Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Молитва перед Творцом, Первые благословения, Утренние благословения, Оплакивание в полночь разрушения Храма.

Вторые врата

«שַׁעַר הָאַשְׁמֹרֶת» — «Врата зари»


В этом разделе разъясняется порядок служения с началом зари: подъем в полночь, утренние благословения, заповеди цицит, тфилин и повествование Торы о жертвоприношениях.

Глава 1. «Тикун Хацот»

Встретим утреннюю зарю рассуждением о важности молитвы в полночь, чтобы люди моего уровня поняли, до каких пор спать, когда пробудиться от сна и как определить свои обязанности согласно порядку и законам времени. Я изложу перед тобой, с Б-жьей помощью, все служение Творцу, начинающееся в полночь и продолжающееся до полночи следующего дня.

О значимости подъема в полночь для служения Всевышнему, благословенно Его имя, говорится во многих главах святой книги Зоар. И для того чтобы пробудить сердца людей моего уровня к возвышенному служению, я вкратце приведу несколько повествований, чтобы их мог постичь любящий лаконичность изложения. Так сказано в книге Зоар:

«Приди и посмотри: в час, когда человек встает в полночь изучать Тору, начинает веять Северный ветер… Всевышний, благословен Он, слушает его, как говорится в Писаниях: “Живущая в садах! Товарищи прислушиваются к голосу твоему, дай Мне услышать его!”[1] И все небесное воинство, восхваляющее своего Господина, смолкает из-за восхвалений людей, изучающих Тору, и провозглашает: “Благословите Г-спода, все рабы Г-спода…”[2] Изучающие Тору, благословите Г-спода, восхвалите Святого Царя! Б-жественное присутствие украшается этим человеком, предстает перед Царем и говорит: “Взгляни, с каким сыном мы пробудились перед Тобой и явились к Тебе”. И кто они, восхваляющие Царя? — “Встающие молиться в Доме Г-спода по ночам”[3]. Они называются рабами Г-спода, достойными восхвалять Царя, и произнесенные ими слова являются благословением, о чем сказано: “Вознесите руки ваши в святости и благословите Г-спода”[4]. Вы достойны того, чтобы Святой Царь принимал ваше благословение…» (Зоар, гл. Ваикра, стр. 13).

Продолжает книга Зоар:

«В полночь раскрываются небесные врата и раздается Глас: “Счастлив тот и велика доля того, кто пробуждается от сна для изучения Торы!” Каждый, кто встает в это время, приближается к Всевышнему, благословен Он, и к Общине Израиля. Все их восхваления возносятся к Царю, Он помещает их в Свою сокровищницу, повелевает их записать, и их заносят в Книгу все пребывающие в Его Храме (люди, встающие по ночам). Луч милосердия освещает их, украшая величием Царя, и перед ними трепещут все высшие и нижние творения. И даже в час, когда весь мир предстает перед Судом, они входят во все врата Царя, и никто не может их остановить. Эти люди не подвергаются Суду, и их имена сохраняются в летописях Царя в качестве обитателей Его Храма. Счастливы праведники и велика их доля!» (Зоар, гл. Ваикра, стр. 21).

Рассказывает Сокрытый Мидраш: «Сказал рабби Йоханан от имени Рава: когда Творец, благословен Он, выходит в полночь из любимых Им миров и посещает праведников в Ган Эдене, Он ожидает услышать голоса изучающих Тору. Они для Него приятнее, чем все песни и восхваления, возносимые перед Ним ангелами служения в высотах. Так об этом сказано: “Спустился Я в ореховый сад взглянуть на побеги прибрежные, посмотреть, зацвела ли лоза, распустились ли гранаты”[5]. Всевышний спускается, чтобы увидеть праведников, изучающих Тору»[6].

И о наказании тем, кто, не дай Б-г, не встает в полночь, также повествует книга Зоар:

«Начал рабби Йосей и сказал: “И не говорил: где Б-г, создавший меня, возносящий песни ночью”[7]. Приди и посмотри: в час, когда наступает полночь и начинает веять Северный ветер, спускается искра и попадет под крылья петуха, он машет крыльями и кричит… Тогда встают люди веры и придают силу и мощь Общине Израиля. И это называется Песнью Торы. Благодаря этой заслуге царь Давид и его потомки из поколения в поколение навечно удостаиваются правления. Если же люди продолжают спать на своих ложах и не пробуждаются от сна, петух кричит, машет крыльями, и раздается Глас: “Горе тому, кого упрекает и оставляет его Господин, кто не пробудился духом и не взирает на славу своего Господина”. И когда наступает рассвет, раздается небесный Глас: “И не говорил: где Б-г, создавший меня, возносящий песни ночью”[8]. Он не изрек восхваления, не занимался изучением Торы» (Зоар, гл. Ваикра, стр. 23).

И, несомненно, для этого возвышенного служения требуется сильнейшее восхищение души, подобное пылающему огню. Дурное побуждение мешает людям вставать в полночь, и требуется много усилий для того чтобы его превозмочь. В любом случае, тот, кто не в силах постоянно пробуждаться в полночь, пусть переборет себя и встанет как можно раньше. Необходимо быть очень осторожным, чтобы не соблазниться негой ночного сна, ибо это причиняет большой ущерб душе. И так сказано в книге Зоар:

«Удовольствие людей от ночного сна порождает чертей» (Зоар, гл. Берешит, стр. 19).

