Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Значимость общественной молитвы, Заповеди талит и тфилин, Облачение в талит и возложение тфилин, Вход в Дом Молитвы.

Глава 6. Разъяснение «Тикун хацот»

После понимания важности чтения «Тикун хацот» из повествования святой книги Зоар я хочу раскрыть людям моего уровня простое значение приведенных в нем молитв и стихов Священного Писания.

Читая главу Теилим «У рек Вавилона мы сидели и плакали, вспоминая Цийон»[1], следует стенать и оплакивать разрушение Храма и изгнание Б-жественного присутствия. Произнося «Как нам вознести Песнь Г-спода на чужой земле?»[2], хорошо иметь в виду Мидраш наших мудрецов: «После разрушения Храма левиты отрезали себе большие пальцы рук, чтобы они не могли играть на скрипках и арфах, поэтому и сказано: “Как нам петь?” и надлежит плакать об этом и безутешно стенать, в особенности изрекая: “Если забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука. Да прилипнет язык мой к нёбу моему, если не буду помнить о тебе, если не вознесу Иерусалим на вершину радости моей”[3]»[4].

Произнося «Песнь Асафа: Б-г, пришли народы во владение Твое, осквернили святой Храм Твой, превратили Иерусалим в руины»[5], следует горько плакать об осквернении Б-жественного имени, когда нечистый народ Невухаднецара вошел в самое святое и поступил там по своему зловолию. Читая стих Теилим «Отдали трупы рабов Твоих на съедение птице небесной, плоть благочестивых твоих — зверям земным»[6], будет правильно оплакивать гибель праведников того поколения, переносивших тяжкие страдания перед мучительной смертью. Следует представить их предсмертную агонию и боль Б-жественного присутствия во время уничтожения любимых сыновей, что не охватить сознанию человека. Произнося «Зачем говорить народам: где их Б-г? Пусть станет известно народам перед глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих»[7], мы горько плачем об осквернении великого имени среди народов.

Читая стихи книги Эйха «Вспомни, Г-сподь, что стало с нами, взгляни и узри поругание наше»[8], «Глав народа вешали за руки, старцев не почитали»[9], мы оплакиваем страдания мудрецов Сангедрина — великих праведников поколения разрушения Храма, о чем повествуется в Талмуде и Мидраше. Произнося «Юноши жернова носили, а отроки под грузом дерева спотыкались»[10], мысленно представим, как будто это произошло с нашими сыновьями, и мы видим своими глазами, как на их плечи взваливают непосильную ношу, и наши сердца должны пробудиться в сильном рыдании. А произнося стих «Пал венец головы нашей, горе нам, ибо мы согрешили»[11], следует иметь в виду и горько плакать о Б-жественном присутствии, находящемся вместе с нами в изгнании. Говоря «Опустела гора Цийон, лисы бродят по ней»[12], надо сокрушенно оплакивать то, что в месте, где прежде пребывало Б-жественное присутствие, теперь бродят лисы. И, несомненно, необходимо рыдать об этом до полного изнеможения.

Во время чтения стихов «Тикун Леа»[13] «Как лань стремится к потокам вод, так моя душа рвется к Тебе, Б-г»[14], «Жаждет душа моя Б-га, Б-га Живого, когда приду и явлюсь перед Б-гом»[15] следует горько плакать из-за непреодолимого стремления к близости к Творцу. Произнося «Слеза моя была мне хлебом днем и ночью, когда говорят мне весь день: где Б-г твой?»[16], правильно рыдать из-за осквернения великого имени среди народов, которые хулят, бесславят нас и насмехаются над нами, говоря: «Где Б-г твой? Пусть Он поможет вам вернуться из изгнания!» А при чтении стиха «Вспоминаю об этом и изливаю душу мою, как во множестве людей я шествовал в Дом Б-га с возгласом радости и благодарности среди праздничного собрания»[17] следует горевать из-за поругания великой славы нашего Создателя и Творца, да будет Он вознесен, вспоминая, как святой народ Израиля поднимался в Иерусалим, чтобы предстать перед Ним.

Произнося Теилим «За меня суди, Б-г, и защити меня в споре с народом неправедным, от человека лживого и несправедливого избавь меня»[18] и в особенности стихи «Пошли свет Твой и истину Твою, они будут направлять меня и приведут на гору святую Твою, в обители Твои. И я приду к жертвеннику Б-га к Б-гу моей ликующей радости, и буду благодарить Тебя с лирой, Б-г, Б-г мой!»[19], сильно плачут, ощущая непреодолимое желание близости к Всевышнему.

Из упомянутых мною источников можно провести параллель с другими стихами Священного Писания, в которых говорится о поругании славы Б-жественного присутствия из-за разрушения Храма и гибели сыновей святого народа Израиля и в особенности возвышенных праведников, которых хулят и бесславят народы, и испытать страстное желание приблизиться к нашему Создателю и Творцу, да будет Он вознесен. Пусть человек горько плачет, и это очень важно в глазах Творца.

Сразу же после чтения «Тикун Хацот» следует изучать Тору до рассвета, и так об этом сказано в книге Зоар: «“Своей душой я стремился к Тебе ночью, и сокровенным духом во мне буду искать Тебя на заре, ибо когда вершится Твой Суд на земле, учатся справедливости жители мира”[20]. — Приближусь к Тебе в сильной любви ночью. Любовь к Всевышнему, благословен Он, побуждает человека вставать посреди ночи, чтобы служить Ему до наступления утра, и его озаряет луч милосердия. Велика доля того, кто настолько любит Всевышнего, — и таковы истинные праведники, поддерживающие существование мира и устраняющие все тяжкие декреты наверху и внизу» (Зоар, гл. Ахарей мот, стр. 68).

Выше я уже приводил повествование святой книги Зоар[21] о важности чтения «Тикун Хацот» и изучения Торы после полуночи до наступления утра, и так же об этом говорится в Писаниях Аризаля. И еще сказано: если некто не может преодолеть сон, пусть ляжет спать после того, как немного поучится, но встанет перед утренней зарей, чтобы соединить ночь с днем изучением Торы: «С наступлением утра раздается Глас и призывает: встаньте, возвышенные в святости, восхваляющие своего Господина. И тогда отделяется день от ночи. Велика доля того, кто начинает утро с восхваления после изучения Торы ночью. Это время утренней молитвы» (Зоар, гл. Трума, стр. 130).

Рассказывает Сокрытый Мидраш: «Когда Всевышний, благословен Он, входит в полночь к праведникам в Ган Эден, наступает желанное время для занятия Торой. В час утренней зари каждый в Израиле должен встать, воспеть и восхвалить Всевышнего, как сказано: “…ищущие найдут Меня”[22]. Сказал рав Йеуда: пусть только не прервет молитву до восхода солнца». При наступлении дня три раза поочередно омывают руки без благословения, даже если уже сделал это прежде; это приводит Шульхан Арух[23].

Глава 7. Значимость общественной молитвы

Ко времени молитвы евреи направляются в Б-жественную обитель — Дом Молитвы или Дом Учения. Не следует молиться в другом месте даже в миньяне[24], как предупреждает Талмуд: «Каждый, в чьем городе есть Дом Молитвы, но он не заходит в него, называется плохим соседом»[25]. И так сказано в книге Зоар: «Когда Всевышний, благословен Он, являет Свое присутствие в Доме Молитвы — Малом Храме, и весь народ находится там вместе с Ним, молится, благодарит и восхваляет Его, раскрывается величие Царя. Но если Всевышний пребывает в Доме Молитвы, однако никто не приходит молиться и восхвалять Его, то все высшее правление, станы и ангелы испытывают смятение и не могут возвыситься в своем служении Царю. В час, когда в нижнем мире Израиль обращается с молитвами и просьбами, прославляет Царя и совершает исправление в святости, высшие станы в тесной связи с Израилем внизу восхваляют Всевышнего, и Его слава возносится внизу и наверху. И даже если в Доме Молитвы собрались всего лишь десять человек, устанавливается связь между ними и высшими станами» (Зоар, гл. Трума, стр. 164).

И так сказано в книге Зоар: «“Кто из вас трепещет перед Г-сподом, слушает голос раба Его?! Ходивший во мраке и лишенный света, пусть полагается на имя Г-спода и опирается на Б-га своего”[26]. Этот стих Священного Писания мудрецы толкуют в отношении молитвы: “Всевышний вопрошает о каждом, кто постоянно приходит в Дом Молитвы, а один день пропустил. Если он отправился исполнять заповедь, — свет ему, а если пошел по своим мирским делам — нет ему света, ибо ему следовало воздержаться от этого, полагаясь на Г-спода”[27]. А что означает “слушает голос раба Его”? Речь идет о том, кто молится каждый день, и Творец слышит его голос, хвалит его и называет Своим рабом. Это высшая хвала, когда во всех небесных сводах, которых достигает его служение святому Царю, раздается Глас, провозглашающий его рабом. В этом суть слов пророка “слушает голос раба Его”.

Прежде чем Израиль собирается в Домах Молитвы, «Ситра Ахра» закрывает все источники высшего света, чтобы он не вышел и не заполнил весь мир… Но когда «Ситра Ахра» изгоняется в «горы тьмы», раскрываются источники и заливают высшим светом Дома Молитвы и головы пребывающих в них. Всевышний вопрошает об отсутствующих и изрекает: «Жаль того, кто постоянно приходил в Дом Молитвы, а теперь бродит по “горам тьмы” в этом мире, лишился яркого света и утратил свою долю!» И об этом сказано: «лишенный света», которого удостаивается пришедший в Дом Молитвы. Сколько блага он бы обрел, если бы пошел туда, уповая на Г-спода!» (Зоар, гл. Балак, стр. 196).

Все это разъясняет, что обращение к Б-гу даже в миньяне не приводит к исправлению мира иначе, как в Доме Молитвы, когда еврей становится «рабом Г-спода». И тем более не следует молиться в одиночку, ибо о значимости молитвы в стечении народа говорится в Талмуде: «Сказал рабби Йоханан от имени рабби Шимона бар Йохая: “А я, молитва моя к тебе, Г-сподь, во время благоволения, Б-г, в великой милости Твоей ответь мне истиной спасения Твоего”[28]. Когда наступает время благоволения? — Во время молитвы общины. Рабби Йосей бар Ханина сказал: мы учим это из другого стиха Писания: “Вот Б-г всесильный, но не презирающий, могущественный силой сердца”[29]. Сказал рабби Шимон бар Йохай: изрек Всевышний, благословен Он: “Всякого, изучающего Тору, занимающегося милосердием и молящегося с общиной, Я возвышаю, как будто Я выкупил его Себе у народов мира”[30]. В нескольких трактатах Талмуда и во многих главах книги Зоар говорится о значимости общественной молитвы. И так сказано в книге Зоар: «Приди и посмотри: сказал рабби Шимон: молитва общины возносится перед Всевышним и украшает корону Дающего жизнь мирам. Но молитва одного человека не является всеобъемлющей, включает в себя лишь отдельные аспекты и не принимается так же, как молитва общины»[31].

И еще говорится в книге Зоар: «Все молитвы общины принимаются Г-сподом, но молитва одного человека не предстает перед Ним, если не обладает большой силой. Прежде, чем молитва достигнет своего места, Всевышний рассматривает ее и исследует грехи и заслуги человека, вознесшего ее, чего не происходит с молитвой общины. “Внял Он молитве одинокого и не презрел их молитвы”[32] — Он рассматривает молитву со всех сторон, проверяя, со сколь возвышенным намерением она была произнесена, каков человек, вознесший ее, и каковы его деяния. Поэтому каждому следует молиться в общине» (Зоар, гл. Ваишлах, стр. 167).

И так сказано в книге Зоар: «Святой ангел стоит возле ворот и раскрывает их для всех молитв общины, которые возносятся через небесные своды, дабы предстать перед Царем, и проникают в Б-жественную обитель, становясь украшением Царя. Но молитва одного человека поднимается до этих ворот, возле которых стоит ангел, и если она достойна предстать перед святым Царем, то ангел сразу же открывает ей врата и пропускает ее, если же нет, отвергает ее, и она спускается вниз» (Зоар, гл. Пекудей, стр. 245).

В этом строгое увещевание владельцам магазинов и людям, проживающим вдалеке от Домов Молитвы, пренебрегающим молитвой в миньяне в Минху и Маарив и молящимся в одиночку в своих домах и лавках, и как им должно быть за это стыдно! Это также касается того, кто считает себя праведником и уверен, что его молитва возвышенна и чиста. К тому же еврей не является праведником, если не молится в миньяне, как разъясняется в святой книге Зоар: «Молитва одного человека не является всеобъемлющей»[33]. Да и кто может сказать: я очистил свое сердце и освободился от греха. Разве человек в силах исследовать свою душу и осознать, является ли он праведником? Каким образом его молитва может подняться ввысь и предстать перед Всевышним? В особенности с учетом того, что приводится в святой книге Зоар в главе Вайехи, и внимательно изучи ее. Об этом говорится во многих главах книги Зоар, но я не хотел писать слишком подробно из любви к лаконичности.

Каждый должен стремиться быть среди первых десяти человек, приходящих в Дом Молитвы. Значимость этого приводится в Талмуде и во многих главах книги Зоар. И так об этом сказано: «“И сделают Мне Святилище, и Я буду обитать среди них”[35]. Это не очень понятно, ведь каждый Дом Молитвы называется Святилищем. А “Я буду обитать среди них” означает, что Б-жественное присутствие раскрывается в Домах Молитвы. Счастлив приходящий на молитву среди первых десяти человек, ибо они составляют общину и их первыми освящает Б-жественное присутствие» (Зоар, гл. Насо, стр. 126).

И так сказано в книге Зоар: «“Наблюдает из окон…”[36] — Это говорится об ангелах, наблюдающих за первыми десятью людьми, пришедшими в Дом Молитвы. Ангелы поднимаются и заносят в летописи их имена, считая их своими товарищами, как сказано: “Товарищи прислушиваются к голосу твоему, дай Мне услышать его!”[37]» (Зоар, гл. Пекудей, стр. 250).

Тем более безгранична награда приходящему в Дом Молитвы первым, о чем говорится в книге Зоар[38], изучи это сам, ибо я должен быть краток.

Человеку нельзя молиться, когда его тело нечисто из-за физиологических потребностей. Молитва в таком состоянии отвратительна, о чем повествует Талмуд: «Испытывающий нужду не может молиться, как сказано: “…готовься к встрече с Б-гом твоим, Израиль”[39], “Береги ноги свои, когда идешь в Дом Б-га…”[40] — Будь чист, когда стоишь передо Мной в молитве»[41]. Это необходимое условие для обращения к Всевышнему, и так сказано в книге Зоар: «Приди и посмотри на эту тайну: молитва определяется намерением и речением уст, и тем не менее, все зависит от действия — подготовки к ней. Пробуждаясь от сна, необходимо сначала очистить себя и лишь затем приступить к служению, подготовиться к исполнению заповеди и только после этого завязать узел единства — тфилин» (Зоар, гл. Бемидбар, стр. 120).

Следует быть внимательным в том, чтобы одежда молящегося не была испачкана после близости с женой, как приводится в Шульхан Арухе. И очень важно очиститься в микве, как в дальнейшем будет разъяснено в этой книге[42].

Идя в Дом Молитвы, нельзя вступать в беседу ни с одним человеком даже о самом необходимом из опасения опоздать и пропустить «Амен, да будет благословенно великое имя» или задержаться с молитвой «Шмоне Эсре» и упустить возможность ответить на «Кдушу» или вообще опоздать на молитву в миньяне из-за небольшой задержки. И получается, что недолгий разговор разрушает много добра. В этом следует быть очень внимательным.

