимо для Г-спода больше, чем все другие, поэтому его следует осуществить до начала молитвы…» (Зоар, гл. Вайакэль, стр. 219).

Этого разъяснения достаточно для того чтобы каждый из нас читал повествования о воскурении благовоний утром и днем, размеренно и точно произнося слова, как они приводятся в Торе, с возвышенным намерением сердца. Говорит Аризаль: «Чтение о воскурении благовоний помогает прийти к раскаянию». Он также призывает внимательно перечислять одиннадцать видов благовоний, чтобы не допустить ошибки. О значимости чтения о воскурении благовоний для исправлений в высших мирах рассказывает книга Зоар:

«“Сделаем, прошу тебя, небольшую верхнюю комнату и поставим ему (пророку Элише) там постель и стол, и стул, и светильник; и будет: когда он придет к нам, то зайдет туда”[10]. Эти четыре предмета соответствуют нашему подношению Б-жественному присутствию в форме молитвы, включающему в себя все исправление в высших мирах. Вечерняя молитва — “постель”; утреннее чтение о жертвоприношениях — “стол”; чтение “Шма Исраэль” — “стул”; молитва “Шмоне Эсре”, “Кдуша”, повторение молитвы и “И придет избавитель в Цийон” — “светильник”. Счастлив человек, с желанием души ежедневно преподносящий все это своему Господину, и тогда Всевышний, несомненно, каждый день станет его гостем. Счастлив он в этом и в Грядущем мирах» (Зоар, гл. Трума, стр. 133).

И так сказано в книге Зоар:

«При наступлении утра человеку возвращают залог (его душу), и он должен благословить Всевышнего. Он встает после сна, облаченный в талит и украшенный тфилин, шествует в Дом Молитвы, очищает себя чтением о жертвоприношениях, принимает на себя царство Г-спода восхвалениями царя Давида, и молитва связывает его воедино с Творцом» (Зоар, гл. Бемидбар, стр. 120).

В своде законов Шульхан Арух[11] сказано, что надо быть внимательным при чтении о жертвоприношениях: «Лучше немного, но с душой, чем много, но без души»[12]. Святая книга Зоар указывает на подходящий порядок: вначале читают главу Берешит до слов «יוֹם אֶחָד» — «день один», затем — повествование об умывальнике, очищении жертвенника от пепла, ежедневной жертве «Тамид», воскурении благовоний, как приводится в сидурах. Говорит Абудерхем: «“בֹּרִית” и “כַּרְשִׁינָה” — это два разных вида благовоний, и оба вместе составляют объем девять “кавов”[13]. А сказанное: “Но если не хватает одной из составляющих, ему положена смерть” касается первосвященника, воскуряющего благовония в Святая Святых, поскольку он ступил туда с пустыми руками, несмотря на то, что сказано: “И положит воскурение на огонь перед Г-сподом, и покроет облако воскурения… и он не умрет”[14]. Но если в смеси благовоний будет не хватать хотя бы одной составляющей, то воскурение не соответствует закону, за что его может постичь смерть».

После чтения о воскурении благовоний с пробуждением сердца и глубочайшим намерением по три раза произносят стихи Теилим: «Г-сподь, Б-г Воинств, с нами; сила наша — Б-г Яакова»[15], «Г-сподь, Б-г Воинств, счастлив человек, уповающий на Тебя»[16], «Г-сподь, спаси, Царь, ответь нам в день, когда мы взываем к Тебе»[17]. О важности произнесения этих стихов Писания говорят Абудерхем и Бейт Йосеф[18]. И так сказано в Иерусалимском Талмуде: «Пусть эти стихи Писания всегда будут на твоих устах»[19], из чего мы видим их значимость, и это должно пробудить в нас возвышенное намерение. После этого следует сказать: «И будет приятен Г-споду дар Иудеи и Иерусалима, как в дни древние и годы прежние»[20], о чем говорил Аризаль. И затем: «Абайе описывал порядок служения в Храме…» и молитву рабби Ханании бен Акана: «אָנָּא בְּכֹח» — «Мы просим: великой силой десницы Своей освободи узников…» Говорит Аризаль: «Надо быть внимательным в том, чтобы произносить эту молитву с возвышенным намерением, разделяя между словами, чтобы они не слились вместе». Она способствует исправлению в высших мирах, и самое главное в ней — возвышенное намерение, для чего необходимо глубоко понимать смысл каждого ее слова. И тот, кто изучит Зоар Хадаш[21], постигнет ее важность.