Возле ложа должен стоять сосуд с водой, чтобы омыть руки сразу же после ночного сна, и не задержать, не дай Б-г, на себе нечистоту. И так сказано в книге Зоар:

«Начал рабби Шимон и сказал: “Омою в чистоте кисти рук моих и обойду жертвенник Твой, Г-сподь”[9]. Приди и посмотри на эту тайну: в мире нет никого, кто не ощущал бы ночью привкус смерти, и дух нечистоты пребывает на теле. Причина в том, что святая душа покидает человека… С ее возвращением эта нечистота пропадает, однако остается на руках, поэтому нельзя прикасаться к глазам до омовения рук, после чего человек очищается и освящается. И как следует освятить себя? Необходимо иметь два сосуда: омыть руки водой из верхнего сосуда и слить нечистоту в нижний. В одном — благословение, в другом — проклятие. До омовения рук нельзя произносить благословения, поскольку человек нечист. Воду после омовения рук запрещено использовать для любой цели, чтобы от нее никто не пострадал. Ее нужно вылить туда, где не ходят люди, поскольку в ней нечистота, несущая вред… Всевышний, благословен Он, желает удостоить Израиль святости» (Зоар, гл. Вайешев, стр. 184).

Руки омывают поочередно три раза, как приводится в своде законов Шульхан Арух[10], сначала правую, а затем левую. И так сказано в книге Зоар:

«Вставая по утрам, нужно омыть руки водой из сосуда: сначала правую, держа сосуд в левой, чтобы воцарить правое над левым и дурное побуждение утратило свое господство» (Зоар, гл. Микец, стр. 198).

Сразу же после омовения рук посещают отхожее место, и это тоже приводит к большому исправлению в высших мирах, как разъясняется в Писаниях Аризаля, ибо нечистые оболочки отделяются от святости. Перед этим вкратце произносят: «Вот я иду очистить себя, чтобы отделить святость от скверны». И тот, кто изучит труды Аризаля, найдет в них глубокие идеи. Следует быть аккуратным и тщательно вымыться, чтобы удалить с себя всю нечистоту. После этого три раза омывают руки. И хотя согласно Галахе после туалета достаточно омыть руки два раза, святой Зоар не делает различия между омовением рук с утра и после туалета, считая, что это необходимо делать три раза. И так сказано в книге Зоар:

«Вставая по утрам, следует благословить своего Господина… Однако нельзя произнести благословение с нечистыми руками. Причина в том, что во время ночного сна человека покидает душа, и его тело окутывает дух нечистоты, который остается на руках и делает их нечистыми. Днем, когда человек бодрствует и душа не покидает его, на него не распространяется дух нечистоты, и тем не менее он не может произнести благословение и прочесть хотя бы одно слово в Торе после посещения туалета, прежде чем омоет руки. И причина не в том, что они грязные. Горе им, сыновьям человеческим, которые не задумываются о славе их Господина и не представляют, на чем основан мир. Есть один дух во всех туалетах в мире, насыщающийся нечистотой, которая сразу же оскверняет пальцы рук вошедшего туда» (Зоар, гл. Берешит, стр. 10).

После посещения туалета требуется омыть руки так же, как утром, вознести их, разделенные между собой, до уровня головы и произнести благословение «עַל נְטִילַת יָדַיִם» — «о вознесении рук», что приводит к исправлению в высших мирах. После этого руки опускают и произносят благословение: «אֲשֶׁר יָצַר אֶת הָאָדָם בְּחָכְמָה» — «Который создал человека в мудрости…» и «אֱלֹהַי נְשָׁמָה שֶׁנָּתַתָּ בִּי טְהוֹרָה» — «Б-г мой, душа, которую Ты дал мне, — чиста…»

Глава 2. Молитва перед Творцом

Самый мудрый из всех людей (царь Шломо), превзошедший знанием Авраама и Моше, сообщил нам своим блестящим языком: «Не торопись устами своими, и пусть сердце твое не спешит молвить слово перед Б-гом, ибо Б-г — в Небесах, а ты — на земле, поэтому да будут речи твои немногословны»[11]. Возлюбленные моей души, мои братья и друзья, воспримите своими сердцами, к Кому вы обращаете ваши слова. Следуйте этому принципу в каждом благословении: произнося «בָּרוּךְ אַתָּה» — «Благословен Ты…», мысленно представьте, будто вы находитесь непосредственно перед Творцом, ибо эти слова указывают на прямое обращение к Нему. Так обязан поступать каждый в своих молитвах, восхвалениях и благодарностях. Ни одно слово в служении Всевышнему не должно выйти из уст, не дай Б-г, как «заповедь, исполняемая бездушно»[12], требуется ощущать, что Творец перед тобой и «…полна вся земля славой Его»[13].

Совершенно очевидно, что благословение, изреченное перед Г-сподом без глубокого намерения и осознания смысла сказанного, не имеет никакого значения. И велико наказание за произнесение впустую благословения, установленного Людьми Великого Собрания, и лишение Творца радости. Ведь благословения перед исполнением заповедей и благодарность Г-споду осуществляют большие исправления в высших святых мирах. А в том, что касается благословений на прием пищи, есть еще одна проблема. Неосмысленное благословение не имеет силы, и получается, что человек ест без благодарности Всевышнему, злоупотребляя святым и совершая кражу, как разъясняется в Талмуде: «Сказал рабби Ханина бар Папа: всякий, получающий пользу от этого мира без благословения, ворует у Всевышнего и Общины Израиля, как сказано: “Обкрадывающий отца своего и мать свою и говорящий: нет в том греха, — тот товарищ губителю”[14]. Отец — это никто иной как Всевышний, благословен Он, как сказано: “Г-споду ли воздадите так, народ скверный и неразумный? Ведь Он Отец твой, обретший тебя, Он создал тебя и утвердил тебя”[15], а мать — Община Израиля, как сказано: “Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не оставь учение матери твоей”[16]. А что означает “товарищ губителю”[17]? Сказал рабби Ханина бар Папа: он подобен Йараваму, сыну Невата, причинившему большое зло народу Израиля перед их Отцом, который на Небесах»[18]. Когда же человек изрекает благословение надлежащим образом, то своей благодарностью обретает право на получение пищи от Творца. Но произнесение великого Б-жественного имени впустую, лишь своими устами, без намерения сердца, влечет за собой наказание.