Книга Зоар повествует о чудесной награде тому, кто удостаивается заслуги первым прийти в Дом Молитвы: «Царь послал приглашение собраться у него в определенный день всем жителям города. Пока они готовились к встрече с правителем, один из них опередил других и пришел первым. Тем временем прибыл царь и нашел лишь одного человека. Спросил его царь: “А где остальные жители города?” Он ответил: “Мой господин, я пришел раньше всех, и вот они следуют за мной согласно указанию царя!” Эти слова нашли милость в глазах правителя, он беседовал с ним, и тот человек стал приближенным к нему. Тем временем собрался весь народ, это обрадовало царя, и он благословил их миром. Но если бы они не пришли, а тот человек не явился первым предстать пред лицом царя и замолвить слово о других, это вызвало бы гнев правителя.

Так же и здесь: когда один человек раньше всех приходит в Дом Молитвы и Б-жественное присутствие появляется и находит его, то воспринимает это так, как будто пришли все, ибо они следуют за ним. Б-жественное присутствие сразу же сближается и соединяется с этим человеком и возводит его на ступень праведника. Но если никто не приходит и Дом Молитвы пуст, что об этом сказано? — «Почему Я пришел, но нет никого…»[43] Не говорится: нет десяти, а даже одного, чтобы быть со Мной, как сказано: «Человек Б-га пришел ко мне»[44] — вознестись на ступень праведника» (Зоар, гл. Трума, стр. 131).

Глава 8. Заповеди талит и тфилин

Сколь велики краса и слава, воздействующие на высшие миры, когда еврей выходит из своего жилища и направляется в Дом Молитвы, облачившись в талит и возложив тфилин! Это в нескольких главах восхваляет книга Зоар, и я приведу одно повествование: «Сказал рабби Шимон: в час, когда человек встает рано утром, возлагаает “украшение” на голову и “священную запись” на руку, облачается в талит и, выходя из дома, прикасается к мезузе, на которой запечатлено священное имя, четыре ангела приближаются к нему, сопровождают его в Дом Молитвы и провозглашают перед ним: “Окажите почет сыну Царя, образу царской славы!” Святой дух распространяется на него и возглашает: “Ты — раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие!”»[45]

Святой дух поднимается ввысь и свидетельствует о нем перед святым Царем, и Он повелевает записать перед Ним имена всех, пребывающих в Его обители. И об этом сказано: «Тогда говорили друг с другом трепещущие перед Г-сподом; и внимал Г-сподь, и слушал, и записаны были их слова в книгу памяти пред Ним для трепещущих перед Г-сподом и чтущих Его имя»[46]. Более того, Всевышний, благословен Он, восхваляет его и провозглашает во всех мирах: «Посмотрите, какое творение Я создал в Моем мире!» Но если некто выходит из дома без талита и тфилин на руке и голове и при этом произносит: «А я по великой милости Твоей войду в Дом Твой, поклонюсь обители святости Твоей в трепете перед Тобой»[47], то Всевышний изрекает: «Где же его трепет передо Мной? Ведь он дает ложное свидетельство»» (Зоар, гл. Ваэтханан, стр. 265).

Не каждый может исполнить эти три заповеди — возложить тфилин на руку и голову и облачиться в талит при выходе из дома, на дверях которого прикреплена мезуза, что восхваляет святая книга Зоар. Ведь это доступно только проживающему неподалеку от Дома Молитвы или Дома Учения. И если для кого-то по различным причинам это не представляется возможным, то пусть надлежащим образом исполнит хотя бы одну заповедь — о мезузе, как говорят наши мудрецы: «Если человек выходит из дома и прикасается к мезузе, его сопровождают четыре ангела». О простом смысле этой заповеди рассказывает Райа Меемна: «Нам заповедано прикрепить мезузы на косяках дверей наших домов, чтобы никогда не забывать о Всевышнем, благословен Он. Это похоже на заповедь цицит, о которой сказано: “И будет это вам кистью, и увидите ее, и вспомните все заповеди Г-спода, и исполните их, и не последуете за сердцами своими и за глазами своими, вслед за которыми вы беспутствуете”[48]. Мезуза — напоминание еврею о заповедях его Господина и тайнах веры» (Райа Меемна, гл. Ваэтханан, стр. 263).

В книге Зоар разъясняется суть заповеди о мезузе, и к ней нужно быть внимательным не только при выходе в Дом Молитвы, но каждый раз, когда глаз замечает мезузу возле чьей-то двери. Следует прикоснуться к ней правой рукой, принять на себя царство Небес и Б-жественные заповеди, о чем говорится в первой и второй частях «Шма Исраэль», записанных на пергаменте. И пусть каждый задумается над этим с большой радостью: «Я верю полной и глубокой верой: Ты один и един, и принимаю на себя исполнение Твоих святых заповедей!» И это разъяснялось выше в святой книге Зоар. В сидурах приводятся стихи Священного Писания, которые произносят, прикасаясь к мезузе при входе и выходе из дома. Но если некто не может прочесть все эти стихи, то пусть провозгласит с возвышенным намерением: «Слушай, Израиль, Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь один», о чем говорится в книге Зоар: «Лучше меньше, но в восхищении души».

В Дом Молитвы следует идти расторопно, мысленно имея в виду: «Я направляюсь служить моему Творцу, благословенно Его имя». И это намерение важно сохранять с большой радостью на протяжении всего пути. Всегда необходимо молиться Шахарит, облачившись в талит и возложив тфилин. Однако из-за множества наших грехов, находясь в дороге, некоторые люди невнимательны в том, чтобы молиться в талите. И так об этом сказано в книге Зоар:

«Если молитва не является совершенной, то ее преследуют ангелы поражения. Но если молитва цельная, вознесенная человеком, облаченным в талит и возложившим тфилин на руку и голову, то исполняется сказанное: “И увидят все народы земли, что имя Б-га наречено на тебе, и устрашатся тебя”[49]» (Зоар, гл. Берешит, стр. 23).

