Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
И если вызовет удивление тот факт, что слово «душа» происходит от слова «дыхание», а ведь мы наблюдаем со всей очевидностью, что человеческое дыхание есть воздух, восходящий из области сердца снизу-вверх. Тем более, что это аспект «ор хозэр» («возвратный свет»[1]), не являющийся высшим аспектом.
Но дело в том, что душа называется словом, указывающим на дыхание, не потому, что имеется в виду дыхание человека, но здесь подразумевается, говоря языком подобия, дыхание уст Благословенного, как сказано: «И вдунул в его уста дыхание жизни» (Брейшит 2:7).
И уже уподобили мудрецы наши (Бавли, Санэдрин 91а, начало главы «Хелек») идею происхождения духа жизни в человеке изготовлению стеклянных сосудов, говоря о воскресении мертвых, и сказали так: «Раз это (возможность восстановления) справедливо для стеклянных сосудов, которые изготавливает своим духом человек[2], то сколь более справедливо это для … крови и плоти, сделанных духом Святого, благословен Он». И так же это приведено в мидраше «Шохер тов» на книгу Теилим, гл. 2[3], см. там.
Ибо обсуждаемое схоже с аналогией, ведь если мы обратим внимание на уста мастера, изготавливающего стеклянный сосуд, в момент работы, то обнаружим в нем три аспекта. Первый аспект, когда воздух дыхания еще находится в его устах, до того момента, когда он достигает внутренности полой трубки, его можно назвать только «дыхание» (нешима). А второй аспект, когда воздух входит внутрь трубки, и становится протяженным, как линия, тогда называется «дуновение» (руах). Третий, низший аспект, когда выходит это дуновение из трубки и входит в стекло, и распространяется в нем, пока оно не станет таким, каким было угодно стеклодуву[4], и тогда он прекращает дуть, и тогда появляется «отдушина» (нефеш), от слова прекращение и отдохновение.
Подобно этому суть и три аспекта нефеш, руах и нешама, дарованные, говоря языком аллегории, дуновением уст Благословенного, где аспект нефеш является низшим и полностью пребывает в теле человека.
Аспект же духа, руах, является излиянием свыше, ибо верхний его конец и край связан и держится наверху за низшую часть аспекта нешама, и он спускается и входит также и в тело человека, где привязывается с высшей частью аспекта нефэш, как сказано: «Пока не изольет на нас дух свыше» (Йешая 32), «изолью дух Свой» (Йоэль 3), то есть он даруется человеку как излияние свыше, как мы сказали и как еще объясним далее в гл. 17, подробно, как именно устроена их связь.
Однако, аспект нешама — это само дыхание, внутренняя суть которого прячется в неведомом[5], и источник его благословенный, говоря аллегориями, находится внутри дыхания уст Того, Чье имя благословенно, ибо сама ее суть вообще нисколько не входит в тело человека[6], и Адам — первый человек — удостоился ее сущности прежде грехопадения, а вследствие греха она отошла из него и осталась лишь покрывать его извне[7].
И затем лишь Моше Рабейну удостоился вместить внутрь своего тела сущность нешамы, почему и получил название «человек Б-жий» (Дварим 33:1)[8], ибо, как известно, все три мира, т.е. миры брия, йецира и асия, начиная с их аспекта нешама и выше, представляют собой абсолютную б-жественность[9], как об этом написано в книге Эц Хаим.
А кроме него не удостоился ее ни один человек[10], но лишь светлые искры света сверкают от нее на голову человека, который удостоится ее, каждый сообразно своему уровню и ступени.
И смотри в Райя Меэмна на главу Насо (123б): «“И вдунул в ноздри его дыхание жизни” — это образ, который над человеком…[11]», и в «Зоар Хадаш» на книгу «Рут» (64в): «И если удостоится… немедленно спускается на него большая сила сверху… пробуждается на него свыше святое пробуждение и пребывает на человеке, окружая его со всех сторон. И то пробуждение, которое пребывает на нем, исходит из высшего места, и имя ему — нешама», см. там.
И она дает человеку дополнительное разумение, чтобы он мог постичь сокровенную мудрость, которая таится в нашей святой Торе[12]. И как написано в «Сэфер Тикуним» гл. «Лех леха» 79б: «Нешама пробуждается в человеке в аспекте бина (“разумение”)». И в «Зоар Хадаш» («Рут», 64а): «И пробуждается в нем в высшей мудрости (хохма илаа)…»
И см. в Эц Хаим («шаар мохин де-катнут», гл. 3): «Однако не всякий человек удостаивается ее. И знай, что тот, у кого есть сила в его поступках… будет у него удивительная память о словах Торы, и постигнет все тайны Торы… и раскроются ему тайны Торы правильным образом». И см. далее об этой вещи в ее высшем корне[13], и поймешь.
И об этом говорит Писание (Ийов 32:8): «Действительно, дух это в человеке, и дуновение Г-сподне дает разум» — т.е. аспект руах спускается, привносится и входит в человека, но нешама, которая есть «дуновение Г-сподне», т.е. дуновение уст Благословенного — сама ее сущность не привносится и не раскрывается внутри человека, ибо она обитает в высотах, внутри уст Благослвенного, выражаясь языком иносказаний, но она лишь дает ему разумение своими искрами свыше, чтобы помочь ему постигнуть глубины тайн святой Торы.
А то, о чем говорит Зоар и мудрецы Каббалы, что обиталище аспекта нешама — мозг человека, то они имеют в виду те искры ее блистающего света, которые просвещают постижением человеческий мозг и разум, но не саму ее сущность.