Для пробуждения сердец к особому вниманию в этом вопросе я приведу историю из книги «Зера Ицхак». Автор проник в высшие миры и услышал в Высшем Суде громкий глас: «Уступите место великому праведнику, покинувшему нижний мир!» Его приняли с большим почетом, дали в руки свиток Торы и спросили: «Исполнил ли ты все сказанное в ней?» Он ответил: «Да!» — «Исполнил ли ты первую заповедь “Плодитесь и размножайтесь”[19] не для своего удовольствия, а во имя Небес?» Он ответил: «Да!» Спросили его: «Кто может засвидетельствовать это?» Тогда явилось множество ангелов, возникших в мире благодаря исполнению им заповедей, и каждый из них сказал, какая заповедь привела к его появлению на свет. Перед ним расположили четыре раздела свода законов Шульхан Арух и спросили: «Исполнил ли ты Устную Тору?» Он ответил: «Да!» Спросили его: «Кто может это подтвердить?» Тогда снова явилось множество ангелов, и они свидетельствовали о нем. Спросили его: «Был ли ты внимателен в том, чтобы не произнести Б-жественное имя впустую?» И он молчал. Ему вновь задали тот же вопрос, но он продолжал безмолвствовать. Тогда призвали свидетелей, и на Суд слетелись бесчисленные полчища ангелов уничтожения, облаченных в черные одеяния, и каждый из них говорил: «Я был сотворен в такой-то день, когда этот человек произнес благословение без надлежащего намерения». И тогда судьи Высшего Суда порвали свои одежды и так же поступил автор книги, наблюдавший за происходившим. Сказали представшему перед Судом: «Зловонная капля, как же ты не убоялся…» Суд принял решение предоставить осужденному выбор: отправиться в Преисподнюю или вернуться назад в мир для следующей реинкарнации, и он избрал Преисподнюю.

В книге «Пардес» сказано: «Не подумай в душе, что так же, как ты представляешь себе буквы Б-жественных имен, таковы же их формы в высших мирах. Не дай Б-г такое сказать! Ведь ты материален, и нельзя делать упрощенные суждения о духовных мирах». В комментариях к сидурам приводятся слова Аризаля: «При упоминании имени Г-спода должны содрогнуться все органы человека. Следует быть осторожным в том, чтобы не произнести Б-жественное имя впустую на любом и тем более на святом языке, и, в особенности, проходя по нечистым закоулкам».

В книге «Шаарей Ора» сказано: «Четырехбуквенное имя — корень и основа всех Б-жественных имен, в которых упорядочены и вознесены “сфирот”, миры и колесницы. Все буквы и огласовки зависят от него, и каждое творение существует в нем. Насколько же необходимо быть внимательным при упоминании Б-жественного имени! Знай, что у тебя на устах все имена, колесницы и миры со всем наполняющим их. И сказано: “Не вознеси имя Г-спода, Б-га твоего, впустую, ибо не очистит Г-сподь того, кто тщетно вознесет имя Его”[20]. Как малозначимое и приниженное творение может произнести устами великое имя, возносящее все высшие и нижние воинства? Он сотрясает высшие миры и все воинства небесных ангелов, которые вопрошают друг друга: “От чего сотрясается мир?” И отвечают: “Нечестивец упоминает Б-жественное имя, от чего содрогаются земля и Небеса” и изрекают: “Вот прошел злодей…” Если у дерева слабые корни, то колышутся его ветви и дрожит листва. Когда заурядная личность произносит Б-жественное имя впустую, содрогаются все высшие и нижние воинства…»

Посмотрите, мои братья и друзья, возлюбленные моей души, сколь сильно, не дай Б-г, сотрясаются высшие и нижние миры из-за упоминания человеком имени Г-спода без возвышенного намерения. Почему же, ступая в святую обитель, на протяжении всей молитвы мы, не задумываясь, без намерения сердца, произносим великое и святое имя Г-спода, благословен Он, и другие имена нашего Создателя и Творца, а также благословения при исполнении заповедей и благодарности за пищу. Сколько святых имен мы упоминаем, думая в это время, упаси Б-г, совершенно о другом — о приниженных материальных вещах этого мира. И даже если некто размышляет о Торе, но не делает этого в страхе и трепете, все же произносит имя Б-га впустую. И не охватить стыд и не скрыть позор! Как он поднимет свой взор после кончины, когда его спросят об этом? Это предупреждение принесет большую пользу каждому, помогая ему быть внимательным в молитве, остерегаться, не дай Б-г, когда-либо упомянуть имя Творца без возвышенного намерения.

Также необходимо быть аккуратным, изрекая «Г-сподь, Б-г наш, Царь мира», не произнести эти слова бесчувственно и второпях, но задуматься над сказанным хотя бы на иностранном (близком ему) языке и возрадоваться вознесенности Б-жественности среди святого народа и величию царства Всевышнего. Ведь сказано в Талмуде: «Каждое благословение, в котором нет упоминания имени и царствования, не является благословением»[21]. Наши мудрецы имели в виду, что недостаточно произнести устами «Г-сподь, Б-г наш, Царь мира», не понимая значения этих слов хотя бы на иностранном языке и не воспринимая их сердцем. Какой смысл в том, что человек изрекает: «Г-сподь, Б-г наш», если не ощущает, что находится непосредственно перед Ним? Разве можно ответить на такое «Благословен Он и благословенно имя Его», как это установили наши мудрецы? Неужели слова «Царь мира» могут быть существенными, если они изречены устами бездумно, и сразу же после них человек произносит следующие слова, не восприняв сердцем, что Г-сподь царствует над всем миром. Разве это является исполнением постановления наших мудрецов? Сколь велик позор! Произнося «Царь мира», необходимо испытать радость в сердце из-за вознесенности Б-жественности и величия Его царства. Помни, мой брат и друг, и не забудь, человек моего уровня, чтобы не потребовалось напоминать тебе об этом, когда мы будем говорить о других благословениях.