Затем произносят «בָּרוּךְ שֵׁם כְּבוֹד מַלְכוּתוֹ לְעוֹלָם וָעֶד» — «Благословенно имя славы царства Его во веки веков», и такой порядок молитвы приводится в Тикуней Зоар[22]. После этого говорят: «Господин миров, Ты повелел нам совершать ежедневное жертвоприношение в установленный срок и воскурять благовония в должный час, чтобы коэны служили, левиты возносили на возвышении песни и евреи присутствовали в Храме. Но теперь из-за наших грехов Б-жественная обитель разрушена, мы лишены возможности приносить жертвы и воскурять благовония. Не совершают служение коэны, не возносят на возвышении песни левиты и не собираются в Храме евреи. Да будут угодны Тебе, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, слова наших уст, да будет воля Твоя принять их…»

Дальше читают главу Мишны из трактата Зевахим «אֵיזֶהוּ מְקוֹמָן» — «Где место жертвоприношений…»[23], значимость которой раскрывается в Учении Аризаля. Это способствует гармонии в высших мирах, поэтому ее следует читать неторопливо и с пониманием смысла. Во всех благословениях, при изучении Торы и чтении этой главы Мишны необходимо иметь возвышенное намерение доставить радость Создателю и Творцу, и, даже если мы не способны обрести намерение согласно Учению Аризаля, это все равно приведет к исправлению в высших мирах, поскольку Милосердному желанна близость наших сердец. Стремление доставить радость нашему Создателю и Творцу первостепенно в служении, и это особенно касается молитвы и изучения Торы.

После Барайты рабби Ишмаэля «Тринадцать принципов толкования Торы» говорят «Кадиш Дерабанан», и это тоже установил Аризаль. В книге Зоар приводится завершение молитвы «Кадиш»: «Созидающий мир в высотах Своих, Он в милосердии Своем пошлет мир нам и всему Израилю, и скажем: Амен»[24].

Если человек не произнес «קַדֶּשׁ לִי כָל בְּכוֹר» — «Свят для Меня каждый первенец…»[25] и «וְהָיָה כִּי יְבִיאֲךָ» — «И будет, когда введет Г-сподь, Б-г Твой…»[26] сразу же после возложения тфилин, и еще остается время, чтобы не опоздать на молитву в миньяне, то пусть прочтет эти два отрывка Торы перед «Стихами Восхваления», чтобы все они, записанные на пергаменте тфилин, были изречены его устами согласно их порядку в Торе. Сначала — эти два, и затем во время чтения «Шма» «שְׁמַע יִשְׂרָאֵל» — «Шма Исраэль»[27] и «וְהָיָה אִם שָׁמֹעַ» — «И вот, если будете внимать заповедям Моим…»[28]

До сих пор наши рассуждения о порядке молитвы в мире Деяния.

Глава 12. Влияние молитвы на исправление в высших мирах

Автор чарующих песен, царь Израиля, пророческим духом постиг сокровенный смысл молитвы, и, увидев, что люди пренебрегают ею, говорил своим святым языком, а «Язык мудрецов — излечение»[29]: взгляните на благо, которое вы утратили: «Кругом нечестивые расхаживают, их возвышение — унижение для сыновей человека»[30]. И так сказали об этом мудрецы Талмуда: «Речь идет о самом возвышенном, чем пренебрегают люди»[31]. Все это я видел и принял сердцем, прежде чем говорить о молитве и надлежащих в ней намерениях, приводить повествования святой книги Зоар и толкований к ней. Если я бы я писал об этом так, как рассказывается в святой книге Зоар, то это составило бы 120 глав, поэтому из любви моей души к лаконичности изложения я приведу лишь несколько самых ярких источников о значимости молитвы и ее влиянии на высшие миры, чтобы пробудить в сердцах людей моего уровня стремление к возвышенному намерению. Было бы правильно раскрыть это в первых разделах книги перед началом разъяснения молитвы, однако нельзя разделять между главами, поскольку к святости следует приближаться согласно порядку служения, начиная с утренней зари. Все это соединится вместе до завершения молитвы в мире Деяния.