О тяжести наказания тому, кто не внимателен к заповеди цицит, говорится в святой книге Зоар: «Каждый, кто не удостоился облачиться в заповеданный талит с цицит в этом мире, покинув его, предстает перед Судом в нечистых одеждах. И горе тому, на ком такие одежды» (Зоар, гл. Шлах леха, стр. 174).

И вот, если человек увидит своими глазами это повествование святой книги Зоар, где описано, в каких одеяниях он предстанет в будущем мире после смерти, то разобьется, как стекло, из-за того, что не был облачен в заповедованный талит в час молитвы. И, несомненно, страх проникнет в его сердце, и он будет внимателен в том, чтобы молиться в талите, возложив тфилин, «сидя в доме своем и идя дорогой».

Каждый должен быть аккуратен в том, чтобы кисти его талита состояли из трех звеньев, как разъясняется в Райа Меемна:

«Длина кистей талита — 12 пальцев. Треть сплетена в звенья и две трети — нити. Каждая кисть содержит три сплетения в звенья, соответственно святости Б-жественного присутствия. Счастлив человек, чье тело отмечено знаком Всевышнего, благословен Он, и Б-жественного присутствия на краях заповедованной одежды. В тринадцати звеньях 39 узлов, согласно числовому значению слова “טל” (39) — роса, и вместе с 13-тью звеньями, соответственно числовому значению слова “אחד” (13) — один, образуется слово “בן” (52) — сын — сын Г-спода» (Райа Меемна, гл. Пинхас, стр. 228).

И так сказано в Тикуней Зоар: «Праведники обращаются к Царю в беззвучной молитве, их окружает Б-жественное присутствие и повествует об их заслугах: “Хозяин миров, это тот, кто укутывает меня покрывалом заповеди цицит с пятью узлами и тринадцатью звеньями с каждой стороны”» (Тикуней Зоар, гл. 18, стр. 33).

Это показывает значимость правильного плетения кистей талита, о чем также пишет Аризаль, и следует быть очень внимательным в том, чтобы они состояли из восьми нитей, как приводится в источниках, и эта тайна сокрыта для наделенных знанием. Нити талита должны быть белыми, искусной работы, ибо каждую заповедь следует исполнять красиво, за что требуется добавить до трети цены, и в особенности за эту, являющуюся напоминанием обо всех 613-ти заповедях. Трепетно относящийся к ней удостаивается Б-жественного присутствия, как об этом повествует Шульхан Арух[50]. Необходимо быть аккуратным в том, чтобы отверстие в талите, к которому крепятся кисти, было не выше трех пальцев и не ниже большого пальца, и я видел, что многие не внимательны к этому.

Следует приобрести как можно более качественный тфилин, написанный совершенным образом в чистоте и святости. О важности этой заповеди повествуется во многих главах святой книги Зоар и в комментариях к ней. И так сказано в Тикуней Зоар: «“И сотворил Б-г человека по образу Его, по образу Б-га сотворил его…”[51] Приди и посмотри: о каждом, кто возлагает тфилин на голову и руку, ежедневно раздается Глас, обращенный к ангелам жизни и огненным ангелам, назначенным для принятия молитвы: воздайте славой образу Царя, возлагающему тфилин, о котором сказано: “И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-га сотворил его…”[52] “По образу” — с тфилин на голове, соответственно тфилин Господина миров» (Тикуней Зоар, гл. 47, стр. 83).

И, несомненно, мои братья и друзья, для того чтобы называться человеком, сотворенным в этом аспекте по образу Царя, необходимо иметь очень качественные тфилин. О значимости заповедей талит и тфилин повествует Зоар Хадаш: «Источник святости изрекает: каждый, возлагающий тфилин и облачающийся в талит, в определенном отношении исполняет все 613 заповедей Торы»[53].

И прежде чем исполнить заповеди талит и тфилин, следует произнести стих Теилим: «И да будет милость Г-спода, Б-га нашего, на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших — утверди его»[54]. Этот стих Писания читают перед исполнением каждой заповеди, что приносит большую пользу и придает силу доброму делу, как разъясняется в святой книге Зоар: «Все зависит от желания. Деяние, совершенное в нижнем мире, поднимается ввысь и приводит к исправлению миров. Всевышний, благословен Он, ожидает от еврея служения Ему всем сердцем. О желании сердца, являющемся сутью всего, молился царь Давид: “И да будет милость Г-спода, Б-га нашего, на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших — утверди его”[55]. Не все умеют проявить желание сердца, исправить мироздание и исполнить заповедь, поэтому царь Давид установил эту молитву. Что означает “дело рук наших утверди”? — Просьбу о том, чтобы наше деяние привело к исправлению миров. А что значит “для нас”? — Даже если мы не умеем проявить желание, а только совершаем поступок. А “дело рук наших — утверди его” — на тот уровень, который требует исправления» (Зоар, гл. Итро, стр. 93).

Царь Давид, постоянно преисполненный духа Г-спода, молился такими словами за весь народ Израиля, чтобы деяния наших рук утвердились в соблюдении заповедей, и мы совершили исправление на высочайших ступенях, как будто они были содеяны с надлежащим намерением, как разъясняется в святой книге Зоар. И если в этом нуждались прежние поколения, то тем более — последние, страдающие от бедности знания. Об этом молился царь Давид: «Молитва бедного, когда облачится и перед Б-гом изливает душу свою»[56]. Эти слова произносил царь Давид перед исполнением каждой заповеди, как приводится во многих источниках.

Глава 9. Облачение в талит и возложение тфилин

Трепещущий перед Небесами должен произносить соответствующее благословение перед исполнением каждой заповеди. Однако прежде следует изречь: «Во имя единства Всевышнего, благословен Он, и Его Б-жественного присутствия…» Важность этих слов разъясняется в святой книге Зоар: «Сказал рабби Элазар: все деяния человека должны быть ради святого имени. Что это означает? Пусть упомянет устами святое имя, совершая все свои поступки, что все это — для служения Ему» (Зоар, гл. Тазриа, стр. 51).

После произнесения «Во имя единства Всевышнего, благословен Он…» следует исполнить предписание Шульхан Аруха: «Взгляни на кисти в момент облачения в талит»[57]. Кисти талита символизируют все 613 заповедей, и, облачаясь в него, следует твердо принять в своем сердце и мышлении решение соблюдать их, как сказано: «…и увидите их, и вспомните все заповеди Г-спода, и исполните их»[58], и в этом необходимо быть очень внимательным. После этого мы произносим благословение с большой радостью оттого, что Г-сподь удостоил нас исполнить эту заповедь. И я слышал, что праведные люди имели обыкновение выпускать наружу из-под верхней одежды две передние кисти маленького талита, чтобы всегда их видеть, ибо в этом суть заповеди: «…и увидите их…»[59] Счастлив следующий этому прекрасному обычаю!

Облачившись в талит, произносят: «Во имя единства Всевышнего, благословен Он…» в отношении намерения в молитве, как приводится в Шульхан Арухе[60], и говорят: «Вот я исполняю заповедь возложения тфилин, данную мне моим Создателем и Творцом, да будет благословенно Его имя, как сказано: “И повяжи их в знак на руку твою, и будут они украшением между глазами твоими”»[61]. И также следует иметь намерение «Во имя единства Всевышнего, благословен Он, и Его Б-жественного присутствия…», ибо в первую очередь оно должно быть во время возложения тфилин. Однако перед этим правильно озвучить свое намерение устами и протянуть левую руку, как сказано в книге Зоар: «Возлагающий тфилин должен простереть левую руку для принятия Общины Израиля и затем повязать узел» (Зоар, гл. Мецора, стр. 55).

Наматывая на палец тремя витками ремешок тфилин, пусть не делает это по привычке и бездушно, но преисполнится намерения осуществить этим большое исправление в высших мирах. И так сказано в Тикуней Зоар: «Тфилин на руке символизирует царство Б-жественного присутствия, ремешок, которым обматывают палец левой руки — кольцо обручения — обретение связи с Б-жественным присутствием» (Тикуней Зоар, гл. 47, стр. 83).

В этом заключается тайна произносимых нами слов «Во имя единства Всевышнего, благословен Он, и Его Б-жественного присутствия…» И так сказано в книге Зоар: «Счастлив человек, имеющий связь с Б-жественным присутствием посредством ремешка, обвязанного вокруг пальца его руки» (Зоар, гл. Пинхас, стр. 228).

Необходимо быть внимательным в том, чтобы головной тфилин находился ровно посредине головы и выше лба, там, где растут волосы. И хотя об этом непосредственно сказано в Талмуде[62], а также в Шульхан Арухе[63], я счел важным это отметить, поскольку многие в наше время в этом не очень аккуратны, и тфилин спадают на их лбы, поэтому я решил предупредить о данном упущении. Также необходимо следить за тем, чтобы узел головного тфилин был посреди затылка, не смещался ни в одну из сторон, ибо это — закон, данный Моше на горе Синай. И требуется быть внимательным в исполнении каждой заповеди согласно Галахе. И так сказано в книге Зоар: «Каждый, осуществляющий подходящим образом деяние внизу, — как будто исполнил его наверху, поскольку благодаря ему произошло пробуждение в мирах» (Зоар, гл. Беаалотха, стр. 152).

Говорит Аризаль: «Необходимо быть предельно аккуратным в том, чтобы на протяжении всей молитвы не отвлечь своего внимания от тфилин. Это приводится в Талмуде[64], и все книги полны предупреждениями о наказании за неисполнение этого закона. Исключением является лишь молитва “Шмоне Эсре” и изучение Торы, поскольку тогда человек сконцентрирован духовно».

Следует прикоснуться к тфилин при чтении «Шма Исраэль», произнося слова «И повяжи их в знак на руку твою, и будут они украшением между глазами твоими»[65]. Во время всей молитвы важно помнить, что тфилин на руке и голове — знак того, что Г-сподь один и един и вывел нас из земли египетской. Это должно сопровождаться возвышенным намерением и большой радостью от постижения Б-жественности. Следует быть очень внимательным в исполнении предписывающей заповеди возложения тфилин и не снимать их при изучении Торы. А относительно двух пар тфилин говорится в Зоар Хадаш: «Поскольку в последних поколениях от нас сокрыта тайна, мы возлагаем две пары тфилин…»[66] (Зоар Хадаш, стр. 77).