Вернемся к омовению рук по утрам. Каждый еврей должен хорошо уяснить: все постановления мудрецов имеют свой явный или скрытый источник в святой Торе. Их установили Люди Великого Собрания, среди которых были последние пророки, постигшие сокрытые таинства. Они сделали это в целях исправления высших вознесенных миров, а также душ и тел людей на земле. Об омовении рук по утрам говорится в приведенном выше повествовании книги Зоар: до омовения рук человек является нечистым, а после этого становится святым. И, несомненно, каждый может сам почувствовать, что до омовения по три раза каждой руки, как это положено по закону, его руки — тяжелы, а после ему становится легче. Исполнением заповеди омовения рук человек очищает свою душу и тело, а также осуществляет большое исправление в высших мирах. Это ярко отражено в формулировке благословения: «עַל נְטִילַת יָדַיִם» — «о вознесении рук»: «אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו» — «Который освятил нас Своими заповедями», ибо, исполнив эту заповедь, человек становится святым, как приводилось выше в книге Зоар. И конечно же необходимо произносить это благословение с большой радостью, поскольку этой заповедью Творец освящает нас — народ Израиля. И такое же намерение нужно иметь при омовении рук перед едой, поскольку это установили наши мудрецы из-за нечистоты рук. И этого достаточно наделенному мудростью.

Глава 3. Первые благословения

Во многих источниках и в своде законов Шульхан Арух разъясняется суть благословения «אֲשֶׁר יָצַר אֶת הָאָדָם בְּחָכְמָה» — «Который создал человека в мудрости…», и все же я не удержал перо писца, любящего лаконичность изложения. Ведь нет толкования, которое не содержало бы в себе еще более глубокого смысла. Размышление над чудесной мудростью и могуществом Творца, раскрывающимися в создании всех творений в мире, в особенности в том, что касается человека и его внутренних органов, должно пробудить в сердце желание вознести восхваление и благодарность Б-гу. Поэтому, произнося «Который создал человека в мудрости», необходимо задуматься: могущество Г-спода! Могущество Г-спода! Следует испытать большую радость оттого, что мы, святой народ, служим Б-гу! И также, изрекая «וּמַפְלִיא לַעֲשׂוֹת» — «созидающий дивное», требуется размышлять о смысле этих слов и возрадоваться величию Творца: могущество Г-спода! Могущество Г-спода!

И, несомненно, благословение, произнесенное с таким намерением, желанно Творцу и раскрывает Его величие во всех мирах. Ведь известно из многих источников и в особенности из святой книги Зоар, что мысль человека достигает больших высот, и она более значима, чем речение. Поэтому слова и деяния, осуществленные без возвышенного намерения, пусты и бессмысленны. Верное свидетельство этому мы находим в книге «Ховот Алевавот»: «Совершившему преднамеренное убийство положена смерть по решению Сангедрина, если же это произошло непреднамеренно, то человек свободен от наказания, несмотря на то, что свидетели видели совершенное его руками деяние. Какова причина этого? — Отсутствие намерения! А совершившему преднамеренное убийство положена смерть из-за его злодейского умысла. Это доказывает, что деяние человека в первую очередь определяется его мышлением»[22].

И так же сказали мудрецы Талмуда: «“Во всем, что человек выразит в клятве…”[23] — В принятии клятвы должен быть человек»[24]. Имеется в виду, что необходимо иметь ясное намерение, а не бездумно озвучивать некие слова. И каждому, наделенному разумом, понятно, что молитва или благословение, произнесенные без намерения сердца, не имеют силы. Например, если некто говорит «סְלַח לָנוּ אָבִינוּ כִּי חָטָאנוּ» — «Прости нас, Отец наш, ибо мы согрешили», но не осознает смысла своих слов, поскольку отвлекся в это время на посторонние мысли, изрек их впустую. Мои братья и друзья, как Всевышний может простить его за совершенный грех, если он сам не осознает, что просит об этом? И совершенно очевидно, что если человек молит Творца о прощении только мысленно в своем сердце, не произнося этого устами, то Б-г принимает его молитву, как сказано: «Я, Г-сподь, прозреваю сердце, испытываю сокрытое в человеке, чтобы воздать каждому по поступкам его, по плодам деяний его»[25]. В первом разделе этой книги я уже приводил слова книги Зоар о том, что в этом мире все зависит только от желания[26]. И так об этом сказано:

«Весь мир и происходящие в нем деяния обретают святость не иначе, как в результате желания сердца» (Зоар, гл. Микец, стр. 195).

Помните это и воспряньте духом, обратите внимание на сказанное здесь и не забудьте, мои братья и друзья, возлюбленные моей души, что суть человека — в его мышлении, а не в словах, однако для молитвы и благословения требуется также и речь, приводящая к исправлению высших миров. И так сказано в книге Зоар:

«Каждая молитва и просьба, обращенная к Всевышнему, благословен Он, должна быть произнесена устами, иначе это не молитва и не просьба. Когда же слова исходят из уст, они попадают в небесное пространство, поднимаются, взлетают и начинают звучать. Их принимает ангел и помещает в святую обитель перед Царем» (Зоар, гл. Аазину, стр. 294).

Однако первостепенной является мысль, поскольку она, как известно, выше речения, и достаточно этого замечания.

После благословения «אֲשֶׁר יָצַר אֶת הָאָדָם בְּחָכְמָה» — «Который создал человека в мудрости…» следует сразу же с пробуждением души произнести «אֱלֹהַי נְשָׁמָה שֶׁנָּתַתָּ בִּי טְהוֹרָה» — «Б-г мой, душа, которую Ты дал мне — чиста». И в продолжении этих слов: «Все время, пока душа во мне, я благодарю Тебя, Г-сподь, Б-г мой и Б-г моих отцов, Повелитель всех созданий, Господин всех душ» восхищение должно постоянно нарастать. И в завершении благословения: «Благословен Ты, Г-сподь, возвращающий души в безжизненные тела» в сердце человека окрепнет вера в то, что Всевышний, благословен Он, воскресит мертвых. Пусть каждый размышляет о могуществе и чудесах Всевышнего, благословен Он, Который воскресит всех умерших, начиная с Первого человека и кончая последними поколениями, для нескончаемого позора или вечной жизни. Могущество Г-спода! Могущество Г-спода проявится, когда Творец возвратит каждую душу в ее тело, даже истлевшее в земле тысячи лет назад! Поэтому следует воспринять сердцем с сильнейшей радостью, особенно в благословении «מְחַיֵּה הַמֵּתִים» — «воскрешающий мертвых»: могущество Г-спода! Могущество Г-спода! И, с Б-жьей помощью, я продолжу говорить об этом.

Глава 4. Утренние благословения

Аризаль отмечает, что после этих трех первых благословений произносят восемнадцать утренних благословений, начиная от «הַנּוֹתֵן לַשֶּׂכְוִי בִּינָה» — «Дающий петуху (сердцу) способность различать между днем и ночью» и до благословений на Тору. Мои братья и друзья, конечно же все они требуют намерения сердца и должны быть произнесены с восхвалением и благодарностью. Поэтому я пришел разъяснить людям моего уровня, какое намерение необходимо, чтобы, не дай Б-г, благословение не прозвучало бездушно. И восприми главный принцип: все благословения на исполнение заповедей, благодарность и удовольствия установили Люди Великого Собрания. Они сделали это не только из-за их влияния на высшие миры, но и для того чтобы каждое мгновение евреи вспоминали о Творце и Его Б-жественности. Так говорит Рамбам: «Благословение произносят на удовольствия и перед исполнением заповедей. Они были установлены мудрецами для восхваления и благодарности, чтобы человек постоянно помнил о своем Творце…»[27] Продолжает Рамбам: «Все благословения разделяются на три вида: удовольствия, заповеди и благодарность, чтобы постоянно помнить о Творце и трепетать перед Ним»[28]. И дальше сказано: «Все благословения сформулировал Эзра и его Дом Учения…»[29]

Требуется быть очень внимательным в том, чтобы каждое произнесенное устами благословение было преисполнено благодарности, чувства и понимания смысла. Только тогда в сердце пробудится любовь к Творцу и трепет перед Ним, как об этом пишет Рамбам, — и в этом основная цель благословений. Но если некто вообще не задумывается о восхвалении и благодарности в благословениях, исходящих из его уст, то откуда возьмется мудрость, приводящая к любви к Б-гу и трепету перед Ним? И этого достаточно наделенному разумом.

Теперь, с Б-жьей помощью, я разъясню простое намерение, необходимое для утренних благословений, иначе «испорчено это, угодным Б-гу не будет»[30] и вообще не считается благословением. Ведь само слово «благословение» означает восхваление человеком Творца. И да будет Б-г мне в помощь, и да поддержит мои силы!

Благословение «הַנּוֹתֵן לַשֶּׂכְוִי בִּינָה» — «Дающий петуху (сердцу) способность различать между днем и ночью» разъясняет Тур: «“Услышав крик петуха, произносят: “Благословен Г-сподь.., дающий петуху (сердцу) способность различать между днем и ночью””[31]. Сердце на языке Писания называется “שֶּׂכְוִי”, как сказано: “Кто вложил в человека мудрость и дал сердцу — “שֶּׂכְוִי” понимание?”[32] Сердце обладает пониманием, благодаря которому люди различают между днем и ночью. И поскольку петух ощущает начало утренней зари, и в Аравии петуха называют “שֶּׂכְוִי”, мудрецы установили нам произносить это благословение, услышав утренний крик петуха»[33]. Пишет Абудерхем: «Мы произносим благословение в связи с пониманием петуха, приносящего пользу людям, поскольку они пробуждаются от его крика и встают со своих постелей, узнав о приближении утра. И это чудо, поскольку только петух и никакое другое творение в мире, включая человека, обладающего глубоким мышлением, не представляет, когда начинает светать. Петух также ощущает наступление полночи и издает крик». Согласно этим комментариям, при произнесении данного благословения следует испытывать радость из-за величия Б-жественности, раскрывающейся в сокровенных чудесах, — ведь Он дал птице такие уникальные способности. Еще больше могущество и чудеса Творца чувствует сердце человека из плоти, умеющего воспринять мудрость и знание, размышлять над чудесами, как об этом говорится в первом разделе нашей книги[34]. Задумаемся, какое могущество Г-спода раскрывается в этом, и возрадуемся всем сердцем!

О благословении «שֶׁלֹּא עָשַׂנִי גוֹי» — «что не создал меня неевреем», установленном на начало нашего появления на свет, пишет Абудерхем: «Спросили рабби Меира Алеви Абулафью, может ли гер произносить это благословение? И он ответил, что оно касается создания человека, поэтому его не произносит гер, а только тот, чье зачатие и рождение произошло в святости». Из его слов следует, что сердце человека должно преисполниться радости и ликования, — ведь Создатель сотворил его в Общине Израиля, а не среди народов мира, где бы он поклонялся идолу, литому истукану и деревянному чурбану, не имея представления о Б-жественной цельной святой Торе, могуществе, чудесах и сокровенной мудрости Творца, раскрытых нам — святому народу. Поэтому радость человека, охваченного восхищением и любовью к Б-гу, возрастает настолько, что практически освобождает его от телесности. И разве не воспламенится его сердце, как пылающий огонь, от радости и восхищения при произнесении этого благословения? И тогда он вознесет восхваление и благодарность Г-споду из глубин души за то, что был избран в Его святой доле в народе Израиля. Следует приблизиться к Его Б-жественности, царствованию и господству, да будет Он вознесен. И не только во время произнесения этого благословения, но и в другие часы дня каждому в Израиле будет правильно воспринять это всей душой, возрадоваться, восхвалять и благодарить Г-спода в сердце и мыслях. И, несомненно, служение с таким намерением будет более желанно Творцу, чем все остальное, что мы — святой народ — осуществляем перед Ним, да будет благословенно Его имя. Эта радость включает в себя всю святую веру, что легко понять каждому, наделенному разумом.

Пусть в сердце и в мыслях еврей восхваляет и благодарит Г-спода, произнося благословение «שֶׁלֹּא עָשַׂנִי עָבֶד» — «что не создал меня рабом». Имеется в виду кенаанский раб, который, хотя и находится на более высоком уровне в глазах Вездесущего, чем нееврей, но все же не достиг святости сына Израиля, поскольку на него распространяются только заповеди, возложенные на женщин, и он родился от нечистого семени.

Также и благословение «שֶׁלֹּא עָשַׂנִי אִשָּׁה» — «что не создал меня женщиной». Еврейская женщина — дочь народа Израиля и родилась от чистого семени, но при этом она все же свободна от изучения святой Торы и исполнения заповедей, связанных со временем. Поэтому было установлено, что еврейский мужчина обязан восхвалять и благодарить Г-спода в сердце и мыслях, поскольку соблюдением предписывающих заповедей и изучением святой Торы Он освятил его больше, чем женщину.

Произнося благословение «פּוֹקֵחַ עִוְרִים» — «дарующий зрение слепым», раскрывают глаза. И хотя молиться следует с закрытыми глазами[35], после завершения благословения «дарующий зрение слепым» пусть раскроет глаза, чтобы подчеркнуть Б-жественное могущество, проявившееся в даровании людям зрения. Ведь человек может открыть и закрыть глаза по своему желанию, и сколь великая мудрость в этом сокрыта! А насколько уникальна мудрость сотворения глаз, которые являются частью тела, но обладают чудесным свечением. Поэтому, произнося это благословение, давайте с большой радостью задумаемся: могущество Г-спода! Могущество Г-спода!

В благословениях «מַלְבִּישׁ עֲרֻמִּים» — «одевающий нагих», «מַתִּיר אֲסוּרִים» — «освобождающий узников», «זוֹקֵף כְּפוּפִים» — «выпрямляющий согбенных» правильно иметь намерение, приведенное в Талмуде[36] и в Шульхан Арухе[37]. Следует обрести истинную веру в то, что все молитвы и благословения установили Люди Великого Собрания на основе сокровенных тайн высших миров. А желающий утолить жажду знания, пусть изучает Писания Аризаля. Я же имею цель раскрыть в моем труде только простой смысл восхвалений и молитв, чтобы помочь человеку обрести возвышенное намерение, ибо это необходимо всем нам. Важно понимать, что каждая молитва приводит к большим исправлениям в высших мирах. И тот, кто проник в Б-жественную тайну, должен иметь возвышенное намерение при произнесении благословения «זוֹקֵף כְּפוּפִים» — «выпрямляющий согбенных», ибо имеется в виду также Б-жественное присутствие. И пусть возрадуется его раскрытию вскоре, в наши дни, и этого достаточно для наделенного разумом.

Произнося благословение «רוֹקַע הָאָרֶץ עַל הַמָּיִם» — «возвышающий сушу над водами», надо задуматься: могущество Г-спода! Ведь земля вздымается над водами по речению Г-спода, да будет Он благословен. И необходимо испытать большую радость в сердце, ибо в этом — основа нашего служения.

Благословение «שֶׁעָשָׂה לִי כָּל צָרְכִּי» — «давший мне все необходимое» требуется произносить с большой радостью в сердце и верить полной верой в то, что Всевышний, да будет Он вознесен, заботится обо всех наших потребностях. В особенности человек, которому Г-сподь даровал хлеб, одежду, дом и все, в чем он нуждается, пусть произнесет это благословение с сильнейшей радостью, вознесет восхваление и благодарность за прошлое и обретет непоколебимую веру на будущее. И хотя это благословение было установлено в связи с надеванием обуви, необходимо включить в него также благодарность за все добро, даруемое Г-сподом, да будет Он вознесен. Так пишет Абудерхем: «Смысл этого благословения в том, что все время, пока человек босой, он не может выйти из дома, чтобы заняться своими делами. Поэтому надевание обуви в определенном аспекте обеспечивает его потребности».

В благословении «הַמֵּכִין מִצְעֲדֵי גָבֶר» — «направляющий шаги человека» мы задумываемся над чудесной мудростью Творца, благословен Он, создавшего людей с органами, суставами и мышцами ног, обеспечивающими им возможность движения. И возрадуемся в сердце: могущество Г-спода!

Для разъяснения благословений «אוֹזֵר יִשְׂרָאֵל בִּגְבוּרָה» — «перепоясывающий Израиль мощью» и «עוֹטֵר יִשְׂרָאֵל בְּתִפְאָרָה» — «венчающий Израиль великолепием» я приведу слова Абудерхема: «Сказано в Талмуде: “Опоясавшись ремнем, произносят: “перепоясывающий Израиль мощью””. Раавад говорит, что речь идет об одежде, а Рамбам считает, что имеется в виду пояс, как сказано: “Он утверждает горы силой, перепоясан мощью”[38], а также: “Обвяжи, как муж, чресла твои, Я спрошу тебя, и ты поведай Мне. Где был ты, когда Я основал землю? Скажи, если обладаешь разумом”[39]. И еще намек на это содержится в словах пророка: “Ибо как пояс прилегает к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь Дом Израиля и весь Дом Йеуды, — сказал Г-сподь, — чтобы они были Мне народом и славой, и хвалой, и великолепием…”[40] И сказано “мощью”, поскольку к поясу крепится оружие воина». Произнося это благословение, необходимо мысленно с большой радостью воздать хвалу и благодарность Г-споду, да будет Он вознесен, за то, что Он приблизил нас — святой народ — к Его Б-жественности, как пояс, прилегающий к чреслам человека.

Благословение «עוֹטֵר יִשְׂרָאֵל בְּתִפְאָרָה» — «венчающий Израиль великолепием» созвучно словам царя Давида: «Он избавляет от Преисподней жизнь твою, увенчивает тебя милостью и милосердием»[41], а также изречению пророка Йешаягу: «Ты — раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие!»[42] Суть этого благословения в том, что евреи носят головной убор в знак служения Г-споду. Мы называемся народом Израиля, поскольку Б-жественное присутствие пребывает среди нас, а не среди других народов. Произнося это благословение, следует преисполниться радости оттого, что Всевышний восхищается нами!