О важности молитвы и ее влиянии на высшие миры говорится в Талмуде: «Сказал рабби Элазар: молитва более значима, чем добрые дела, ибо нет человека, известного своими добрыми делами более, чем Моше рабейну, и все же Всевышний ответил ему именно в молитве. Сказал рабби Элазар: молитва более значима, чем жертвоприношения, как сказано: “Для чего Мне множество жертв ваших? — речение Г-спода. Я сыт всесожжением овнов и туком откормленного скота. И крови быков, овец и козлов Я не желаю”[32]»[33]. И так сказано в книге Зоар:

«Приди и посмотри: каждый человек должен служить Всевышнему утром и вечером. Утром, при зарождении зари осуществляется связь с милосердием Всевышнего посредством служения в молитве, приносящей силу и мощь Небесам. Из высших источников нисходят благословения во все миры, спускаясь до самых низов. Так высшие и нижние миры получают благословение от служения в молитве, возносимой в радости и ликовании» (Зоар, гл. Вайехи, стр. 229).

И еще сказано в книге Зоар:

«В это время (в изгнании), не приносятся жертвы, и к благословению в высших и нижних мирах приводит молитва. Об этом сказано: “…ибо чтящих Меня Я почитаю, а бесславящие Меня будут посрамлены”[34]» (Зоар, гл. Вайехи, стр. 250).

И так сказано в книге Зоар:

«“Товарищи прислушиваются к голосу твоему, дай Мне услышать его!”[35] Счастливы праведники, трепетно возносящие в Небеса свои молитвы. Их сопровождают ангелы во все небесные своды и обители до ворот высшего дворца, где они становятся украшением короны Царя. Приди и посмотри: все, кто молятся и освящают своего Господина с совершенным намерением в цельности с размышлением и стремлением души, освящают Его имя. Молитва достигает ангелов, заступников людей, они берут ее и возносят до четвертой обители Дворца. И пусть человек ничем не осквернит свою молитву, чтобы не лишить мир благословения и не потерять заступника (небесного ангела) на стороне святости» (Зоар, гл. Пекудей, стр. 250).

И так сказано в книге Зоар:

«Молитва человека, трепещущего перед своим Господином, приводит к исправлению миров. Она украшается песнями и восхвалениями ангелов наверху и народа Израиля внизу. Необходимо наполнить сердце возвышенным намерением, дабы молитва оказала влияние на высшие Небеса. Тогда Всевышний дарует человеку покой и мир внизу: “И сказал ему Г-сподь: мир тебе…”[36] Все дни его жизни ему ниспослан мир с Небес. И, покинув землю, его душа поднимается в небесные своды, и ничто не препятствует ей. Всевышний призывает ее: “Пусть придет с миром…”[37], а Б-жественное присутствие возглашает: “Пусть покоится на ложе своем ходивший в справедливости”[38]. Перед ним раскрываются тринадцать гор чистого бальзама (שמן אפרסמון), и никто не мешает ему» (Зоар, гл. Вайакэль, стр. 200).

И еще сказано в книге Зоар:

«Начал и изрек: “Ты — раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие!”[39] Речь идет о молитве, возносимой человеком Всевышнему, благословен Он, — важном и значимом служении его Господину. Исполнение воли Всевышнего выражается в действии, но его более утонченная форма — это молитва, основанная на высших тайнах. Люди не представляют, насколько она поднимается ввысь, возносится в небесные своды и раскрывает врата. Ангелы, принимающие молитву, находятся в четырех сторонах света.

На востоке пребывает ангел גזרדי»«א и вместе с ним другие ангелы и министры, ожидающие молитву, возносящуюся ввысь. Этот ангел принимает ее, и если она возвышенна, то он и все министры целуют ее и поднимаются вместе с ней до небесного свода, где назначены другие ангелы. Они целуют молитву и произносят: “Счастлив народ Израиля, умеющий преподнести своему Господину украшение святости. Счастлив человек, из чьих уст вышла эта молитва!” Тогда взлетают буквы Двенадцатибуквенного имени, правящего в высотах, и вместе с молитвой также поднимается ангел, в руках которого ключи Господина высот. Все вместе они возвышаются до первого небесного свода, и молитва передается другому ангелу и продолжает возноситься в бескрайние выси.

Молитва продолжает подниматься и достигает ангела, находящегося на западной стороне, где расположены девять ворот, возле которых стоят ангелы и министры, и над ними ангел זבוליא»«ל. С восходом зари молитва возносится через одни из этих ворот, и все министры и ангелы, над которыми стоит זבוליא»«ל, выходят из ворот, целуют ее, поднимаются вместе с ней и достигают второго небесного свода. Там раскрываются двенадцать ворот, и возле последних из них стоит ענא»«ל — ангел, назначенный над воинствами и станами. Когда молитва поднимается к нему, он провозглашает: “Отворите врата, и войдет народ праведный, хранящий верность!”[40] Все врата раскрываются, и через них проникает молитва. Тогда появляется ангел, назначенный над шестьюстами тысяч станов, и все они, наделенные глазами и ушами, выходят и целуют слова этой молитвы, о чем сказано: “Очи Г-спода — к праведникам, и уши Его — к их стенанию”[41].

Молитва поднимается к третьему небесному своду, называющемуся сводом Правления, откуда спускается скипетр и кланяется ей, она получает высшие украшения и возносится к четвертому небесному своду. Там ее умащают благовониями Ган Эдена, и она задерживается до тех пор, пока все станы не поднимутся вместе с ней к пятому небосводу, где находится גדריא»«ל — ангел воинств других народов. Когда туда поднимается молитва, он содрогается, все его станы утрачивают силу, выходят, кланяются ей, украшают ее и вместе поднимаются к шестому небесному своду.

Тогда выходят воинства и станы, принимают молитву и поднимаются вместе с ней к семидесяти вратам, где пребывает высший ангел ענפיא»«ל. Он наделяет молитву еще семьюдесятью украшениями, после чего к ней присоединяются все небесные воинства, сопровождавшие ее от одного свода к другому. Молитву, удостоившуюся всех этих украшений, они возносят к седьмому своду, и סנדלפו»«ן — высший министр, в чьих руках все ключи его Господина, пропускает ее в семь царских чертогов. Счастлив человек, возносящий трепетную молитву, украшающую корону Всевышнего, благословен Он.

До сих пор мы изучали сокровенные тайны, а теперь приведем шесть заповедей Торы, касающихся молитвы: трепетать перед Г-сподом, любить Его, благословлять Его, провозглашать Его единство, коэнам — благословлять народ и народу Израиля жертвовать собой ради Него. Эти шесть заповедей о молитве исполняются мышлением и речью. А вот те, что реализуются деянием: облачение в талит и возложение тфилин. Заповедь обретения трепета перед Г-сподом необходимо исполнить при чтении восхвалений царя Давида и повествований о жертвоприношениях. Произнося «יִשְׁתַּבַּח» — «да будет восхвален», «יוֹצֵר אוֹר» — «Создающий свет», «יוֹצֵר הַמְּאוֹרוֹת» — «Создающий светила», необходимо иметь намерение благословить Всевышнего. Любовь к Б-гу следует испытать при произнесении слов «אַהֲבַת עוֹלָם» — «Ты возлюбил нас любовью вечной», «וְאָהַבְתָּ אֵת יְיָ אֱלֹהֶיךָ» — «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всей сущностью твоей».

Единство Всевышнего мы провозглашаем, исполняя заповедь чтения «Шма Исраэль», с самого начала и до завершения, где упоминается Исход из Египта. Затем коэны благословляют народ Израиля. А намерение с полной готовностью пожертвовать ради Него своей душой следует иметь во время молитвы «Таханун», произнося: «К Тебе, Г-сподь, душу мою вознесу…» Эти шесть заповедей, касающиеся молитвы, соответствуют 613-ти заповедям Торы. Счастлив тот, и велика доля того, чье сердце стремится исполнить эти повеления каждый день, и от этого зависит очень многое. И тогда о нем провозглашают: «Ты — раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие!»[42]» (Зоар, гл. Вайакэль, стр. 200).