Глава 10. Вход в Дом Молитвы

Необходимо принять на себя обязательство не вступать в пустую беседу, находясь в Доме Молитвы, ибо это большой грех. И так сказано в книге Зоар: «Горе тому, кто позволяет себе пустословие в Доме Молитвы. Он проявляет свою отделенность от Вездесущего, упущение в вере и утрачивает долю в Б-ге Израиля. Тем самым он как бы утверждает, что там нет Б-га. Так человек утрачивает надел в Г-споде, не трепещет перед Ним и пренебрегает исправлением высших миров» (Зоар, гл. Трума, стр. 131).

Перед молитвой омывают руки, как приводится в Шульхан Арухе[67]. И прежде чем предстать перед Царем мира, во внешнем дворе возле входа в Дом Молитвы спрашивают позволения у праотцов, что разъясняется в книге Зоар: «Пробудившись от ночного сна, следует благословить своего Господина, ступить в Его обитель и с трепетом Ему поклониться, после чего вознести молитву. И пусть примет совет святых праотцов: ““А я по великой милости Твоей войду в Дом Твой, поклонюсь обители святости Твоей в трепете перед Тобой”[68]. Человеку не следует ступать в Дом Молитвы прежде, чем он спросит разрешения у Авраама, Ицхака и Яакова, поскольку они установили молитвы Всевышнему, благословен Он” (Зоар, гл. Берешит, стр. 11).

И так сказано в книге Зоар: «“וַאֲנִי בְּרֹב חַסְדְּךָ אָבוֹא בֵיתֶךָ אֶשְׁתַּחֲוֶה אֶל הֵיכַל קָדְשְׁךָ בְּיִרְאָתֶךָ” — “А я по великой милости Твоей войду в Дом Твой, поклонюсь обители святости Твоей в трепете перед Тобой”[69]. “Войду в Дом Твой” — изрек Авраам», «поклонюсь обители святости Твоей» — произнес Ицхак, «в трепете перед Тобой» — сказал Яаков. Необходимо вспомнить о праотцах, прежде чем ступить в Дом Молитвы, и тогда исполнится: «Ты — раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие!»[70]» (Зоар, гл. Ваикра, стр. 8).

Говорит Аризаль: «Уже было подробно напечатано во многих книгах и сидурах, и я представлю предельно кратко стих Теилим, произнеся который каждый сможет исполнить предписание книги Зоар спросить разрешение у праотцов. Господин мира, в заслугу трех праотцов я ступлю в Дом Молитвы — обратиться к Тебе, и благодаря этому моя молитва украсит Твою корону. И, несомненно, каждый может произнести это наизусть. Войдя в Дом Молитвы, пусть скажет: “поклонюсь обители святости Твоей” и в трепете совершит глубокий поклон перед Творцом. Затем занимают свое постоянное место и начинают молитву. Но перед этим будет правильно возложить на себя исполнение заповеди “И возлюби ближнего своего, как самого себя”[71] и наполнить сердце сильной любовью ко всему народу Израиля, как к своей душе и телу, чтобы молитвы каждого еврея объединялись, поднимаясь в Небеса».

И если перед чтением «Тикун Хацот» некто не произнес утренние благословения, начиная от «הַנּוֹתֵן לַשֶּׂכְוִי בִּינָה» — «Дающий петуху (сердцу) способность различать между днем и ночью» и до «גּוֹמֵל חֲסָדִים טוֹבִים לְעַמּוֹ יִשְׂרָאֵל» — «Благословен Ты, Г-сподь, воздающий милосердием народу Твоему, Израилю», хорошо произнести это в Доме Молитвы, чтобы другие молящиеся ответили «Амен» после его благословений, значимость которых от этого увеличивается. И так сказано в книге Зоар:

«Когда благословения поднимаются снизу, нет ни одних ворот и ни одного ангела, который не открыл бы перед ними врата, и во всех небесных сводах провозглашают: “Это превосходный дар Царю, посланный человеком”. А какой дар является превосходным? — Благословение, после которого ответили “Амен”. Оно окутано тайной связи с единством и святостью, украшается в высших мирах, и Всевышний, благословен Он, желает его, пришедшего снизу. Об этой тайне сказано: “…ибо чтящих Меня Я почитаю, а бесславящие Меня будут посрамлены”[72]» (Зоар, гл. Экев, стр. 271).

Поэтому правильно стремиться, насколько это возможно, произносить благословения в присутствии других молящихся, чтобы они ответили «Амен».

После утренних благословений читают «פרשת עקדה» — повествование о «жертвоприношении Ицхака», о значимости которого говорится во многих источниках. И в будни следует произнести молитву до и после, как это приводится в сидурах. Затем говорят: «לְעוֹלָם יְהֵא אָדָם יְרֵא שָׁמַיִם» — «Человек всегда должен трепетать перед Небесами» до повествования о приношении ежедневной жертвы «Тамид», — и все это приводит Тур[73].