Для разъяснения благословения «הַנּוֹתֵן לַיָּעֵף כֹּחַ» — «дающий уставшему силы» я приведу слова Тура: «Это благословение установлено в связи с тем, что вечером люди вверяют Всевышнему, благословен Он, свои утомленные дневными тяготами души, и Он возвращает их утром спокойными и безмятежными. Рассказывает Мидраш: ““Они обновляются каждое утро; велика верность Твоя!”[43] Человек из плоти и крови оставляет залог своему товарищу, и тот возвращает его прохудившимся и потрепанным. Но люди каждый вечер вверяют свои уставшие и утомленные души Всевышнему, и Он возвращает их обновленными и спокойными”[44]»[45]. Все это необходимо иметь в виду, произнеся это благословение, и благодарить Всевышнего.

Благословение «הַמַּעֲבִיר חֶבְלֵי שֵׁנָה מֵעֵינַי» — «прогоняющий сон с моих глаз» установлено в связи с омовением лица. И так сказано в Талмуде: «Умыв лицо, произносят: прогоняющий сон с моих глаз»[46]. Всевышний пробуждает человека от сна, и он ощущает, что утреннее омовение лица делает его новым творением. Поэтому с большой радостью в сердце следует благодарить за это Г-спода!

Мои братья и друзья, пусть никто из вас не скажет, что все приведенное здесь — слишком тяжелое служение, которое невозможно осуществить. Будьте уверены, возлюбленные моей души, если произнести эти слова с восхищением, то сразу же возникнет глубокое намерение и пробудится радость в сердце. Иногда становится невозможно перейти от одного благословения к следующему из-за восхищения, вызванного постижением могущества и чудесной мудрости Б-га. И, несомненно, нельзя считать себя свободным от обретения изложенных здесь намерений, без которых молитва не имеет силы. Поэтому после завершения одного благословения правильно не сразу переходить к следующему, но немного повременить, и только после этого продолжать дальше. Например, если некто изрек «давший мне все необходимое» и тут же начал благословение «направляющий шаги человека», но не прочувствовал в сердце и в мыслях благодарности Г-споду за Его беспрестанную заботу о себе, а лишь произнес это устами, то об этом сказано: «И сказал Г-сподь: когда приближается этот народ, своими устами и губами почитает Меня, но сердце его далеко от Меня, и его трепет передо Мною — заповедь, исполняемая по привычке (бездушно)»[47]. И так следует поступать во всей молитве: после завершения одного благословения повременить со следующим до тех пор, пока не ощутит в сердце и в мыслях благодарность Всевышнему. И это незамедлительно пробуждает радость.

Два последующих благословения «וִיהִי רָצוֹן» — «Да будет Твоя воля, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, наделить нас прилежанием в изучении Твоей Торы…» и «וִיהִי רָצוֹן» — «Да будет Твоя воля, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, спасти меня…» установлены для исправления души. Так сказал Аризаль: «Первое благословение предназначено для ослабления господства чуждых сил над нашим внутренним миром, а второе — над внешним». И, конечно, эти слова читают неторопливо и с глубоким намерением.

После этого начинают благословения на изучение Торы. Их произносят с большой радостью, в особенности благословение «אֲשֶׁר בָּחַר בָּנוּ מִכָּל הָעַמִּים» — «Который избрал нас из всех народов» и воздают благодарность Г-споду, да будет Он вознесен, за избрание народа Израиля в Его святую долю, дабы мы служили Ему соблюдением заповедей и изучением Торы. Так говорит Тур: «При произнесении благословения на Тору: “Который избрал нас из всех народов” следует иметь в виду Б-жественное Откровение, когда Г-сподь привел нас к горе Синай, дал нам услышать Свои речения, прозвучавшие из огня, и даровал нам святую Тору — основу нашей жизни, высочайшую ценность, которой Он наслаждается каждый день»[48]. Необходимо воспринять сердцем значимость благословений на Тору, как разъясняется в Талмуде: «“Есть ли такой мудрец, который понял бы это и с кем говорил бы Г-сподь? Пусть объяснит он, за что погибла земля, выжжена, как пустыня, и никто не проходит по ней. И сказал Г-сподь: за то, что оставили они Тору Мою, которую Я дал им, и не внимали голосу Моему, и не следовали ему”[49]. Сказали наши мудрецы: “…оставили они Тору Мою” означает, что не произносили благословения на Тору с возвышенным намерением»[50]. Эти слова также приводит Тур. И как не восхитятся наши сердца при произнесении этих благословений, испытывая благодарность Г-споду за то, что Он избрал нас для служения Ему и изучения Его святой Торы?!

Глава 5. Оплакивание в полночь разрушения Храма

После восемнадцати утренних благословений пусть еврей в полночь пробудит свое сердце для молитвы, приведенной в книге «Шаарей Цийон» и в сидурах, дабы скорбеть и оплакивать изгнание Б-жественного присутствия и разрушение Храма. И даже если он не встал ровно посреди ночи, пусть прочтет «Тикун хацот» сразу же после пробуждения, перед изучением Торы. Оплакивание изгнания Б-жественного присутствия и разрушения Храма — очень важное служение Творцу, да будет Он благословен. Ведь праведники в Ган Эдене, все небесное воинство и Сам Всевышний каждую ночь плачут из-за разрушения Храма. И так об этом сказано в Зоар Хадаш:

«Всевышний, благословен Он, заходит в полночь (в Ган Эден), все встают… Глас звучит посреди небесного сада: “Припомни, Г-сподь, день Иерусалима сынам Эдома, говорившим: разрушайте, разрушайте до основания его”[51]. Тогда происходит смятение и раздается крик. И все находящиеся там праведники плачут. В глубинах небесного сада раздается Глас, звучащий в 39-ти небесных сводах. Он выходит оттуда, ударяет небесные своды и раздается страшный крик, от которого приходят в смятение все небесные воинства. И тогда начинает дуть ветер…» (Зоар Хадаш, стр. 43).