Мои братья и друзья, даже немногих приведенных здесь источников достаточно, чтобы постичь значимость молитвы, возносящейся в небесные своды и дворцы среди высших служителей и становящейся украшением короны Царя царей, Всевышнего, благословен Он и Его имя. Задумайтесь, с каким почтением относятся к молитве высшие ангелы, целуя ее и кланяясь ей! Благодаря трепетной молитве благословение спускается во все миры, как сказано в книге Зоар: «Благословение нисходит из высших глубин во все миры, и высшие и нижние творения получают его благодаря молитве»[43]. Это влияет на исполнение всех 613-ти заповедей, как в явном виде приводилось выше. И, несомненно, достаточно повествования святой книги Зоар для пробуждения наших сердец к возвышенному намерению, как сказано: «Молитва должна исходить из цельного мышления и желания духа, и нельзя допустить в ней изъян, дабы не лишить благословения все миры»[44]. И еще сказано: «Следует объединить уста и сердце и посвятить себя служению нашему Господину, ибо каждое слово поднимается в небесные выси»[45]. Сказано в Тикуней Зоар:

«Так говорят мудрецы Мишны: когда человек занят служением Всевышнему, ему на помощь приходят все творения в мироздании. Весь мир обрел существование только ради этого единства, и огненные и святые ангелы были созданы для его поддержки. Он возносит молитву, и ангелы расправляют крылья и раскрывают уста, чтобы их принять, как сказано: “…птица небесная донесет твою речь, и крылатая перескажет слово”[46]. Всевышний принимает эти слова и строит из них миры, как сказано: “Ибо как новые Небеса и новая земля, которые Я созидаю, стоят передо Мною, речение Г-спода, так сохранится ваше семя и ваше имя”[47]. И тайна этого: “Я вложил слова Мои в уста твои, и в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы устроить Небеса и основать землю, и сказать Цийону: ты народ Мой”[48]» (Тикуней Зоар, гл. 69, стр. 106).

И так сказано в Тикуней Зоар:

«Начал рабби Шимон и сказал: счастлив молящийся, устремленный в выси, его уста произносят имена, и его пальцы записывают тайны. Когда имена исходят из его уст, сколько ангелов расправляют свои крылья и сколько ангелов жизни в небесной колеснице готовятся их принять…» (Тикуней Зоар, гл. 21, стр. 45).

И так сказано в Тикуней Зоар:

«Приди и посмотри: когда человек облачается в талит, возлагает тфилин и произносит “Шма Исраэль”, то, исполняя заповедь цицит, он устанавливает Б-жественный Престол, возлагая тфилин — украшает его, а чтением “Шма Исраэль” приглашает Г-спода взойти на Престол. Соответственно этому Всевышний, благословен Он, определяет человеку место в Грядущем мире, украшает и воцаряет его над всеми ангелами и станами. И когда люди возносят Всевышнему песнь, восхваление и благодарность, поднимающиеся в высоты, ангелы Б-жественной колесницы и станы огненных ангелов и ангелов жизни расправляют свои крылья и принимают их с радостной песней. Такова награда за вознесенную молитву! И насколько глубоки любовь и трепет, с которыми человек принимает на себя соблюдение заповедей, настолько воинства и станы ангелов воцаряют его в установленных для него мирах и принимают его с любовью и трепетом к своему Господину.

Когда еврей изучает Тору, являющуюся светом, и исполняет заповедь, называемую свечой, столп славы излучает сияние перед Г-сподом днем и столп огня — ночью. Что говорится о человеке, когда он попадает в Грядущий мир? — «И Г-сподь идет перед ними днем в столпе облачном, чтобы направлять их в пути, а ночью — в столпе огненном, чтобы светить им, дабы шли они днем и ночью»[49]. О ком это сказано? — О душе, духе и всех телесных органах, получающих награду за исполненные ими заповеди. Того, кто объединяет Всевышнего, благословен Он, с Б-жественным присутствием в этом мире, Он объединяет с его супругой в Грядущем мире. Подносящего жертву Б-жественному присутствию Всевышний сближает с его супругой. Возводящему Храм Г-споду, согласно сказанному: «И сделают Мне Святилище, и Я буду обитать среди них»[50], Всевышний, благословен Он, делает дом для проживания в Грядущем мире — в Святая Святых. Строящего для Него сукку Всевышний укрывает и защищает от всех ангелов уничтожения, когда он покидает этот мир и следует в мир Грядущий.