При первом прочтении «Шма Исраэль» перед повествованием о жертвоприношениях следует изречь «שְׁמַע יִשְׂרָאֵל» — «Слушай Израиль» и «בָּרוּךְ שֵׁם כְּבוֹד מַלְכוּתוֹ לְעוֹלָם וָעֶד» — «Благословенно имя славы царства Его во веки веков» с таким же возвышенным намерением, как при чтении «Шма Исраэль» в молитве. И также читают первый отрывок «Шма Исраэль», как, с Б-жьей помощью, будет разъяснено в следующих главах, даже если еврей молится «Тфилат ватикин» и читает «Шма Исраэль» до выхода первых лучей солнца. Так об этом говорит Аризаль. Четыре раза в день читают «Шма Исраэль»: перед повествованием о жертвоприношениях, в утренней молитве, в вечерней молитве и перед сном. Последние три раза это делают полностью, и только перед повествованием о жертвоприношениях — лишь первую часть. Но если некто не успевает вовремя прочесть «Шма Исраэль» в утренней молитве в долгие летние дни и в особенности по субботам и праздникам, если он не молится «Тфилат Ватикин» с первыми лучами солнца, то пусть прочтет все три части перед повествованием о жертвоприношениях с намерением исполнить заповедь. И так следует поступать все дни года из опасения, не дай Б-г, замешкаться и пропустить время чтения «Шма Исраэль» в утренней молитве, о чем сказано: «Искривленное нельзя исправить, а упущенное невозможно восполнить»[74]. И, несомненно, всегда следует вовремя читать «Шма Исраэль» в утренней молитве, ведь исполнение этой заповеди перед повествованием о жертвоприношениях без благословений до и после не является исчерпывающим. О значимости чтения «Шма Исраэль» рассказывает Зоар Хадаш[75], и изучи это повествование.

После этого произносят восхваление «אַתָּה הוּא רִאשׁוֹן» — «Ты — первый» с возвышенным намерением и большой радостью, ибо эти слова описывают Б-жественность Всевышнего. Первая часть этого восхваления составлена на основе Иерусалимского Талмуда, и его приводит Тур, а вторую изрек пророк Элиягу[76]. В отношении упоминания Б-жественного имени в завершении первой части этого восхваления существуют две точки зрения. Тур считает, что следует произнести имя Г-сподь[77], Бейт Йосеф не пришел к однозначному выводу, а Аризаль полагает, что не следует завершать его Б-жественным именем, а произнести: «Благословен освящающий имя Свое среди многих людей».


 

[1] Теилим 137:1.

[2] Теилим 137:4.

[3] Теилим 137:5-6.

[4] Ялкут, там же.

[5] Теилим 79:1.

[6] Теилим 79:2.

[7] Теилим 79:10.

[8] Эйха 5:1.

[9] Эйха 5:12.

[10] Эйха 5:13.

[11] Эйха 5:16.

[12] Эйха 5:18.

[13] Вторая часть «Тикун Хацот», в которой кроме оплакивания исчезновения Б-жественного присутствия приводятся слова утешения.

[14] Теилим 42:2.

[15] Теилим 42:3.

[16] Теилим 42:4.

[17] Теилим 42:5.

[18] Теилим 43:1.

[19] Теилим 43:3-4.

[20] Йешаягу 26:9.

[21] Основа и корень служения, Вторые врата, гл. 1.

[22] Мишлей 8:17.

[23] Сокрытый Мидраш, стр. 17.

[24] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 4:14.

[25] Собрание из десяти и более человек, в которое спускается Б-жественное присутствие.

[26] Брахот 8а.

[27] Йешаягу 50:10.

[28] Брахот 6б.

[29] Теилим 69:14.

[30] Ийов 36:5.

[31] Брахот 8а.

[32] Зоар, гл. Ваишлах, стр. 167.

[33] Теилим 102:18.

[34] Зоар, гл. Ваишлах.

[35] Шмот 25:8.

[36] Шир Аширим 2:9.

[37] Шир Аширим 8:13.

[38] Зоар, гл. Трума, стр. 131.

[39] Амос 4:12.

[40] Коэлет 4:17.

[41] Брахот 23а.

[42] Основа и корень служения, Завершающие Врата, гл. 9.

[43] Йешаягу 50:2.

[44] Судьи 13:6.

[45] Йешаягу 49:3.

[46] Малахи 3:16.

[47] Теилим 5:8.

[48] Бемидбар 15:39.

[49] Дварим 28:10.

[50] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 24:6.

[51] Берешит 1:27.

[52] Там же.

[53] Зоар Хадаш, стр. 77.

[54] Теилим 90:17.

[55] Теилим 90:17.

[56] Теилим 102:1.

[57] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 24:3.

[58] Бемидбар 15:39.

[59] Там же.

[60] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 25:5.

[61] Дварим 6:8.

[62] Менахот 37б.

[63] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 27:9.

[64] Менахот 36б.

[65] Дварим 6:8.

[66] Речь идет о тфилин, согласно мнениям Раши и рабейну Там — Первых комментаторов, проживавших во Франции и имевших разные точки зрения о последовательности расположения четырех отрывков Торы на пергаменте тфилин. — Примечание переводчика.

[67] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 92:4-5.

[68] Теилим 5:8.

[69] Там же.

[70] Йешаягу 49:3.

[71] Ваикра 19:18.

[72] Шмуэль (I) 2:30.

[73] См. Тур, «Орах Хаим», гл. 46.

[74] Коэлет 1:15.

[75] См. Зоар Хадаш, стр. 84.

[76] Элиягу Рабба, гл. 21.

[77] См. Тур, «Орах Хаим», гл. 46.


Израильский народ, в очередной раз подняв ропот на Моше и Всесильного, был поражаем в пустыне змеями. Раскаявшись, евреи взмолились о помощи, и Всевышний приказал Моше сделать фигуру змея на шесте: взгляд на него поможет исцелиться от укусов. Читать дальше