Продолжает Зоар Хадаш:

«Во второй страже стоят ангелы, именуемые “Скорбящими о Цийоне”, которые оплакивают разрушение Храма. Когда в полночь кричит петух, Творец призывает: “Пробудитесь оплакивать Храм все ангелы мира”, как сказано: “Высшие ангелы стенают снаружи, ангелы мира горько плачут”[52]. Все они собираются вместе скорбеть о Храме. Во всех небесных воинствах происходит смятение, все святые колесницы стенают и плачут, и Всевышний, благословен Он, плачет вместе с ними… Тогда сотрясаются небесные своды, и все воинства и колесницы изрекают: “Песнь Асафа: Б-г, пришли народы во владение Твое, осквернили Храм святой Твой, превратили Иерусалим в руины. Отдали трупы рабов Твоих на съедение птице небесной, плоть благочестивых твоих — зверям земным”[53], а также “У рек Вавилона мы сидели и плакали, вспоминая Цийон”[54]» (Зоар Хадаш, стр. 68).

В Священном Писании разъясняется, что каждый день после полуночи Б-жественное присутствие оплакивает свое страдание. Поэтому человек, который привел к этому бедствию своим грехом, должен сопереживать Всевышнему в Его горе. Мы обязаны скорбеть и пребывать в трауре из-за страдания Б-жественного присутствия, что следует из слов пророка Йешаягу: «Радуйтесь с Иерусалимом и ликуйте о нем, все любящие его! Веселитесь с ним, все скорбящие о нем»[55]. И так сказано в книге Зоар:

«Святое небесное царство принижено, а нечестивое царство упрочилось, и человек должен скорбеть и чувствовать себя приниженным вместе с ним. И когда оно будет вознесено и весь мир станет ликовать, то возрадуется так же и он, как сказано: “Веселитесь с ним, все скорбящие о нем”[56]» (Зоар, гл. Вайигаш, стр. 210).

И так сказано в книге Зоар:

«“Голос провидцев твоих — подняли голос они, вместе ликовать будут, воочию увидев возвращение Г-спода в Цийон”[57]. Кто такие провидцы? — Это ожидающие, когда Всевышний, благословен Он, смилуется над нами и возведет Свой Храм! Но почему сказано “подняли голос”, а не “поднимут голос”? Из этого мы видим, что каждый, оплакивающий разрушение Храма Всевышнего, благословен Он, удостоится сказанного далее: “вместе ликовать будут” и увидят его отстроенным в радости» (Зоар, гл. Бешалах, стр. 55).

Следует быть очень внимательным и постоянно осуществлять это служение даже в короткие ночи. И так сказал Аризаль: «В летние дни, когда после полуночи не остается много времени, лучше отложить изучение Торы и прочесть “Тикун хацот”». Еврей должен представить перед собой Б-жественное присутствие, как сказано: «Вставай, взывай в ночи в начале каждой стражи, как воду, изливай сердце свое перед Г-сподом…»[58]


 

[1] Шир Аширим 8:13.

[2] Теилим 134:1.

[3] Там же.

[4] Теилим 134:2.

[5] Шир Аширим 6:11.

[6] Сокрытый Мидраш, стр. 17.

[7] Ийов 35:10.

[8] Там же.

[9] Теилим 26:6.

[10] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 4:10.

[11] Коэлет 5:1.

[12] Йешаягу 29:13.

[13] Йешаягу 6:3.

[14] Мишлей 28:24.

[15] Дварим 32:6.

[16] Мишлей 1:8.

[17] Мишлей 28:24.

[18] Брахот 35б.

[19] Берешит 1:22.

[20] Шмот 20:7.

[21] Брахот 40б.

[22] Ховот Алевавот, вступление.

[23] Ваикра 5:4.

[24] Швуот 26а.

[25] Ирмеягу 17:10.

[26] Основа и корень служения, Первые врата, гл. 5.

[27] Мишна Тора, «Законы благословений» 1:3.

[28] Мишна Тора, «Законы благословений» 1:4.

[29] Мишна Тора, «Законы благословений» 1:5.

[30] См. Ваикра 19:7.

[31] Брахот 60б.

[32] Ийов 38:36.

[33] Тур, «Орах Хаим», гл. 46.

[34] Основа и корень служения, Первые врата, гл. 2.

[35] Всю молитву следует произносить с закрытыми глазами, чтобы усилить свое намерение и не отвлекаться на происходящее вокруг, иначе как если молящийся пользуется сидуром. — Примечание переводчика.

[36] См. Брахот 60б.

[37] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 46:1. «Проснувшись от сна, следует произнести: “Б-г мой, душа, которую ты дал мне чиста…”, услышав крик петуха — “дающий петуху разумение”, одевшись — “одевающий нагих”, прикоснувшись к глазам — “дарующий зрение слепым”, сев — “освобождающий узников”, встав — “распрямляющий согбенных”, опустив ноги на землю — “возвышающий сушу над водами”, обувшись — “наделивший меня всем необходимым”, идя — “направляющий шаги человека”, опоясавшись — “перепоясавший Израиль мощью”, надев головной убор — “венчающий Израиль славой”».

[38] Теилим 65:7.

[39] Ийов 38:3-4.

[40] Ирмеягу 13:11.

[41] Теилим 103:4.

[42] Йешаягу 49:3.

[43] Эйха 3:23.

[44] Мидраш Теилим 25:1.

[45] Тур, «Орах Хаим», гл. 46.

[46] Брахот 60б.

[47] Йешаягу 29:13.

[48] Тур, «Орах Хаим», гл. 47.

[49] Ирмеягу 9:11.

[50] Недарим 81а.

[51] Теилим 137:7.

[52] Йешаягу 33:7.

[53] Теилим 79:1-2.

[54] Теилим 137:1.

[55] Йешаягу 66:10.

[56] Йешаягу 66:10.

[57] Йешаягу 52:8.

[58] Эйха 2:19.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.