Всякого, кто благословляет и освящает Всевышнего в молитве в этом мире, Г-сподь благословляет и освящает в мире Грядущем. И поскольку святость раскрывается не менее, чем среди десяти человек, Творец делает ему десять свадебных балдахинов в Ган Эдене. Ибо аспект обручения Всевышнего и Его Б-жественного присутствия содержит три элемента, как сказано: «Святой! Святой! Святой! Г-сподь воинств, полна вся земля славой Его»[51]. Семи свадебным благословениям соответствует чтение «Шма Исраэль» с двумя благословениями до и одним после — утром и двумя до и двумя после — вечером. А провозглашение единства Г-спода происходит при чтении «Шма Исраэль». Так же Всевышний благословляет его и его невесту, освящает их и соединяет вместе, и все это — по принципу «мера за меру». В конечном итоге за все, что человек делает согласно повелению Торы для Всевышнего и Его Б-жественного присутствия, Б-г воздает ему и его супруге в мире Грядущем. Счастлив стремящийся исполнить Б-жественную волю, велика его доля, и уста не могут описать его вечную награду в Грядущем мире. Еврей исполняет волю Г-спода лишь недолгое время в этом мире, а Всевышний, благословен Он, строит ему вечный дом в мире Грядущем» (Тикуней Зоар, гл. 70, стр. 132).

Мои братья и друзья, возлюбленные моей души, вы узнали из этих святых источников и убедились в том, насколько молитва влияет на все высшие миры. И для пользы многих, чтобы им не приходилось разыскивать в святой книге Зоар и комментариях к ней разъяснения о сути служения своему Создателю и Творцу, благословен Он, и о величии награды за заповедь и наказание за пренебрежение ею, я привел все эти повествования. И, несомненно, в ваших чистых сердцах должно пробудиться страстное желание трепетно служить Творцу в песне, восхвалениях, молитве, исполнять все предписывающие заповеди и соблюдать запреты, благодаря чему вы удостоитесь «…созерцать милость Г-спода, посещать обитель Его»[52].


[1] Йешаягу 49:3.

[2] Ваикра 6:2.

[3] Бемидбар 28:2.

[4] Ваикра 1:11.

[5] Мидраш Рабба, Ваикра, гл. 2.

[6] Бейт Йосеф, «Орах Хаим», гл. 1.

[7] Шмот 30:7-8.

[8] Шмот 30:8.

[9] Там же.

[10] Цари (II) 4:10.

[11] Шульхан Арух, «Орах Хаим», гл. 1.

[12] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 1:4.

[13] «Кав» — единица объема, в отношении которой есть несколько мнений наших мудрецов: 1,2 литра, 1,38 литра и 2,39 литра. — Примечание переводчика.

[14] Ваикра 16:13.

[15] Теилим 46:8.

[16] Теилим 84:13.

[17] Теилим 20:10.

[18] Тур, Бейт Йосеф, «Орах Хаим», гл. 50.

[19] Иерусалимский Талмуд, Брахот 37а.

[20] Малахи 3:4.

[21] Зоар Хадаш, стр. 84.

[22] Тикуней Зоар, гл. 4, стр. 19.

[23] Мишна, Зевахим, гл. 5.

[24] Зоар, гл. Трума, стр. 169.

[25] Шмот 13:2-10. Первый отрывок на пергаменте тфилин.

[26] Шмот 13:11-16. Второй отрывок на пергаменте тфилин.

[27] Дварим 6:4-9. Третий отрывок на пергаменте тфилин.

[28] Дварим 11:13-21. Четвертый отрывок на пергаменте тфилин.

[29] Эрувин 64б.

[30] Теилим 12:9.

[31] Брахот 6б.

[32] Йешаягу 1:11.

[33] Брахот 32б.

[34] Шмуэль (I) 2:30.

[35] Шир Аширим 8:13.

[36] Судьи 6:24.

[37] Йешаягу 57:2.

[38] Там же.

[39] Йешаягу 49:3.

[40] Йешаягу 26:2.

[41] Теилим 34:16.

[42] Йешаягу 49:3.

[43] Зоар, гл. Вайехи.

[44] Зоар, гл. Пекудей.

[45] Зоар, гл. Вайакэль.

[46] Коэлет 10:20.

[47] Йешаягу 66:22.

[48] Йешаягу 51:16.

[49] Шмот 13:21.

[50] Шмот 25:8.

[51] Йешаягу 6:3.

[52] Теилим 27:4.

 

 


Какой будет новая жизнь евреев на земле, в которую ведет их Всевышний? Что требует Он от тех, кто входит в Землю Израиля? Эти и многие другие темы раскрываются в нашей недельной главе. Читать дальше