И в основном они говорят об аспекте трёх первых сфирот руаха[14], тайне «мозгов» (мохин), которые иногда сверкают, а иногда отходят, приходя в тайне «добавления» тому, кто удостаивается этого, как известно, но не об основном аспекте нешама. И так пишет наш великий Учитель, благочестивый гаон рабби Элиягу в своем комментарии на книгу Эйхалот, второй чертог.
И все едино, ибо низший аспект нешамы, который сверкает в интеллекте и разуме человека, помогая ему в разумении, это и есть те «три первые сфиры в его мозгах», как мы объясним далее, с помощью Всевышнего.
Комментарий
Как предисловие к служению раскаяния (тшувы), которое будет объясняться в главе 17 и далее, автор говорит о возвышенности души человека. В начале главы он приводит аллегорию Мудрецов, уподобивших нисхождение духа жизни в человека изготовлению стеклянных сосудов. И говорят Мудрецы, что как стеклянный сосуд можно починить, поскольку он изготавливается стеклодувом с помощью дыхания, так и человека можно исправить, поскольку он как бы изготавливается «дыханием» Творца, говоря иносказательно. На первый взгляд, возможность починить стеклянные сосуды — в отличие от керамических — связана с тем, что они делаются посредством плавления. Но Мудрецы говорят о более духовном пласте. Глубинная суть их слов такова: керамические сосуды мастер делает руками, и хотя руки также часть человека, у них нет отношения к его внутренней сути, ибо когда дают что-то руками другим, не дают нечто изнутри человека. Поэтому керамический сосуд стоит сам по себе, и если он разбился — невозможно его исправить. А стеклянные сосуды производят выдуванием ртом, который открыт вовнутрь человека, и потому сам стеклодув как бы связан с сосудом, и даже если сосуд разобъется, его можно починить, поскольку стеклодув все еще жив.
Автор приводит несколько источников тому, что высшая душа (нешама) не входит в тело человека, но лишь светит на него сверху. Хотя душа и является частью человека, она несравненно выше всех его индивидуальных сил. Если бы человек постиг свою душу, он умер бы от страха, что и произошло с евреями у горы Синай при даровании Торы, когда они умерли от силы постижения искр света души, и нужно было их воскрешать, как приводят Мудрецы. Душа подобна «посольству» одной страны в другой: оно находится на территории чужой страны, но к ней относятся законы той страны, которую она представляет. Душа, с одной стороны, находится в нашем мире и связана с человеком, а с другой — относится к миру, который весь находится со Всевышним.
Цель снисхождения высшей души, как пишет автор — в том, чтобы учить человека Торе и давать ему разумение в тайнах сокровенной Торы. Это нужно понимать в широком смысле: высшая душа дает человеку связь с высшими духовными мирами и какое-то понимание духовности, возможно интуитивное. Тайны Торы изучаются путем уподобления одного другому, а не через исследования и интеллектуальный анализ, поскольку цель в них — достичь полного и всеобъемлющего видения, и только через него раскрываются вещи во всей своей глубине. Тот, кто хочет относиться к сокровенной Торе правильным образом, должен развить в себе интуицию, чтобы чувствовать и отвергать вещи, в которых есть слишком много анализа. Поэтому тайная Тора называется «мудростью каббалы» (хохмат аКабала). Мудрость — означает восприятие вещей в их целостности, в отличие от разумения (бина), связанного с анализом.
[1] Это продолжение вопроса. Душа должна прийти свыше, а дыхание человека, которым он возвращает воздух, который ранее вошел в его легкие, есть «возвратный свет», и не может быть выражением души. Ведь высшая категория есть аспект источника, и она не получает энергии ни от чего другого, а как бы от самой себя.
[2] Раши на слова «которые изготавливает человек»: ибо когда он делает сосуд, то у него есть трубка, в которую он дует, и так рассказывают мастера.
[3] Раз стеклянный сосуд, будучи изготавливаемым дуновением человека из плоти и крови, если разобьется, может быть починен, то сколь более человек, будучи изготовлен дуновением Святого, благословен Он, как сказано: «и вдунул в ноздри его дыхание жизни».
[4] В конце созидания становится ясно, в чем заключалось желание мастера изначально. Подобно этому, мир Асия есть цель всех миров.
[5] Душа как бы находится у Всевышнего, и потому она неведома.
[6] Ограниченность тела не в состоянии вместить душу.
[7] См. четвертые врата, конец гл. 28.
[8] См. далее, третьи врата, гл. 13 и гл. 14, и «сборник речей» 14.
[9] Уровень нешама настолько аннулирован по отношению к Творцу, что невозможно различить его как нечто отдельно. См. комментарий в конце главы.
[10] См. вторые врата, гл. 17 о том, что Ханох удостоился даже «нишмата ле-нишмата», т.е. «души самой души», и когда достиг этой ступени, не мог материальный мир стерпеть его, и он был вынужден уйти из мира. Также и пророк Элиягу ушел из нашего мира, когда удостоился немного того высшего сияния.
[11] Из этого видно, что она не внутри, а именно «над» человеком. Образ — полная «схема человека», целый мир над головой.
[12] См. четвертые врата, гл. 28, что первый из наших праотцов, удостоившись аспекта души своей души («нишмата ле-нишмата»), мог любоваться с ее помощью высшим сиянием — душой души святой Торы, и высшие премудрости были открыты ему.
[13] Имеется в виду следующая глава, где выясняется, что и у высшего управления есть, если можно так выразиться, душа, которая окружает его и светит внутрь него.
[14] Это интеллектуальные силы руаха (духа), которые управляют основной сутью человека, которая и находится в руах.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего